Главная Культура 00:05 14 Января 2022 9064
Круговая порука добра

Полина Дашкова получила премию за вклад в жанр детектива, но свои произведения к нему не относит

Виктория Рогозинская
По словам писательницы, первым детективом для нее стала «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях». Фото: Елена Ростунова/Russian Look, globallookpress.com

Накануне нового 2022 года писательница Полина Дашкова, книги которой выходят миллионными тиражами, получила престижную литературную премию «За вклад в развитие жанра», учрежденную телеканалом «Русский детектив». Корреспондент «Труда» встретилась с лауреатом, но разговор почти сразу ушел далеко за рамки детективного жанра.

— Полина Викторовна, самый первый прочитанный вами детектив помните? Когда появилась мысль «Хочу писать так же»?

— Все, что я читала, вызывало желание написать так, как никто раньше не писал. Первым детективом для меня стали, наверное, «Мёртвые души». Нет, пожалуй, все-таки «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»!

— Как-то непривычно относить эти произведения к детективному жанру.

— Понятие «детектив» очень условно. Это ярлык, который, как и все другие, обладает свойством сужать пространство и зашоривать сознание. На то ярлыки и существуют.

— Значит, прибегая к ярлыкам, мы сами себя обкрадываем?

— А человек в 99 случаях из 100 все устраивает себе сам — сам обкрадывает, мучает, даже убивает. Есть в психологии такое понятие — выученная или навязанная беспомощность, когда человек, не имея собственных мыслей, руководствуется теми, что ему вбили в голову, выдавая их за свои.

— Что для вас становится начальным импульсом к новой книге?

— Всегда этот «детский» вопрос... Риторический, не имеющий однозначного ответа. Воплощение замысла начинается с того, что перед тобой возникает история, которая может послужить тропинкой, ведущей к ответу. Но реальные сюжеты никогда полностью в роман не входят. В пять лет мне пришлось публично сказать неправду, хотя я знала, что врать нельзя. На утреннике в детском саду мне пришлось читать речёвку «Мы внучата Ильича». Но у меня же есть дедушки, я их внучка! Странное несовпадение теории и практики, когда речь шла об Октябрьской революции, занимало меня и в школе, и в институте. Я застала моих прабабушек, и дедушки кое-что о том времени помнили, а в книжках и учебниках я читала нечто совершенно противоположное. Из желания разрешить этот парадокс потихоньку вызрела трилогия «Источник счастья».

— Вы получили премию за вклад в детективный жанр...

— То, что я пищу — не детективы. Это классическая беллетристика. Я просто делюсь с читателем тем, что узнала, открыла для себя, и выбираю для этого форму, которая мне максимально доступна и мила. Дальше уже дело читателя, как к этому отнестись. Я веду с ним равноправный диалог, не собираясь его «воспитывать» и что-то внушать: любое навязывание — это вне литературы, вне любого художественного творчества вообще.

— Считается, что у каждого автора есть персонаж, о котором он, как Флобер о мадам Бовари, может сказать — это я.

— Флобер, конечно, кокетничал. Эмма — не он. Есть писатели, которые пишут исключительно о себе. У одних это получается блистательно, у других — совершенно не интересно. Каждое произведение Довлатова — исповедь. Там нет персонажей, только он сам. Ему это поразительно удается. Но это — редкость. В основном, когда автор делает главного героя самым сильным, красивым, умным и ярким, а остальные прыгают вокруг него, как тени — получается такая «подростковая» литература, независимо от паспортного возраста писателя. Он придумывает себя такого, каким хотел бы быть, как это обычно и происходит с подростками. Книга не обязательно выйдет не интересной, но, как правило, энергетического потенциала такого писателя хватает на одно-два произведения, а дальше он начинает, что называется, зависать. Литература начинается с персонажей! Ты видишь других людей не отражениями самого себя, а самостоятельными личностями, которые тебе интересны и важны, даже если это отъявленные злодеи.

— Разве злодей может быть глубокой личностью?

— Вы правы, уточню: злодей вообще не личность. Только оболочка. Жестокость — это именно то, что убивает личность. Человек без совести может существовать физически, даже не подозревая, что душа его уже в аду, в самых нижних кругах, среди вечного холода и льда.

