Слушайте все! Слушайте и не говорите, что не слышали! Читайте и завидуйте! В столице Карелии Петрозаводске случилась социальная революция местного масштаба – снижена (не повышена, а снижена!) стоимость проезда в городских троллейбусах: с 17 до 10 рублей за поездку.
Решение принято не от хорошей жизни. Карелия, как и подавляющее большинство российских регионов, находится в условиях острейшего бюджетного дефицита. А петрозаводское предприятие «Городской транспорт» и вовсе попало в предбанкротное состояние из-за накопившихся долгов. Выход нашли нетрадиционный: вместо повышения тарифов или выбивания дополнительных субсидий из бюджета (за счет урезания других социальных статей) попробовали повысить загрузку полупустых троллейбусов.
Эффект оказался потрясающим: даже в условиях праздников, которые народ традиционно проводит за столом, пассажиропоток вырос на 45–52% – в зависимости от дня недели. А с началом первой полноценной рабочей недели последовал ответный удар от частных транспортных компаний: на работу не вышли около 200 водителей маршруток, у которых резко упала выручка. Забастовка закончилась после заявления мэра города Галины Ширшиной: с компаниями, которые не выехали на линии, будут расторгнуты договоры (а это фирмы из Санкт-Петербурга, выигравшие конкурс на транспортные перевозки в Петрозаводске). Еще через день маршрутчики заявили, что снизят цены с нынешних 20 рублей до 15 рублей. Вот бы везде так, а?
Комментируя петрозаводское противостояние, известный ученый, доктор экономических наук Михаил Делягин заявил, что забастовка водителей маршруток представляется ему «в чистом виде злоупотреблением монопольным положением, попыткой уничтожить здоровую конкуренцию. Мы видим нечто похожее на московских рынках, а в транспорте – у московских аэропортов, движение у которых практически наглухо блокируется таксистской мафией, в том числе и «официальной», действующей, насколько можно судить, в полном согласии и кооперации с администрациями аэропортов…»
Разумеется, транспортные проблемы города на этом не закончились. Как заявил руководитель «Городского транспорта» Андрей Афанасьев, нынешний эксперимент продлится в течение ближайших трех месяцев, дальнейшая судьба стоимости проезда будет зависеть от экономической обоснованности. Просчитываются и другие варианты повышения доходности предприятия. Но отметим, что Петрозаводск нынче стал чуть ли не единственным российским городом, для жителей которого новый год начался с нежданной радости – снижения цен.
Небольшого, совсем не главного в жизни, но…
Учтем, что 2014-й год будет трудным для стагнирующей экономики страны. Нас уже не спасают высокие цены на нефть, о которых еще пять-восемь лет назад нельзя было даже помечтать. Но теперь Минфин составил бюджет с 5-процентной экономией по всем основным статьям, отраслям и направлениям. Заморожены тарифы естественных монополий. Принято решение три года не поднимать акцизы на топливо – чтобы не разгонять инфляцию. Государственным компаниям дано указание о 10-процентном сокращении ежегодных оперативных расходов на пять лет вперед. И так далее.
Но разве мы первые и единственные, кому приходится переходить на режим строгой экономии? В Европе в подобных ситуациях власти, бизнес и население начинают заботиться не об увеличении доходов, но о сохранении вектора развития, поддержании самого движения вперед. Экономический кризис в Великобритании, Франции, Италии и других странах – это время распродаж, максимальных скидок, снижения цен и тарифов на все и вся. Падают фондовые индексы, дешевеет недвижимость, но одновременно снижаются цены на продукты питания, товары массового спроса, транспортные услуги и так далее.
Сегодня во Франции, Италии и Австрии идут распродажи модной одежды, а в Испании – распродажи недвижимости. Портал Trivago сообщает о минимальных (с 2011 года!) ценах на гостиничные номера во всех европейских странах. Во Франции, Испании, Турции наперебой дешевеют экскурсионные поездки и туры на отдых. В Греции в одном лишь декабре общий индекс потребительских цен снизился почти на два процента.
