Федеральный профсоюз авиадиспетчеров (ФПАД) время от времени публикует открытые письма президенту России, взывая о помощи. После чего накопившиеся в отрасли проблемы вроде бы решаются и жизнь налаживается. Вот и наступивший 2022 год не стал исключением: на этой неделе авиадиспетчеры обратились к Владимиру Путину с просьбой обратить внимание на отчаянную ситуацию, сложившуюся в Государственной корпорации по организации воздушного движения (ОрВД).
Так что же случилось на крупнейшем стратегическом предприятии, обеспечивающем безопасность полетов в нашем небе? Резкий спад внутренних и международных перевозок из-за пандемии привел к тому, что Госкорпорация по ОрВД потеряла до 60% своих доходов. Понятно, что из-за прекращения полетов пострадала вся гражданская авиация. Финансовая поддержка государства помогла авиакомпаниям не сложить крылья. А вот Госкорпорация по ОрВД ни рубля из бюджета не получила.
«В начале 2020 года предприятие имело 80 млрд рублей положительного баланса, что позволило продержаться в условиях локдауна, выполнить обязательства перед контрагентами и сохранить персонал, — рассказывает корреспонденту «Труда» юрист ФПАД Олег Бабич. — Вначале зарплата выплачивалась в полном объеме, затем ее урезали на 10%, попросили затянуть пояса, отменили премии и 13-ю зарплату, но все же никого не уволили. Однако даже сейчас доходы не позволяют сводить концы с концами, поскольку прибыльные международные перевозки восстанавливаются очень медленно, включая и транзитные полеты иностранных авиакомпаний через территорию России. А на внутренних маршрутах власти в порядке социальной поддержки стоимость аэронавигационного обслуживания сократили вдвое, с рейсов на Дальний Восток плату вообще не взимали. В результате отрицательный баланс предприятия составляет минус 2 млрд рублей ежемесячно».
По поручению Росавиации перед началом пандемии Госкорпорация по ОрВД потратила 20 млрд рублей на оборудование, не критичное для обеспечения безопасности полетов. Следом оплатила 8 млрд рублей за строительство третьей ВПП в аэропорту Шереметьево, закупила дорогостоящую технику и передала ее в подарок аэропорту Симферополь. Владельцами обоих предприятий являются частные лица, подчеркивает Олег Бабич. По сути, Госкорпорация по ОрВД стала финансовым донором для наземных подразделений гражданской авиации.
Вынужденные траты сказались на экономическом положении. Чтобы как-то выровнять баланс, Росавиация дала указание сократить фонд зарплаты и численность персонала. Предложено уволить 800 сотрудников, включая и основной производственный персонал, обеспечивающий безопасность полетов. Общая численность авиадиспетчеров в России — около 9 тысяч человек. «Это уникальные, высококвалифицированные специалисты, — говорит Сергей Ковалев, президент ФПАД и автор открытого письма президенту России. — Увольнение опытных кадров не может не сказаться на качестве предоставляемых услуг. Восстановление высокой интенсивности воздушного движения может произойти в любой момент. На восполнение и подготовку утраченного персонала потребуется несколько лет. Авиадиспетчеров и без того недостаточно, особенно в аэропортах Севера. Профсоюз долгие годы работал над тем, чтобы удержать там молодежь. Разработали жилищные льготы, доплачивали за съемные квартиры, выплачивали подъемные при переезде. Сейчас все северные программы свернуты».
Сколько зарабатывают авиадиспетчеры? Специалист 1-го класса в Московской зоне АУВД получает в месяц до 250 тысяч рублей, руководитель полетов — до 280 тысяч. Молодые специалисты в аэропортах Крайнего Севера могут рассчитывать на 150 тысяч. С региональными надбавками и повышением класса выходят со временем на столичный уровень зарплат. Много? Да не такие уж большие деньги, если учитывать специфику работы.
Приведу показательные данные. На конгрессе авиационно-космической медицины ученые озвучили анализ хронической заболеваемости населения России. К 50 годам в среднем в пять раз ухудшается здоровье граждан по сравнению с возрастной группой 20-29 лет. А среди летного и диспетчерского состава — почти в 37 (!) раз. Причина — стрессы, связанные с профессиональной деятельностью.
Чем характеризуется интенсивность труда диспетчера? Есть какие-то абсолютные цифры — например, количество воздушных судов, находящихся в зоне его ответственности? «Интенсивность вообще не является показателем, — объясняет Сергей Ковалев. — Основная задача — безопасность полетов. Пусть хоть один самолет в воздухе, но ему нужно обеспечить безопасную посадку. Нет такой нормы, переступив которую диспетчер не несет ответственности. В Московском центре АУВД на диспетчера приходится 15 бортов одновременно. Это очень много, у одного оператора их должно быть шесть-семь, не более. Профессионалы высочайшего класса могут одновременно отслеживать движение 18 бортов, но это предел физических возможностей, дальше «картинка» теряется в памяти. А если отказ оборудования, то «картинка» теряется и физически тоже. Еще в советские времена случился фатальный отказ всей техники в аэропорту Внуково в результате пожара. Управление осуществляли с переносного рабочего места на основании той «картинки», что была в памяти диспетчера. Только его профессионализм и спас всех: в воздухе в тот момент находилось несколько бортов. Интенсивность сегодняшнего дня вынуждает иметь двойное, тройное резервирование, но стресс все равно не исключен».
Увольнять диспетчеров и снижать оплату их труда — порочный путь, считает ФПАД. Госкорпорация по ОрВД и ее трудовой коллектив нуждаются в помощи государства. Улучшить положение может возврат средств, потраченных предприятием на государственные программы. «Верните предприятию хотя бы затраты на строительство ВПП в аэропорту Шереметьево», — говорят диспетчеры.
Стоимость аэронавигационного обслуживания (АНО) не менялась с 2010 года. Цена билетов за это время выросла в разы. Стоимость топлива составляет примерно треть от общей цены билета, а стоимость диспетчерских услуг — всего лишь 1%. По мнению экспертов, решение ФАС России о повышении ставок за АНО на 5% на внутренних рейсах и на 10% на международных с марта текущего года ситуацию не спасет. Финансовое состояние Госкорпорации по ОрВД будет только усугубляться.
P.S. В ноябре прошлого года ФПАД обращался за поддержкой в правительство РФ, но ничего не произошло. Теперь по опыту прошлых лет все ждут поручения от главы государства.