Эту выставку не отнесешь к самым крупным по размерам, но она, безусловно, среди самых значительных по символике для нынешних новогодних и рождественских дней: Царские врата. Как считается в православии, Божий дух во время службы переходит из алтаря на людей и ведет их к новой, просветленной жизни.
Экспозицию устроил музей «Коломенское» — часть Московского объединенного музея-заповедника. Его коллекции — без малого 100 лет, но корни ее уходят гораздо глубже. В 1920-е годы знаменитый реставратор Петр Барановский, основатель музея в Коломенском, начал свозить сюда то, что можно было спасти из массово закрываемых и уничтожаемых церквей. В том числе Царские врата — центральную и самую украшенную часть внутреннего убранства храма.
Алтарная преграда с многоярусным иконостасом и Царскими вратами посреди — отличительная особенность православной церкви, наиболее развившаяся именно на Руси. Ничего подобного в католических храмах нет. Царские врата к алтарю открывались только в самые торжественные моменты службы, входить в них имели право лишь священники. Украшались врата изображениями самых важных религиозных сюжетов — Благовещения, а также написания Евангелия четырьмя евангелистами. Эти иконы помещались в оправы-киотцы, стилизованно изображающие контуры храма, а множество таких миниатюрных храмов на одних воротах символизировало небесный град Иерусалим с его святыми обитателями.
Символичны и остальные детали врат. Например, растительный орнамент деревянной резьбы, намекающий на родовое древо Христа, где прародителем изображается лежащий внизу Иессей — отец пророка Давида, а наверху — Иисус на кресте или Христос-отрок, еще именовавшийся Эммануилом. В промежутки между резьбой клали цветную бумагу, закрывали ее слюдой, и во время службы она таинственно мерцала от света свечей.
Но сильнее всего притягивают глаз иконы. Например, на Царских вратах рубежа XVII-XVIII веков, где в позолоченной резьбе уже очень заметно влияние европейского барокко, изображения евангелистов все еще следуют древнерусским канонам, а их графическая утонченность достигает предела виртуозности. Сколько теплоты в этой спокойной старательности поз апостолов, в смиренной терпеливости их спутников — вола, традиционно сопровождающего Луку, орла — символа Иоанна, льва — охранителя Марка:
Кроме «живых» врат есть на выставке, например, зарисованные в 1836 году художником и археологом Федором Солнцевым древние врата соседней церкви Вознесения, найденные им при обследовании чердаков и подвалов бывших царских дворцов Коломенского и Измайлово. Ценный документ: уже тогда были утрачены иконы (по причине повреждения врата и были убраны из храма). Но еще присутствует верхняя часть — коруна. К 1924 году, когда врата были забраны Барановским в коллекцию Коломенского, ее уже не было:
Кроме исторической старые рисунки и фото играют, так сказать, логистическую роль, позволяя на малой площади рассказать о многом. Ведь во внутреннем пространстве небольшого Георгиевского храма, где развернута выставка, уместилась только одна десятая богатства музея.
Корреспондент «Труда» поинтересовался — не было ли случаев, чтобы какой-либо из храмов заявил права на свою бывшую собственность? Научный сотрудник музея Ольга Воробьева ответила: не было — во-первых, потому что храмам для служб нужны целые, а не поврежденные объекты, музей же хранит предметы, закрепив их в том состоянии, в каком они поступили. И во-вторых — в большинстве случаев тех храмов теперь просто не существует...