— Когда поставлена финальная точка, кто становится вашим первым читателем?

— Художник и корректор. Дело в том, что я не пишу роман последовательно, от начала к финалу. Когда появляются очередные десять-двадцать страниц текста, я читаю их вслух кому-нибудь из самых близких — на слух многое воспринимается иначе. Смотрю на эмоциональную реакцию: если слушают внимательно и в конце спрашивают, а что дальше — все в порядке. А если внимание плавает, то что бы они потом ни говорили, понимаю — нужно дорабатывать.

— Как относитесь к простоям?

— Спокойно, поскольку отдаю себе отчет в том, что роман требует колоссальной внутренней энергии, а она у любого человека не безгранична. Насильно заставить себя писать невозможно. Так что, если не пишется, не стоит устраивать из этого трагедию. У меня всегда под рукой подушка безопасности — черновики и записные книжки, которые я пишу перьевой ручкой в обычных тетрадках. Их уже накопилось столько, что всегда можно влезть, перечитать и найти что-то полезное.

— А как накапливаете энергию, от чего подпитываетесь?

— Одно из самых больших удовольствий — перечитывать любимые книги. Бунина, Чехова, Паустовского. Набокова — «Король, дама, валет», «Приглашение на казнь», «Дар». Или взять томик стихов Тарковского или Иннокентия Анненского. А Пушкина иногда и открывать не нужно — многое знаю наизусть: прочел про себя любимые стихи, и стало легче. Знаете, в тайге есть такие избушки-заимки, в которых путешественники оставляют продукты и топливо для тех, кто пойдет этим маршрутом после них. Они это делают для совершенно незнакомых людей. Такая круговая порука добра — один из принципов литературы. Ты устал, у тебя неприятности — берешь любимую книжку и попадаешь в это пространство тепла. Человека уже давно нет на свете, а его книги согревают, придают сил, как те запасы в лесных избушках.

— Как вы относитесь к делению литературы на «мужскую» и «женскую»?

— Это тоже ярлыки. Люди навешивают их, чтобы не задумываться. Скажем, «Бедная Лиза» Карамзина — совершенно «женская» проза. Знаю писателей-мужчин, которые по всем ярлыковым критериям должны быть отнесены к разряду «дамской литературы»: внешне он вполне брутален, а внутри — девочка-подросток с массой комплексов. Есть немало и обратных примеров — женщины, кажущиеся хрупкими и ранимыми, на поверку оказываются очень мужественными, сильными и умными. Так что дело вовсе не в том, какого пола автор...

— В обществе все острее становится запрос на справедливость. Не найдя ее в жизни, мы обращаемся к искусству в надежде отыскать в книге или сериале. Согласны?

— Понятие справедливости мне кажется сиюминутным и поверхностным. Я не никогда в нее не верила. Не верю и сейчас, потому что люди, говорящие о ней, как правило, подразумевают под ней только то, что справедливо именно с их точки зрения. Для меня важнее милосердие.

— И поэтому предпочитаете счастливые финалы?

— Ты переживает за героя, он становится тебе близок, а потом автор его убивает, и ты недоумеваешь — зачем вообще было все затевать? Есть люди, считающие, что правда жизни заключается именно в трагичных финалах. Но это — их личное мнение.

— Многие ваши коллеги по цеху сетуют на падение интереса к чтению, вздыхая о навеки утраченной самой читающей стране. Как вы оцениваете ситуацию?

— Сетования на то, что раньше было лучше — абсолютная банальность. Когда я училась в школе, в нашем классе книжки запойно читали человек пять-семь. Я тоже входила в эту категорию. Без книжки себя представить не могла, а летом на даче забиралась с фонариком на чердак, где лежали старые подшивки «Науки и жизни», и читала все подряд. Еще десять-пятнадцать добросовестно читали положенное по школьной программе и что-то для себя, по увлечению — какой-нибудь «Советский спорт». Остальные пятнадцать — в классе было человек тридцать пять — прекрасно обходились без книжек. Похоже, что сегодня соотношение примерно такое же.

— Вот только большинству все сложнее одолевать тексты, где «многа букафф»...

