Главная Культура 00:03 13 Ноября 2020 5376
Композитор Анна Друбич – о родителях, Родине и «Бомбе»

В то время как в России вышел новый сериал с музыкой Анны, в Америке ей присудили престижную кинопремию

Сергей Бирюков
Современная техника для Анны Друбич важна, но еще важнее попасть в настроение картины. Фото из личного архива

Фамилия Друбич — из звездных. Когда молодой композитор, выпускница Мюнхенской высшей школы музыки и театра, только начала свою карьеру в кино, скептики хмыкали: понятно, дочь режиссера Сергея Соловьева и актрисы Татьяны Друбич, кому же еще писать музыку к «Анне Карениной»...

Но вот счет картин Анны подошел к двум десяткам, среди них такие заметные, как соловьевские «Ке-ды», «Большой», «Одесса», «Гипноз» Валерия Тодоровского, сериал «Оптимисты» Алексея Попогребского... Кроме того, уже семь лет Анна пишет для Голливуда, и в нынешнем году пришло первое большое признание: за музыку к фильму «Страшные истории для рассказа в темноте» она удостоена премии BMI (крупнейшее американское авторское общество), а также награды BMI London Awards, присуждаемой европейским авторам.

— Ни на одну из этих церемоний я, конечно, не попала: пандемия. Да и что номинирована, понятия не имела. Утром вожусь на кухне, и приходит e-mail c поздравлением! Я слегка обалдела, видя свое имя рядом с именами Джона Уильямса, Александра Деспла, других больших кинокомпозиторов.

— «Страшные истории» — это хоррор?

— Скорее, доброе фэнтези по популярной в англоязычном мире книжке, основанной на детском «страшном» фольклоре наподобие наших историй про черную руку в черном городе. Оказалось, что Гильермо дель Торо, знаменитый голливудский режиссер и продюсер, ее поклонник, коллекционирует издания с иллюстрациями лучших художников — и в конце концов захотел снять фильм. Написал сценарий, пригласил талантливого норвежского режиссера Андре Овредала и популярного голливудского композитора Марко Белтрами. С Марко мы уже несколько лет сотрудничаем, но до сих пор мои мелодии попадали только в список так называемой дополнительной музыки, а в «Страшных историях» наши имена впервые поставлены рядом под грифом «композитор фильма». Это как перейти из подмастерья в мастера. Трамплин, благодаря которому я уже получаю предложения с других больших проектов.

— А каково это — писать музыку вдвоем? Вы берете, допустим, лирические сцены, а Бельтрами — экшн?

— Совсем не так, и дело даже не в том, сколько композиторов у того или другого фильма. Главное — органически войти в процесс, уловить музыкальное звучание и выполнить задачу, которую поставил режиссер. Кстати, отдельная сложность — не только создать требуемый образ, но и уложится в хронометраж, а еще — забыть про так называемое самовыражение и работать на общую идею. Для многих прекрасных музыкантов эти условия трудновыполнимы. Обычно тебе предлагают написать музыку к отдельным сценам, и, если режиссеру нравится — приглашают делать весь фильм. Или, как в нашем случае с Марко — что-то режиссеру показалось более точным в моей музыке, что-то в его. Вот так появляется два имени в титрах.

— Есть разница с работой в российском кино?

— Нет — если ты работаешь с профессионалами, когда режиссер и продюсер понимают, что композитор — такой же создатель фильма, а музыка — важная его составляющая. Главное, чтобы она точно и эмоционально работала с изображением, но не иллюстрировала его, а добавляла оптику, оставаясь при этом самостоятельной. Например, в «Гипнозе» Валерий Петрович определил жанр как психологический триллер. Я и сделала первые наброски в этом направлении: напряжение, тревога... Но его они не устроили: «Понимаешь, кино не про то. Нужна музыка гипнотическая, между реальностью и сном, без всякого мрака». В конце концов мы нашли нужное звучание.

— А что скажете о работе в стартовавшем 9 ноября на канале «Россия 1» сериале «Бомба»?

— На этом проекте я застала уже финальный монтаж. Сложное кино — много персонажей, протяженные диалоги ученых, которым музыкой надо было добавить напряжения, но и не заглушить смысл. Непростая задача — лавировать между репликами, найти и держать музыкальную логику в сценах длительностью по 7-8 минут — для кино это большая дистанция.

— В российском кино вам комфортнее?

