Главная Культура 00:22 14 Мая 2021 9292
Каются поодиночке. И не брызжа слюной

Ну что ж, вернемся к Володину, Астафьеву и праправнуку Николая I Димитрию Романову

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Александр Володин и Виктор Астафьев многое знали о войне – и сумели рассказать об этом так, что забыть невозможно. Фото: Yury Pilipenko, Konstantin Kokoshkin//Russian Look, globallookpress.com

Писатель Виктор Шендерович выступил на «Эхе Москвы» и в соцсетях с заявлением. Под этим текстом появились несколько тысяч восторженных лайков. Не будь их, не стала бы вступать в спор с автором, пусть остаются эти речи на его совести. Но тут, чувствую, надо бы кое-что прояснить, ведь задеты дорогие имена.

Итак, цитирую Виктора Шендеровича. «Когда три дня назад в эфире я говорил о добре и зле, которые надо осторожно распутывать в военной теме, я удивительным образом НЕ вспомнил Александра Володина. Того самого, автора «Пяти вечеров» и «Осеннего марафона». А ведь он воплощение этой темы! И герой войны, проливавший кровь за родину, — и оккупант, советский солдат, «освобождавший» в сороковом году Латвию... Та вина жила в нем. И она ничуть не отменяла ни его мужества, ни подвига солдат Великой Отечественной. Наоборот: именно способность отделить зерна от плевел, разобраться в своем прошлом и открывает человеку (и нации) путь в будущее. Просить прощения — удел сильных...»

Весь этот пассаж, кажется, написан для одного: чтобы в конце, подытоживая, назвать нас всех «ущербной нацией» (другое словцо от Шендеровича я опущу).

Ну об ущербных нациях рассуждать не берусь. С этим, пожалуй, стоило бы обратиться к Гитлеру, он-то знаток был по этой части. А вот тот факт, что Шендерович 9 Мая заговорил об Александре Володине и как бы от его имени, меня задел. Кто-то может подумать, что автор «Осеннего марафона», «Пяти вечеров» и других замечательных произведений действительно требовал от нас массового покаяния. Это неправда!

Мне тоже довелось быть знакомой с Александром Моисеевичем. Удивительно непафосный, деликатный, ранимый был человек. Принадлежал к тем людям, которые точно знали, что «быть знаменитым некрасиво». Берусь утверждать, что и ныне он не стал бы кидаться громкими фразами в угоду нынешней моде — настолько это было против его натуры.

Володин не был публичным человеком в сегодняшнем, вульгарном смысле этого слова. Мог слиться с толпой, «от обожанья уклоняясь», ходить по своей Петроградской стороне неузнанным. А ведь он был человеком театра, кино, его пьесы были популярны. Но не он сам! В этом разница. Он был скромным человеком. Замечательный драматург, сомневался в своих способностях. «Я-то знал, что я бездарный» — это можно было слышать от него постоянно, и в том не было рисовки.

Звоню ему из редакции газеты «Ленинградский рабочий», волнуюсь, прошу его стихов для публикации.

«Да что вы, какие стихи!» — доносится из трубки. И Володин убеждает меня, что стихов писать не умеет. Растерявшись, начинаю доказывать, что видела его поэтическую подборку в литературном журнале, стихи замечательные, вот только подавать их надо по-иному...

Кто я? Вчерашняя студентка журфака, а Володин — уже Володин. Но назавтра Александр Моисеевич в редакции высыпал на стол пачку разрозненных листов со стихами. Уверяя, что ничего интересного тут нет, так, какая-то ерунда.

Публикация вышла прекрасная, но самой удивительной для меня стала реакция автора. Володин заявил, что сам никогда бы не додумался так стихи объединить. Это все — не о моих редакторских способностях, это об Александре Володине, широте его души, об отношении к людям.

«Стыдно быть несчастливым» — тоже его урок. Он всегда помнил, что вернулся с войны, а другие не вернулись. Отношение к жизни как к подарку — вот что двигало им. Да, он говорил о своей вине перед Литвой, что он пришел туда «оккупантом», но это была его личная вина, его личное прозрение. Это был результат его трудной духовной работы. Ведь он был тем самым красноармейцем, который в первые дни войны был подвержен всеобщему угару скорой победы и шапкозакидательства...

«Как нас подвели к Литве... До войны, до войны еще... И сказали: к такому-то часу открыть огонь по таким-то точкам. А за 10 минут до этого — приказ: огня не открывать, твою мать, входим через границу. А на другой день в газетах было написано, что Эстония, Латвия и Литва добровольно присоединились к братскому Союзу Советских Республик. Так их было жалко, жалко, как тех, про кого я писал. А с Чехословакией что было... боже мой! Когда наши танки вошли туда, я с ними уже дружил... Мне очень нравились чешские фильмы — «Любовь-блондинка» Формана. Мне очень нравился театр чешский. Я был ошеломлен прелестью этой страны».

