В минувшие выходные в столичном Музее военной формы завершился Большой международный фестиваль «Чайковский. Перезагрузка». Фондом «Мост искусств» было организовано более 40 концертов и других мероприятий, а также блистательный Петровский оперный бал в Екатерининском дворце, на который впервые были приглашены бойцы СВО.
Под сводами классицистического Колонного зала Главного дома Усадьбы Васильчиковых на Большой Никитской прозвучали сочинения Александра Бородина, Антона Рубинштейна и, конечно, самого Петра Ильича. Камерный концерт, сыгранный ансамблем «Чистая классика», завершил масштабный фестиваль «Чайковский. Перезагрузка», проходивший на протяжении двух месяцев в Санкт-Петербурге и Ленобласти, Москве, Владивостоке, Рыбинске и Тихвине.
В красивейших залах обеих столиц выступили всемирно известные исполнители и коллективы. Среди них — виолончелист Сергей Ролдугин, тенор Дмитрий Корчак, скрипач Павел Милюков, сопрано Ольга Маслова, квинтет Игоря Бутмана, оркестр «Северная симфония» под руководством Фабио Мастранджело.
На фестиваль приехали и иностранные виртуозы. Событием для питерской публики стал визит блестящего итальянского пианиста, профессора Миланской консерватории им. Джузеппе Верди Карло Леви Минци. Ученик и последователь известнейших музыкантов ХХ века Энрики Кавалло-Гулли, Владимира Натансона, Пауля Баумгартнера, Мечислава Хоршовского исполнил в Санкт-Петербургской академической капелле две знаменитые сонаты — Первую Рахманинова и 32-ю Бетховена.
Как рассказал сам пианист, на неискушённый слух оба эти произведения меньше всего ассоциируются с сонатами: ведь «и по содержанию, и по продолжительности каждое тянет на полноценный симфонический цикл». Соната №32 стала последней в фортепианном наследии Бетховена и одним из самых известных сочинений позднего периода творчества композитора. О ней говорили как о «триумфе порядка над хаосом, оптимизма над тоской».
К произведениям философского плана, затрагивающим коренные вопросы человеческого бытия, принадлежит и Первая фортепианная соната Рахманинова. По словам её первого исполнителя Константина Игумнова, композитор посвятил сочинение героям «Фауста» Гёте — Гретхен и Мефистофелю.
Меломанам обеих столиц запомнились выступления и мастер-классы знаменитого немецкого виолончелиста и политика Маттиаса Моосдорфа. В концерте прозвучали «Фантастические пьесы» для фортепиано и виолончели Роберта Шумана, соната для виолончели и фортепиано Сергея Рахманинова, а также Струнный квартет №3 Петра Ильича Чайковского — наиболее драматичный квартет композитора, его размышление над вопросом противоборства жизни и смерти.
Как рассказал президент фонда «Мост искусств», заслуженный артист РФ Виктор Ямпольский, несмотря на то что Пётр Ильич остаётся одним из самых исполняемых в мире композиторов, организаторам фестиваля захотелось приблизить его к современному слушателю, показав новые прочтения любимой с детства русской классики.
— Среди самых ярких актуальных интерпретаций я бы отметил концерт пианиста и певца, финалиста шоу «Голос» Олега Аккуратова в Большом зале Санкт-Петербургской филармонии. Мы знаем его как джазового музыканта, а в этом концерте он в своей манере исполнил пьесы из цикла «Времена года». К числу актуальных интерпретаций можно отнести и две премьеры, состоявшиеся в Александринском театре: это авторский спектакль-концерт всемирно известной балерины, народной артистки России Илзе Лиепы «В поисках мечты и надежды. Чайковский» и опера «Евгений Онегин» в постановке продюсера фестиваля Ханса-Йоахима Фрая с цифровым видеорядом вместо декораций. Огромный зрительский успех имел концерт джазового ансамбля Вадима Эйленкрига, посвящённый Луи Армстронгу.
Послушать игру Виктора Ямпольского можно было на заключительном концерте в Музее военной формы. Вместе с ансамблем «Чистая классика» он исполнил три произведения. Первое из них, Трио соль минор на тему русской народной песни «Чем тебя я огорчила» — одно из немногих сохранившихся юношеских сочинений автора оперы «Князь Игорь» Александра Бородина. Оно было очень популярно на салонных концертах рубежа XIX и XX веков. Одночастное, лирическое, основанное на простой и чуть сентиментальной мелодии, оно выросло из традиции домашнего музицирования. Второе – «Патетическое трио» ре минор для фортепиано, кларнета и фагота Михаила Глинки, которое по праву считается вершиной его камерного творчества. Заключительное – патетическое трио «Памяти великого артиста» для скрипки, виолончели и фортепиано Чайковского. Это своего рода музыкальный памятник дружбе композитора с пианистом, педагогом, основателем Московской консерватории Николаем Рубинштейном.