Кажется, впервые за всю историю конкурсов талантов на отечественном ТВ у экрана собираются не только непритязательные малолетки и домохозяйки, но и зрители с определенной мерой вкуса и взыскательности. Даже критики отнеслись к проекту благосклонно. И это неудивительно. Ведь в состязание вступили люди, отобранные по таланту, а не по наличию смазливой внешности и соответствию стереотипам.

Но «Голос» вновь поднял давний вопрос: если у нас в стране так много талантливых певцов, то почему их так мало на телеэкране?

Без перехода на личности

«Голос» — российская адаптация оригинального формата The Voice of Holland, который впервые появился в эфире голландского ТВ в 2010 году. Победителем самого первого шоу, имевшего грандиозный успех, стал 27-летний владелец тату-салона.

Вообще-то так называемых талант-шоу, также покупных, у нас уже было предостаточно. «Народный артист», «Секрет успеха», «Фабрика звезд»... 

Но если в тех конкурсах звезды и продюсеры отбирали участников исходя из собственных представлений о прекрасном, а потом лепили из них то, что считали нужным, то в «Голосе» не имели значения никакие личные характеристики претендентов, кроме наличия у них незаурядных вокальных данных. Неудивительно, что в окончательном списке участников оказалось немало профессионалов, давно и успешно поющих на эстраде и даже в оперном театре.

Наставники (тренеры) в «Голосе» не пытаются изменить своих подопечных, не навязывают свои взгляды на репертуар, а лишь пытаются помочь им раскрыть талант в большей мере.

Кроме того, «Голос» строится не по принципу традиционного реалити-шоу, когда зрителя досконально знакомят с характерами и биографиями конкурсантов, поселив их на время проекта под наблюдение скрытых камер. А действительно как конкурс, где все основные события происходят на сцене.

И вот шоу близится к завершению. Что будет с его участниками дальше?

Кто на чем зарабатывает

Только наивные могут полагать, что подобные конкурсы существуют для того, чтобы открыть начинающим дарованиям дорогу на профессиональную сцену. Это не приемная комиссия театрального вуза. На шоу талантов делают деньги — и очень большие.

Зарабатывают компании, обладающие правами на данный формат. Чем большему количеству телекомпаний в разных странах они продадут лицензию, тем больше навар.

Далее следуют производящие компании. Как известно, тренд последних нескольких лет таков, что телеканалы все меньше и меньше производят сами, предпочитая покупать контент у студий. Это удобно: если тебе понадобилось игровое шоу, ты можешь выбрать того производителя, у кого именно игровые шоу лучше всего получаются. К тому же при наличии конкуренции в данном сегменте производства не грех и поторговаться.

Разумеется, зарабатывают и телекомпании. Если проект оказывается успешным, то денежный поток от размещенной в нем рекламы оказывается весьма велик. Особенно с учетом того, что многие шоу идут по полгода, причем от выпуска к выпуску — по мере приближения финала — зрительский интерес растет, а значит, растет и стоимость минуты размещенной в нем рекламы.

Конечно, нельзя забывать и об SMS-голосовании. Каждый зритель, отдавший голос своему любимцу, платит немного. 15 рублей, ну 30 от силы. А если зрителей миллионы? Во время финала британского шоу талантов «Экс-фактор» два года назад проголосовало около 10 млн зрителей. Каждый заплатил по 35 пенсов. И это только за один вечер! Деньги эти, как правило, делят между собой канал-вещатель и телекоммуникационная компания, осуществляющая обработку сигналов.

Ну и, конечно, многочисленные «прилипалы» в виде печатных СМИ, поднимающих свои тиражи с помощью популярных персонажей. Уж не говоря о продаже рингтонов и прочей мелочи.

Во всей этой финансовой структуре места для самих конкурсантов как-то не находится. Разумеется, есть такие реалити-шоу («Дом-2, например), участники которых получают гонорары. Иногда весьма неплохие. Но конкурсы талантов к их числу не относятся. Наградой их участникам служат мгновенная слава и возможность пробиться в сверкающий мир шоу-бизнеса:

Поп-мафия бессмертна?

