Есть в искусстве произведения знаковые. Трудно представить балет без "Лебединого", "Спящей красавицы", "Дон Кихота"... В этом ряду и глазуновская "Раймонда", написанная в конце позапрошлого века и поставленная великим Мариусом Петипа в 1898-м. Не каждый театр даже высокого академического класса может позволить себе поставить этот балет. Дело даже не в освоении и не в сложностях постановки - очень непросто удержать "Раймонду" в репертуаре. Она капризно требует постоянного напряжения сил. Исполнителям необходимо постоянно находиться, как говорят, "в струне". В "Раймонде" как бы фокусируется в единое целое то, что и составляет настоящее искусство, магнетическую прелесть балета. В разные годы, помимо Петипа, балет ставили Горский и Лавровский, им дирижировали Файер и Светланов, оформляли Коровин и Вирсаладзе. И уж точно весь сонм великих перетанцевал Раймонду - от Марины Семеновой, Майи Плисецкой, Елены Рябинкиной, Натальи Бессмертновой... простите, неупомянутые народные и прославленные, - до сегодняшних наших примадонн.
Юрий Григорович поставил "Раймонду" в Большом в 1984-м. Успех, несравненные Наталья Бессмертнова и Александр Богатырев, гастроли в престижном и требовательном зарубежье, прекрасные отзывы... Не в каждом сезоне балет появлялся в репертуаре достаточно часто. Но главное - спектакль, в котором Григорович собрал, кажется, все лучшее из балетной классики, начиная с Петипа, удержался в репертуаре театра до 2000-го.
Короткий период легкого забвения - и вот стремления балетмейстера и театра совпали. Новая постановка, которую 75-летний Юрий Николаевич и балет осуществили благодаря неиссякаемой своей энергии и творческому порыву за невиданно короткий срок - всего, говорят, за пару недель! В этом балете, по-моему, сгусток всей балетной философии Григоровича. Ни секунды неосмысленного действия. Балетмейстер безжалостно расправился с пантомимой. Долой и прочь, несмотря на то, что ее, в балете упорно насаждаемую, вроде бы и требует простенький сюжет. Усилена роль кордебалета, превращенного (вместе с Раймондой) в главного героя спектакля.
Жаль, не увидит премьеру всегдашний соратник Григоровича по теперь уже далеким прежним временам художник Симон Вирсаладзе. Только теперь в Большом театре воплотился его замысел, опробованный еще в 1989-м в "Ла Скала" в Милане. До чего же хорош декорационный колорит. Темно-синий насыщенный цвет, звенящий тон, на фоне которого развивается действо. Или грезы Раймонды и оживающий в первом акте иссиня-синий кордебалет - мурашки по телу! - и взрывающийся невольной овацией зал.
Вообще давненько здесь не слышали таких совсем не клакерских "браво" и не видели такого количества букетов. Сам Юрий Николаевич уверяет, что ему "не стыдно за четыре равноценных, хорошо подготовленных состава". В партии Раймонды готовы выйти четыре балерины. Надежда Грачева танцевала в первом премьерном спектакле. Наталья Игоревна Бессмертнова готовила заглавную партию с молодой Машей Аллаш, и, конечно, поэтому здесь своя, особая трактовка этой роли. 22 мая Раймондой быть Галине Степаненко, которая танцевала ее на этой сцене у Григоровича, если не ошибаюсь, еще в 1994-м.
Но мне, откровенно признаюсь, повезло. Я увидел Раймонду в исполнении Анастасии Волочковой. Балетной, да и не только балетной, личности, взбудоражившей многих, о балете даже толком и не слышавших. Она необычайно красива для балерины. Опровергает все стереотипы представлений о примерной танцовщице - обязательно тонюсенькой, не слишком высокой. Волочкова исключительно стройна, по-русски белокура, по-европейски загорела, отнюдь не тонка. Она и внешне настолько привлекательна, что когда сарацинский рыцарь - темпераментный Дмитрий Белоголовцев - начинает свои па, пытаясь соблазнить Раймонду, ему невольно сочувствуешь. Не пройдет, Абдерахман, эта белокурая красавица не для вас. Иногда Волочкову упрекают в отсутствии драматизма, "клеймят" ее как всего лишь супертехничную балерину. Да, Анастасию вряд ли привлекут на сложные драматические роли во МХАТ или в Малый, хотя кто его знает. Но она прибавила и в актерском мастерстве. Зато техника Насти отточена. Не в драматизме суть. Заслуга Волочковой, помимо всего прочего, и в том, что она привлекает к ее любимому балету внимание тех, кто "просто" ценит женскую красоту. Возможно, отсюда и такое неприятие Насти престарелыми критикессами. Но в "Раймонде" она прекрасна, и, надеюсь, в этом убедятся даже сурово порицающие ее за пренебрежение всеми признанными канонами - и балетными, и жизненными. Здесь я веду речь о чрезвычайной притягательности "Звезды", а не только о балетном мастерстве... Так что еще раз благодарность Григоровичу, вернувшему несколько лет назад Анастасию в Большой. А то бы мы ее только и видели, что во время гастролей какого-нибудь британского балета...
Словом, хорошо, что вернулась "Раймонда". Верится, что это - надолго.