— Да, сегодня это уже вопрос здоровья. И не только физического. На информацию из сети мозг зачастую реагирует неадекватно. Человечество не может перепрыгнуть через свою природу — наш мозг не рассчитан на длительный контакт с электронными носителями. Лет тридцать назад говорили о клиповом сознании, сейчас его переименовали в сетевое, но оно существовало и раньше — комиксы не сегодня придумали. Бумажная книга позволяет человеку дольше оставаться в здравом уме. Ведь это же целый букет ощущений — запах, плотность бумаги, шелест переворачиваемых страниц. Я к электронным прибегаю только в том случае, когда бумажную версию раздобыть не могу, а книга нужна позарез.

— Пандемия, так круто изменившая привычную жизнь, сюжет вам не подкинула?

— Да, я сейчас пишу роман именно об этом. Все происходящее для меня — это война против человеческого иммунитета. Как телесного, так и духовного. Я достаточно неплохо знакома с методами психического воздействия на людей, используемых тоталитарными сектами и военной психиатрией. Мировые правительства осуществляют то, что еще вчера считалось бредом конспирологов. Они пытаются вернуть нас даже не в средние века, а в еще более древние времена, когда жрецы существовали за счет человеческих жертвоприношений. Устоять перед ними, остаться нормальными, разумными людьми, способными отличить черное от белого, очень непросто. Но это единственный шанс...

Фестивальные хиты «Опасная близость» и «Актерище» появились в онлайн-кинотеатрах

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадры с сайта kinopoisk.ru

В Москве прошел фестиваль стриминговых платформ Original+, в котором приняли участие 11 ярких новинок. Гран-при завоевала комедия «Актерище» с Дмитрием Нагиевым в главной роли. А приз «За оригинальное...

Пройдемся по городу на Неве со сборником стихов Николая Заболоцкого

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
В 1929 г. Николай Заболоцкий снял комнату в Ленинграде на Большой Пушкарской улице, 36, в квартире № 9. Фото: Russian Archives, globallookpress.com

Классика русской поэзии Николая Заболоцкого (1903-1958), выдающегося переводчика не видно и не слышно в сегодняшнем Петербурге. Ни в топонимике, ни в городской скульптуре, ни в каких других популярных...

100 лет назад родился великий актер Иннокентий Смоктуновский

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Фото: © Vadim Nekrasov, globallookpress.com

Помните забавный эпизод из фильма "Москва слезам не верит"? Середина 1950-х, праздничная толпа у входа в кинотеатр. "Вы тоже артист?" - спрашивают героини у мужчины, с которым только что поздоровался Георгий Юматов. "Да,...

Сыгравший главную роль в фильме «Почтарь» актер, можно сказать, его спас

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
За Петровым интересно наблюдать каждую минуту его экранного существования, о его герое интересно размышлять. Кадр с сайта

С фестивального экрана - и сразу в широкий прокат. Такой стремительный путь проделал фильм Андрея Разенкова «Почтарь», который участвовал в программе только что завершившегося Московского международного кинофестиваля. Нынче этот...

Более 250 фильмов из 50 стран покажут на Московском международном кинофестивале, который стартует на днях

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма «Семейное счастье» с сайта kinopoisk.ru

ММКФ — один из старейших кинофорумов в мире. На протяжении десятилетий фестиваль был для наших зрителей настоящим «окном в мир». Здесь представляли свои ленты Федерико Феллини, Марсель Карне, Анджей...

Телеканал «Россия» завершил показ сериала «Адмирал Кузнецов»

Сергей Беднов
Труд
Кадр с сайта kinopoisk.ru

На подходе еще дюжина проектов о Великой Отечественной. Хотя и так ежегодно появляется немалое количество фильмов о войне. Только чем их больше, тем чаще гложет сомнение: а все ли продюсеры, начиная работу,...

Вахтанговский театр показал на фестивале «Черешневый лес» коллективное сочинение «Солнце Ландау»

Любовь Лебедина
Труд
Байопик в стилистике клипов читается в виде последних известий из жизни гениального физика. Фото: tvoyplanetary/globallookpress.com

В нынешнем году мир отмечает 100-летие квантовой механики. У истоков которой стоял в том числе и Лев Ландау, выдающийся советский физик. Ну и при чем тут сцена? Не скажите! Вахтанговский театр решил показать...