Но ни в какой степени Володин никому не диктовал: кайтесь! Настолько это несовместимо с его личностью, с его обостренной совестливостью. «Человек, которому стыдно» — так даже фильм про него назывался. Но чтобы он сам кого-то принуждал к коллективной ответственности? Это так глупо и пошло, что просто немыслимо для него. Это Шендерович с криками «Покайтесь!» не замечает, что становится пародией, водевильным отцом Федором из «Двенадцати стульев». Кто должен каяться? Перед кем? Красная армия в том, что спасла мир от нацизма?

Коллективная ответственность, как мы хорошо знаем, есть попытка размазать ответственность личную и тем самым избежать возмездия. Володин ни в чем подобном замечен не был. Наоборот, он был требователен к себе и удивительно нежен, милостив с другими. Никому никаких требований не выдвигал — только себе самому. Много говорил и писал об одиночестве. Этому тоже можно у него поучиться. Он не был церковным человеком, но покаяние понимал как нечто глубоко личное. Потому что он не был профанатором.

Как и Виктор Астафьев, на которого тоже так предвзято и так некстати ссылается Шендерович. Фронтовик Астафьев требовал от советских военачальников, этих «истребителей русского народа», покаяния и имел на это право: «Сколько потеряли народа в войну-то? Знаете ведь и помните. Страшно называть истинную цифру, правда? Если назвать, то вместо парадного картуза надо надевать схиму, становиться в День Победы на колени посреди России и просить у своего народа прощения за бездарно «выигранную» войну, в которой врага завалили трупами, утопили в русской крови...»

Шендерович трактует это с точностью до наоборот: «И вместо того, чтобы громыхать гусеницами и пердеть танками, надо открыть архивы в честь очередного 9 Мая. Чтоб мы все могли, кто хочет прочитать, как оно было. И ужаснуться. Покаяться, как советовал Виктор Петрович Астафьев... В этот день мы должны каяться и просить прощения. А не праздновать чего-то».

Виктор Астафьев всегда знал, что он празднует 9 Мая. Да и мы знаем, и люди доброй воли знают.

Праправнук Николая I Димитрий Романов, на тот момент руководитель Объединения рода Романовых, приезжая помолиться 17 июля у Екатерининского придела Петропавловского собора, где с 1998 года погребены останки последнего русского императора, членов его семьи и слуг, говорил мне в интервью: «Россия должна помнить свое прошлое. Молодые Романовы, или Ивановы, или Петровы пускай тоже вспоминают родину, семью и то, что Россия пережила во время войн и бедствий. Когда я встречаю ветеранов, я тоже стараюсь для них что-то сделать. Ветераны защищали мою Родину и Родину моего отца.

Молодые кузены в США, Франции и других странах знают это и чувствуют. Каждый несет это в сердце. И помнит ужас того, что случилось в России в прошлом веке, — войны, голод, бедствия. Как можно забыть Ленинград, блокаду, то, что творилось здесь! Мне даже думать об этом трудно. Нужно помнить, что было, но идти вперед».

Заметьте, князь, чьи родители когда-то были изгнаны из России, приезжал на панихиду по своим родственникам, убитым здесь соотечественниками. Но никого каяться не призывал, к современной повестке ужасные события прошлых лет не подверстывал. Был рад уже самому звучанию русской речи. Которая благодаря Победе осталась свободной и оплачена такой немыслимо высокой ценой.

Фестивальные хиты «Опасная близость» и «Актерище» появились в онлайн-кинотеатрах

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадры с сайта kinopoisk.ru

В Москве прошел фестиваль стриминговых платформ Original+, в котором приняли участие 11 ярких новинок. Гран-при завоевала комедия «Актерище» с Дмитрием Нагиевым в главной роли. А приз «За оригинальное...

Сыгравший главную роль в фильме «Почтарь» актер, можно сказать, его спас

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
За Петровым интересно наблюдать каждую минуту его экранного существования, о его герое интересно размышлять. Кадр с сайта

С фестивального экрана - и сразу в широкий прокат. Такой стремительный путь проделал фильм Андрея Разенкова «Почтарь», который участвовал в программе только что завершившегося Московского международного кинофестиваля. Нынче этот...

Пройдемся по городу на Неве со сборником стихов Николая Заболоцкого

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
В 1929 г. Николай Заболоцкий снял комнату в Ленинграде на Большой Пушкарской улице, 36, в квартире № 9. Фото: Russian Archives, globallookpress.com

Классика русской поэзии Николая Заболоцкого (1903-1958), выдающегося переводчика не видно и не слышно в сегодняшнем Петербурге. Ни в топонимике, ни в городской скульптуре, ни в каких других популярных...

Более 250 фильмов из 50 стран покажут на Московском международном кинофестивале, который стартует на днях

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма «Семейное счастье» с сайта kinopoisk.ru

ММКФ — один из старейших кинофорумов в мире. На протяжении десятилетий фестиваль был для наших зрителей настоящим «окном в мир». Здесь представляли свои ленты Федерико Феллини, Марсель Карне, Анджей...