— Как сказать. У меня здесь, конечно, больше выбора, творческих и человеческих совпадений, что очень дорого. В Голливуде есть опасность попасть в type cast, то есть колею, стереотип. Так, большинство предложений после «Страшных историй» пока касаются одного жанра — хоррора. Надеюсь, удастся эту инерцию преодолеть. Американские продюсеры очень придирчивы к музыке. Долго и кропотливо, по секундам сверяют ее на соответствие каждой сцене. Партитура проходит «по инстанциям» от ассистентов до генерального продюсера. Зато, когда дело доходит до студии и оркестра, тебе не скажут: знаете, бюджет не позволяет собрать 80 музыкантов и хор, давайте обойдемся одной скрипкой. А в России, к сожалению, пока очень мало проектов, предполагающих средства на серьезный музыкальный продакшн. Хотя это недальновидно: сколько старых фильмов живут в памяти именно из-за звучащей в них музыки!

— А в жизненном плане где легче дышится? Что вы, часто летающая через океан, ощущаете? Вот, например, Россия недавно отметила День народного единства — где его больше, у нас или в Штатах?

— Хороший вопрос. Мне кажется, дышать сейчас нелегко всем и единства не хватает всюду. Люди трагически разобщены, а если и объединяются, то чаще вокруг каких-то сомнительных, порой идиотских идей (вот здесь глобализм, увы, победил!). На истинно благих помыслах — попросту говоря, чтобы доброты, взаимопонимания и уважения друг к другу в мире стало больше — почему-то не получается. Что касается праздников — их для меня немного: дни рождения близких, Новый год, и есть еще один, по-настоящему глубоко откликающийся в сердце — День Победы 9 мая.

— По чему российскому скучаете, если надолго остаетесь в Америке?

— Соскучиться не успеваю, часто бываю в Москве. А в нашем лос-анджелесском доме почти все время гостит кто-то из российских друзей. К сожалению, пандемия спутала все жизненные планы, очень тревожусь за родителей... Сейчас особенно хочется быть рядом и подставить плечо. Не представляла, что придется пройти через такие испытания.

— Можно сказать, что родной дом для вас — синоним родины?

— Дом и есть родина в самом прямом смысле.

— Какую главную папину мудрость вы взяли в свою жизнь?

— Отец всегда говорит, что самое большое счастье в жизни — это работа. И даже сейчас, в смутное время, повторяет: «Аня, сделай все, чтобы ты могла жить своим делом».

— А что взяли от мамы?

— Это моя постоянная школа доброты. Мама — человек невероятного масштаба любви и отзывчивости.

— Помню ваш рассказ, как папин друг Ричард Гир позвал его в Голливуд, чтобы устроить Сергею Александровичу контракт. Но тот, по вашему выражению, понял, что «надо сваливать», когда ему в качестве исполнителя роли Пушкина предложили Майкла Джексона... Однако пару лет назад, насколько знаю, американский дебют отца все же состоялся?

— Да, он приехал к нам в Лос-Анджелес на Новый год, и мой муж, виолончелист Евгений Тонха, между делом рассказал приснившийся ему накануне страшный сон. Папа завелся: это же готовый сюжет! На удачу в это время в Лос-Анджелесе были оператор Тим Лобов, с которым отец незадолго до того снимал «Ке-ды», и моя подруга, продюсер Марина Ратина. Они в несколько дней организовали съемки в колоритном заброшенном месте, и получился короткометражный фильм с занятным названием «Кто не любит Генделя, тот получит пенделя». Сейчас он странствует по фестивалям, но, надеюсь, скоро будет доступен и широкой публике.

— А вы, по первой профессии концертирующий пианист, не соскучились по прямому общению с публикой?

— Соскучилась, но для занятий на рояле почти не остается времени. И потом, я ведь не только кинокомпозитор. Сейчас заканчиваю инструментальный альбом. Мечтаю об опере...

Фестивальные хиты «Опасная близость» и «Актерище» появились в онлайн-кинотеатрах

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадры с сайта kinopoisk.ru

В Москве прошел фестиваль стриминговых платформ Original+, в котором приняли участие 11 ярких новинок. Гран-при завоевала комедия «Актерище» с Дмитрием Нагиевым в главной роли. А приз «За оригинальное...

Сыгравший главную роль в фильме «Почтарь» актер, можно сказать, его спас

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
За Петровым интересно наблюдать каждую минуту его экранного существования, о его герое интересно размышлять. Кадр с сайта

С фестивального экрана - и сразу в широкий прокат. Такой стремительный путь проделал фильм Андрея Разенкова «Почтарь», который участвовал в программе только что завершившегося Московского международного кинофестиваля. Нынче этот...

Пройдемся по городу на Неве со сборником стихов Николая Заболоцкого

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
В 1929 г. Николай Заболоцкий снял комнату в Ленинграде на Большой Пушкарской улице, 36, в квартире № 9. Фото: Russian Archives, globallookpress.com

Классика русской поэзии Николая Заболоцкого (1903-1958), выдающегося переводчика не видно и не слышно в сегодняшнем Петербурге. Ни в топонимике, ни в городской скульптуре, ни в каких других популярных...

