-У вас два "Оскара" и множество других наград, миллионные гонорары, всеобщее уважение и восхищение. Каким должен быть фильм, чтобы вдохновить вас на участие?
- Достигнуть успеха трудно. Однако поддерживать его еще труднее, ваши решения должны соответствовать тому, кем вы стали. У меня были взлеты и падения, но я люблю свою работу так сильно, что никогда не хотел заниматься чем-то еще. Меня привлекают не только насыщенные характеры, но и возможность поработать вместе с качественными актерами. Сценарий, концепция, а в некоторых случаях и режиссер тоже имеют значение.
- Недавно вы получили еще одну награду - имени Чарли Чаплина. Трудно ли вам даются благодарственные речи?
- К этому невозможно подготовиться, возникает чувство неловкости. Я больше не жажду наград - шумное приветствие зрителей значит для меня гораздо больше. Это оправдывает то, как я тяжело работаю. Но, надо признать, награды вместе с приветствиями поднимают боевой дух.
- В Голливуде говорят, что вас можно (по поговорке) "прикладывать к больному месту" - так хорошо вы влияете на тех, с кем работаете или общаетесь. Теперь и я могу это констатировать. Как это у вас получается?
- Я люблю своих коллег, мне всегда хочется, чтобы они чувствовали себя комфортно в моем присутствии. Я думаю, это у меня такой спонтанный талант.
- Трудно ли ощущать повышенный интерес к своей личной жизни?
- Повышенный интерес к моей личной жизни давит на меня, но я стараюсь не обращать на это внимания и трактую ситуацию как игру в известность.
- Это правда, что вы чувствовали себя очень одиноким до того, как встретили свою жену - актрису Риту Уилсон, которая спасла вашу жизнь?
- Жизнь - это процесс познания, и каждый переживает разные времена или, как говорят, полосы, и я ничем не отличаюсь от других. Но я счастлив, что у меня есть такой понимающий партнер. Моя жена играет огромную роль в моей жизни. Я просто не могу представить себя без нее. Я, правда, стараюсь не упоминать ее имени в своих интервью, это она особенно ценит. (Улыбается.)
- Вы сыграли роль Роберта Лэнгдона в "Коде Да Винчи". Почему вы вернулись к своему персонажу?
- Я не собирался этого делать, мне всегда нравится играть на новом поле. Но в том, как Дэн Браун придумал Роберта Лэнгдона, есть что-то уникальное. Это совершенно оригинальный персонаж с провокационным мышлением, а на уровне кинематографа просто неотразимый. Это и трудно, и увлекательно - играть эксперта в такой противоречивой области знаний. Когда мы работали в Риме, я был зачарован окружающими меня древностями. Роберт Лэнгдон смотрит на исторические памятники, как врач - на тело человека, расчленяя единое на разные пласты. Если вы достаточно умны, чтобы заметить хвост и последовать за ним, и достаточно мудры, чтобы сложить скрытые улики, значит, вы сможете раскрыть тайный заговор. И только вы на это способны. Кому же не понравится такая роль?
- Как вы относитесь к тому, что еще до выхода вашего фильма он был раскритикован в Ватикане? А Американская католическая лига собирается провести кампанию против допущенных фальсификаций в фильме и книге.
- У людей есть право высказывать свое мнение, и я доброжелательно принимаю их взгляды. Подобные комментарии не беспокоят меня. Мы не хотели оскорбить чьих-то чувств. Я очень сочувствую людям, которые выдвинули подобные обвинения, они просто не осознают прав киноискусства. "Ангелы и демоны" - это прекрасная выдумка, за каждой сценой которой стоит огромная исследовательская работа. Дэн Браун - мастер своего дела. Пусть зрители сначала посмотрят фильм, а потом обзаведутся собственным мнением. Пожалуйста, не разводите ложных слухов.
- Роберт Лэнгдон - главный романтик "Ангелов и демонов". Вы сохранили эту линию в фильме?
- У нас было не так много времени, чтобы показать романтическую сторону отношений между здравомыслящим Робертом Лэнгдоном и привлекательной Витторией Ветра (ее роль сыграла израильская актриса Аилит Зорор. - "Труд-7"). Дело в том, что "Ангелы и демоны" были первым романом Дэна Брауна, в котором он создал Лэнгдона и представил его своим читателям. Желание Лэнгдона остановить преступление затмило все остальные чувства. Но я с удовольствием допускаю, что в конце этой истории Роберт и Виттория вместе выпьют по чашечке эспрессо или, возможно, по бокалу вина в отеле Hassler на Spanish Step.
- Насколько имидж ЦЕРН (Европейской организации по ядерным исследованиям) в вашем фильме отличается от ее реальной деятельности? И хотите ли вы сыграть в фильме о черных дырах, которые погубят нашу планету?