В отличие от персонажа Веры Алентовой из фильма «Москва слезам не верит» у теперешних героинь есть один надежный путь «наверх»

Сергей Беднов
Труд
Катерине Тихомировой приходилось очень несладко

На носу Первомай. Раньше он назывался День международной солидарности трудящихся. В конце 80-х она приказала долго жить, а определение «трудящийся» стало ассоциироваться с нехорошим словом «нищеброд»....

Культура 00:06 / 18 Апреля 2025 5204
В десятку!

Топ-10 фильмов, которые нельзя пропустить на ММКФ

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Кадр из к/ф «Семейное счастье». Фото: kinopoisk.ru

Военной драмой «В списках не значился» по роману писателя-фронтовика Бориса Васильева 17 апреля открылся Московский международный кинофестиваль. Он продлится до 24 апреля. В программе киносмотра...

Соперничество двух российских кинопремий стало отдельным увлекательным сюжетом

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Фото: © Komsomolskaya Pravda, globallookpress.com

В московском театре «Маска» прошла церемония вручения премии «Ника». Наряду с «Золотым орлом» это одна из главных национальных кинопремий в нашей стране. За «Никой» даже...

Актер раскрыл «Труду» секрет своей отличной физической формы, а также кое в чем признался насчет работы

Элиза Светлова
Труд
Дмитрий уверяет: он пожилой человек, на ладан дышит. Что-то незаметно. Фото: Анатолий Ломохов, globallookpress.com

Сериал «Санкционер» снимают для телеканала СТС. Кино об олигархе, который попал под санкции, обеднел и вернулся в родной провинциальный городок. В главной роли — Дмитрий Нагиев. Запланировано 17 серий...

Вряд ли данные строки знакомы Бену Аффлеку, признавшемуся, что он ненавидел костюм Бэтмена

Труд
Фото: DC Entertainment/Zumapress.com, globallookpress.com

Любому зрителю, рожденному в СССР, конечно, памятны эти слова песни из новогодней комедии «Чародеи». Если кто забыл, продолжаются они так: «непринужденно, легко и вальяжно». Вряд ли данные строки знакомы...

Вокруг шоумена постоянно возникают какие-то слухи

Труд
Фото: © Petrov Sergey, globallookpress.com

Почему-то вокруг этого человека постоянно возникают разговоры с изрядной дозой конспирологии. До февраля 2022-го для всех он был просто преуспевающим шоуменом, имеющим именную программу на Первом канале. Когда началась СВО,...

Об этом читателям «Труда» рассказала оперная дива Василиса Бержанская

Ульяна Калашникова, Санкт-Петербург
Труд
Василиса Бержанская в опере «Анна Болейн», Немецкая опера (Берлин). Фото: Imago/Martin Müller, globallookpress.com

Творческий график оперной певицы Василисы Бержанской расписан на годы вперед, а ее рабочая неделя может проходить сразу в нескольких странах. Сегодня выступление в Венской опере, завтра — в Ла Скала,...

Культура 20:01 / 26 Апреля 2025 4533
Не прекрасные няни

Анна Хилькевич уверена: далеко не все няни так прекрасны, как в известном сериале

Труд
По словам Анны, она уже прогнала с полсотни кандидаток. Фото: Наталья Шатохина/news.ru, globallookpress.com

Наверное, в каждой второй мелодраме, идущей на «России» или «Домашнем», милая девушка из провинции устраивается няней к детям богатого холостяка. И, конечно, оказывается сущим ангелом. Но далеко...

Режиссер хотел избежать сентиментальности, слащавости, и это ему удалось

Анна Чепурнова
Труд
В премьерном спектакле Сирано постоянно ведет бой. Фото с сайта театра «Сатирикон»

В «Сатириконе» Константин Райкин выпустил «Сирано де Бержерака» Ростана. Еще осенью он рассказывал «Труду» про то, что думал об этой постановке давно и что это единственный случай, когда на сцене его театра...