Весьма любопытно посмотреть форумы, на которых обсуждается «Голос». Естественно, там есть реплики по поводу исполнителей, отзывы о выборе наставников. Разные, в том числе и весьма нелицеприятные. Но практически везде лейтмотивом проходит вопрос: смогут ли эти талантливые люди прорваться и хоть как-то освежить нашу киснущую в атмосфере самолюбования попсу? И тут же ответ на него: нет, скорее всего, не смогут.

Наши поп-звезды обладают уникальным качеством не гаснуть и даже не тускнеть. Два десятилетия одна и та же компания из двух десятков человек заполняет все праздничные телеэфиры, все обложки таблоидов. Их имена годами мусолят в колонках светской хроники и желтушных программах НТВ. Мы знаем всех их жен, мужей, любовников. Мы знаем, как выглядят их особняки, где они провели уик-энд и т.д.

Во всем мировом шоу-бизнесе так? Да, разумеется. Только почему-то кажется, что вокальные данные Мадонны, например, несравнимо лучше вокальных данных большинства наших поп-див, попавших на сцену благодаря деньгам отцов, мужей и «папиков». Что голос у Элтона Джона куда сильнее, чем у всех его российских коллег с такой же нетрадиционной ориентацией вместе взятых.

Долгое время у нас мусолились слухи о том, что доступом к поп-олимпу управляет Алла Борисовна Пугачева. Кого захочет — того и пустит. По ее «Рождественским встречам» пытались определить, к кому она благосклонна на данный момент, а кто впал в немилость. Будем считать, что все это досужая болтовня. Хотя в шоу-бизнесе есть множество механизмов, с помощью которых можно сделать из заурядности звезду и обрезать крылья настоящему таланту. Об этом был фильм «Ландыш серебристый».

У сторонников конспирологических теорий всегда были оппоненты. «Да при чем здесь поп-тусовка, — говорили они. — Просто наша страна не создана для шоу-бизнеса другого уровня. Как наши кинорежиссеры, сколько денег им ни дай, все равно не дотянут до голливудского уровня, так и наши исполнители».

«Голос» показал их неправоту. У нас есть люди с замечательными вокальными данными. И, следовательно, с новой остротой встает вопрос: почему же их так мало в эфире федеральных каналов, на главных сценах страны? Выходит, все-таки существует некая группа людей, приватизировавшая медийную (и в первую очередь — телевизионную) кормушку раз и навсегда?

Участь победителей

В большинстве своем победители шоу талантов сталкиваются с одной главной проблемой. Получив свою минуту славы, они хотят ее продлить как можно дольше. Но для этого в шоу-бизнесе нужны деньги. Вкладывать их в начинающих «звездулек» продюсеры не торопятся. Они при той самой кормушке. Остается искать разного рода спонсоров. Найти удается немногим. И для большинства все заканчивается участием в недорогих корпоративах и сборных концертах второго разряда.

Но среди участников «Голоса» много профессионалов. То есть людей, уже выступающих на сценах. Например, одна из них, Севара Назархан, обладает титулом «Голос Азии». Она выступала с Питером Габриэлом, пела на крупнейших площадках в разных странах. И, вроде, однажды сама Пугачева назвала ее «преемницей». Зачем, спрашивается, таким людям участие в «Голосе»? Не ради же бесплатного пиара...

Но как бы то ни было, «Голос» — это такой своеобразный тест для нашего шоу-бизнеса. Проверка на вшивость, если угодно.

Для семейного просмотра

Наталья Осипова, психолог, кандидат наук

— Большинство конкурсов подобного плана примеряется зрителями на себя. Юноши и девушки видят, что они ничем не хуже выпускников «Фабрики звезд», и это повышает их самооценку. Да и вообще такие шоу несут позитивный заряд. Они предназначены для семейного просмотра. Их приятно обсуждать дома и на работе. Все-таки участники — не выдуманные герои, а живые люди. Даже расстройство, вызванное неудачей любимого конкурсанта, легко компенсируется негодованием в адрес жюри. Так что всевозможные конкурсы талантов еще будут появляться.