Телеканал «Россия» завершил показ сериала «Адмирал Кузнецов»

Сергей Беднов
Труд
Кадр с сайта kinopoisk.ru

На подходе еще дюжина проектов о Великой Отечественной. Хотя и так ежегодно появляется немалое количество фильмов о войне. Только чем их больше, тем чаще гложет сомнение: а все ли продюсеры, начиная работу,...

Вахтанговский театр показал на фестивале «Черешневый лес» коллективное сочинение «Солнце Ландау»

Любовь Лебедина
Труд
Байопик в стилистике клипов читается в виде последних известий из жизни гениального физика. Фото: tvoyplanetary/globallookpress.com

В нынешнем году мир отмечает 100-летие квантовой механики. У истоков которой стоял в том числе и Лев Ландау, выдающийся советский физик. Ну и при чем тут сцена? Не скажите! Вахтанговский театр решил показать...

Какие современные фильмы о войне западают в душу

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма «Брестская крепость» с сайта

В советское время были созданы сотни картин о подвиге народа в годы Великой Отечественной войны. Среди них такие шедевры, как «Баллада о солдате», «Летят журавли», «А зори здесь тихие»,...

В отличие от персонажа Веры Алентовой из фильма «Москва слезам не верит» у теперешних героинь есть один надежный путь «наверх»

Сергей Беднов
Труд
Катерине Тихомировой приходилось очень несладко

На носу Первомай. Раньше он назывался День международной солидарности трудящихся. В конце 80-х она приказала долго жить, а определение «трудящийся» стало ассоциироваться с нехорошим словом «нищеброд»....

Актер раскрыл «Труду» секрет своей отличной физической формы, а также кое в чем признался насчет работы

Элиза Светлова
Труд
Дмитрий уверяет: он пожилой человек, на ладан дышит. Что-то незаметно. Фото: Анатолий Ломохов, globallookpress.com

Сериал «Санкционер» снимают для телеканала СТС. Кино об олигархе, который попал под санкции, обеднел и вернулся в родной провинциальный городок. В главной роли — Дмитрий Нагиев. Запланировано 17 серий...

Культура 00:06 / 18 Апреля 2025 5608
В десятку!

Топ-10 фильмов, которые нельзя пропустить на ММКФ

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Кадр из к/ф «Семейное счастье». Фото: kinopoisk.ru

Военной драмой «В списках не значился» по роману писателя-фронтовика Бориса Васильева 17 апреля открылся Московский международный кинофестиваль. Он продлится до 24 апреля. В программе киносмотра...

Вряд ли данные строки знакомы Бену Аффлеку, признавшемуся, что он ненавидел костюм Бэтмена

Труд
Фото: DC Entertainment/Zumapress.com, globallookpress.com

Любому зрителю, рожденному в СССР, конечно, памятны эти слова песни из новогодней комедии «Чародеи». Если кто забыл, продолжаются они так: «непринужденно, легко и вальяжно». Вряд ли данные строки знакомы...

Культура 20:01 / 26 Апреля 2025 5262
Не прекрасные няни

Анна Хилькевич уверена: далеко не все няни так прекрасны, как в известном сериале

Труд
По словам Анны, она уже прогнала с полсотни кандидаток. Фото: Наталья Шатохина/news.ru, globallookpress.com

Наверное, в каждой второй мелодраме, идущей на «России» или «Домашнем», милая девушка из провинции устраивается няней к детям богатого холостяка. И, конечно, оказывается сущим ангелом. Но далеко...

Об этом читателям «Труда» рассказала оперная дива Василиса Бержанская

Ульяна Калашникова, Санкт-Петербург
Труд
Василиса Бержанская в опере «Анна Болейн», Немецкая опера (Берлин). Фото: Imago/Martin Müller, globallookpress.com

Творческий график оперной певицы Василисы Бержанской расписан на годы вперед, а ее рабочая неделя может проходить сразу в нескольких странах. Сегодня выступление в Венской опере, завтра — в Ла Скала,...

Московский музей Рахманинова на грани ликвидации

Елена Широян, искусствовед
Труд
Дому 6/2 на Большой Ордынке московские власти нашли другое применение. А Рахманинова попросили на выход с вещами… Фото из открытых источников

«Подыщем классику новый дом, попроще. И вообще, не слишком ли много в Москве музеев? А тут еще частные плодятся. И занимают здания в центре столицы!» Не так ли рассуждают в столичной...

Режиссер хотел избежать сентиментальности, слащавости, и это ему удалось

Анна Чепурнова
Труд
В премьерном спектакле Сирано постоянно ведет бой. Фото с сайта театра «Сатирикон»

В «Сатириконе» Константин Райкин выпустил «Сирано де Бержерака» Ростана. Еще осенью он рассказывал «Труду» про то, что думал об этой постановке давно и что это единственный случай, когда на сцене его театра...

Как маэстро Канторов несет классику в массы

Людмила Безрукова, Санкт-Петербург
Труд
Фото: Heiner Heine/imagebroker.com, globallookpress.com

Концерты классической музыки в многотысячных залах и в дачных садоводствах, выступления в студенческих клубах и Домах творчества, международные фестивали, собирающие аншлаги в России и за рубежом... И все...