- Да, только я не хочу играть черную дыру! (Улыбается.) Когда вы впервые подъезжаете к ЦЕРН, вам кажется, что это банк, а рядом заправочная станция. Однако ускорительный комплекс, который расположен глубоко под землей, - это самое удивительное место, которое я только видел в своей жизни. Там ученые со всего мира пытаются проникнуть в тайну законов природы. Когда проходили съемки нашего фильма, ЦЕРН начал эксперименты по разгону Большого адронного коллайдера - самого большого в мире ускорителя элементарных частиц. Благодаря этим экспериментам у ученых может появиться очень мощная энергия, которая возникает в процессе взаимодействия вещества и антивещества. Антивещество не создает никакого загрязнения или излучения, и единая капелька могла бы обеспечить электроэнергией Нью-Йорк в течение целого дня. Или взорвать этот город. Поэтому вопрос заключается в том, кто и в каких целях ее будет использовать. В нашем фильме Виттория в ходе своей работы создает антивещество, капсулу с которым похищают, угрожая стереть с лица земли Ватикан. Запуск коллайдера действительно сопровождался слухами о том, что его работа приведет к образованию черных дыр и что это грозит катастрофой. В общем, антивещество или сохранит мир, или уничтожит его.
- А вы как думаете?
- Я верю в то, что наука сохранит нас... Я стараюсь быть оптимистом. Во время экскурсии по ЦЕРН я думал: "Мы действительно очень могущественные люди".
- В фильме так же много экшна, как и в книге?
- Наш фильм - это лошадиные гонки по Риму. Очень много погонь, много огня, но нет рукопашных боев. Лэнгдон не хватается за пистолет в каждой сцене - он стреляет из пистолета, например, для того, чтобы разбить окно.
- Действительно ли Дэн Браун пишет сценарий по своему роману "Ключ Соломона" - еще одной истории про Роберта Лэнгдона?
- Да, и я, возможно, буду сниматься в фильме "Ключ Соломона", хотя сценарий еще не читал. Но Дэн Браун работает очень быстро, и я уверен, что скоро получу сценарий и решу, стоит ли мне на него подписываться.
- Рон Ховард говорил, что на этот раз был менее почтительным к тексту книги.
- Как вы уже знаете, книга Брауна "Ангелы и демоны" была первой историей про Лэнгдона, но стала вторым фильмом о нем, поэтому волей-неволей нам пришлось кое-что изменить.
- Есть ли у нас шанс посмотреть в будущем фильм Тома Хэнкса, в котором будет играть Рон Ховард?
- Я не думаю, что Рон хочет быть актером, впрочем, не хочу говорить за него. И я не уверен, что хочу быть режиссером. Это тяжелая работа. Я инстинктивно знаю, как подступиться к актерской профессии - к той или иной роли. Мне не нужно никому это объяснять - это моя внутренняя работа. И я думаю, что в этом моя сила еще и потому, что у меня много практики. Если бы я взялся режиссировать Рона Ховарда, я вам гарантирую, что мучил бы его каждый день. Я бы так сильно контролировал его, что в результате он бы покинул съемочную площадку со слезами. (Улыбается.)
- Считаете ли вы, что "Ангелы и демоны" могут возбудить у молодежи интерес к науке?
- Я бы сказал "да".
- Это правда, что во время съемок вы помогли молодой паре обвенчаться?
- Когда мы настраивали аппаратуру для очередной сцены неподалеку от Пантеона, на площади появилась свадебная процессия. Оказалось, что жених и невеста собрались обвенчаться как раз на том месте, где должны были проходить наши съемки. Я просто помог жениху с невестой и ее отцу пробраться между осветительными приборами и другой аппаратурой к месту венчания.
Наше досье
Том Хэнкс родился 9 июля 1956 года в Конкорде, Калифорния. Его отец был шеф-поваром местного ресторана, мать работала там же официанткой. Кроме Тома у них были два сына и дочь. Когда Тому было пять лет, его родители развелись, и по американскому законодательству он вместе с сестрой и братом остался с отцом, который переехал в Калифорнию. Хэнкс - единственный актер, который за последние 50 лет получил один "Оскар" за другим: в 1994 году - за роль умирающего от СПИДа адвоката в фильме "Филадельфия", а в 1995-м - за главную роль в фильме "Форрест Гамп". За продолжение приключений профессора из "Кода Да Винчи" Хэнкс получил рекордный 51 млн. долларов. Том уже 21 год живет в браке с актрисой Ритой Уилсон. У них два сына, кроме того, у Тома есть еще сын Колин и дочь Элизабет от первого брака.