И наоборот, попытки повышения доходов за счет потребителя пресекаются на корню. В Германии федеральная почтовая служба, приватизированная в 2000-м году, более десяти лет добивались разрешения повысить тарифы на свои услуги. И наконец получила такое разрешение, но на будущий, 2015 год. На 3%. Учтем, что предыдущее повышение было аж в 1997 году.
Неправедные же способы обогащения на клиентах караются неотвратимо и сурово. Буквально на днях Федеральная служба картелей Германии оштрафовала крупнейшие пивоваренные концерны страны – Bitburger, Krombacher, Veltins, Warsteiner и Barre – за ценовой сговор, в результата которого цена на гектолитр разливного пива выросла на 5–7 евро, а на ящик бутылочного пива – на 1 евро. Расследование продолжается в отношении еще двух пивоваренных концернов и четырех региональных пивоварен из Северного Рейна – Вестфалии. Причем данные о сговоре власть получила от коллег нарушителей этического кодекса германского бизнеса. Решение о штрафе было весьма одобрительно воспринято не только бюргерами, но всем германским бизнес-сообществом.
В России – увы! – вступление в новый виток кризиса сопровождается дополнительными поборами с нашего весьма небогатого населения. Например, в наступившем году регионы начнут переходить на новую систему налогообложения имущества физических лиц – квартиры, дома, дачи, земельные участки. Они теперь будут облагаться налогом не по инвентаризационной, а по кадастровой стоимости – в разы выше.
А Минпромторг уже практически договорился с Минфином об общих принципах перехода с транспортного налога на экологический – как в европейских странах. И если нынешний наш налог привязан к мощности автомобиля, то новый будет учитывать и уровень выбросов СО2. Который, видимо, составит куда более ощутимую сумму – особенно для потрепанного «жигуленка». Для природы это хорошо, но учтем, что в нынешней России почти половина автомобилей эксплуатируется более десяти лет, потому что принадлежат они весьма небогатым владельцам. Вот по ним и ударит в первую очередь новый налог.
Таможенная служба также предлагает дополнительные поборы с граждан – обложить 10-процентными пошлинами заграничные покупки через интернет. Вот вам и еще одна неслабая наценка.
Да и отечественные производители вместе с торговлей не упускают своего. По данным Росстата, только в минувшем декабре по всей России отмечено ощутимое (до 10%) подорожание огурцов и винограда, капусты и картошки, рыбы и молочных продуктов. В группе медикаментов и медицинских товаров заметно увеличились цены на сульфацетамид – на 6,4%. Подорожали также «Ренни», диазолин, бромгексин и настойка пустырника, а также отечественные (!) электронные аппараты для измерения артериального давления. Почему?
Статистики отмечают наиболее заметный рост цен и тарифов на услуги пассажирского транспорта (поездом – до 26,9%). Уже выросли цены на занятия в группах общей физической подготовки, ремонт обуви, отдельные виды медицинских услуг. Подорожали даже похороны!
Такое впечатление, что наши люди – те, что продают нам товары и услуги, – живут в другом государстве, стремясь как можно быстрее хапнуть, исповедуя принцип «умри ты сегодня, а я завтра».
А в итоге плохо становится всем. Социологи отметили, что в российском обществе быстрыми темпами нарастает пессимизм. Согласно опросам аналитического центра портала Superjob.ru, сегодня более половины россиян считают, что жизнь в нашей стране в ближайшие пять лет изменится к худшему. Для сравнения: в 2006 году пессимистов было в 2,5 раза меньше – 21%, а оптимистов почти в три раза больше – 63%.
Экономисты называют эти настроения опасной проблемой, ведь они в конечном итоге ведут к сокращению инвестиций, увольнениям, падению доходов и новой волне пессимизма... Можно было бы привычно вспомнить про замкнутый круг и поставить жирную точку.
Но опыт Петрозаводска свидетельствует: выход из круга есть. Надо только иметь желание его найти.