Вахтанговский театр показал на фестивале «Черешневый лес» коллективное сочинение «Солнце Ландау»

Любовь Лебедина
Труд
Байопик в стилистике клипов читается в виде последних известий из жизни гениального физика. Фото: tvoyplanetary/globallookpress.com

В нынешнем году мир отмечает 100-летие квантовой механики. У истоков которой стоял в том числе и Лев Ландау, выдающийся советский физик. Ну и при чем тут сцена? Не скажите! Вахтанговский театр решил показать...

Более 250 фильмов из 50 стран покажут на Московском международном кинофестивале, который стартует на днях

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма «Семейное счастье» с сайта kinopoisk.ru

ММКФ — один из старейших кинофорумов в мире. На протяжении десятилетий фестиваль был для наших зрителей настоящим «окном в мир». Здесь представляли свои ленты Федерико Феллини, Марсель Карне, Анджей...

Телеканал «Россия» завершил показ сериала «Адмирал Кузнецов»

Сергей Беднов
Труд
Кадр с сайта kinopoisk.ru

На подходе еще дюжина проектов о Великой Отечественной. Хотя и так ежегодно появляется немалое количество фильмов о войне. Только чем их больше, тем чаще гложет сомнение: а все ли продюсеры, начиная работу,...

Какие современные фильмы о войне западают в душу

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма «Брестская крепость» с сайта

В советское время были созданы сотни картин о подвиге народа в годы Великой Отечественной войны. Среди них такие шедевры, как «Баллада о солдате», «Летят журавли», «А зори здесь тихие»,...

В отличие от персонажа Веры Алентовой из фильма «Москва слезам не верит» у теперешних героинь есть один надежный путь «наверх»

Сергей Беднов
Труд
Катерине Тихомировой приходилось очень несладко

На носу Первомай. Раньше он назывался День международной солидарности трудящихся. В конце 80-х она приказала долго жить, а определение «трудящийся» стало ассоциироваться с нехорошим словом «нищеброд»....

Актер раскрыл «Труду» секрет своей отличной физической формы, а также кое в чем признался насчет работы

Элиза Светлова
Труд
Дмитрий уверяет: он пожилой человек, на ладан дышит. Что-то незаметно. Фото: Анатолий Ломохов, globallookpress.com

Сериал «Санкционер» снимают для телеканала СТС. Кино об олигархе, который попал под санкции, обеднел и вернулся в родной провинциальный городок. В главной роли — Дмитрий Нагиев. Запланировано 17 серий...

Культура 00:06 / 18 Апреля 2025 5801
В десятку!

Топ-10 фильмов, которые нельзя пропустить на ММКФ

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Кадр из к/ф «Семейное счастье». Фото: kinopoisk.ru

Военной драмой «В списках не значился» по роману писателя-фронтовика Бориса Васильева 17 апреля открылся Московский международный кинофестиваль. Он продлится до 24 апреля. В программе киносмотра...

Вряд ли данные строки знакомы Бену Аффлеку, признавшемуся, что он ненавидел костюм Бэтмена

Труд
Фото: DC Entertainment/Zumapress.com, globallookpress.com

Любому зрителю, рожденному в СССР, конечно, памятны эти слова песни из новогодней комедии «Чародеи». Если кто забыл, продолжаются они так: «непринужденно, легко и вальяжно». Вряд ли данные строки знакомы...

Культура 20:01 / 26 Апреля 2025 5456
Не прекрасные няни

Анна Хилькевич уверена: далеко не все няни так прекрасны, как в известном сериале

Труд
По словам Анны, она уже прогнала с полсотни кандидаток. Фото: Наталья Шатохина/news.ru, globallookpress.com

Наверное, в каждой второй мелодраме, идущей на «России» или «Домашнем», милая девушка из провинции устраивается няней к детям богатого холостяка. И, конечно, оказывается сущим ангелом. Но далеко...

Об этом читателям «Труда» рассказала оперная дива Василиса Бержанская

Ульяна Калашникова, Санкт-Петербург
Труд
Василиса Бержанская в опере «Анна Болейн», Немецкая опера (Берлин). Фото: Imago/Martin Müller, globallookpress.com

Творческий график оперной певицы Василисы Бержанской расписан на годы вперед, а ее рабочая неделя может проходить сразу в нескольких странах. Сегодня выступление в Венской опере, завтра — в Ла Скала,...

Режиссер хотел избежать сентиментальности, слащавости, и это ему удалось

Анна Чепурнова
Труд
В премьерном спектакле Сирано постоянно ведет бой. Фото с сайта театра «Сатирикон»

В «Сатириконе» Константин Райкин выпустил «Сирано де Бержерака» Ростана. Еще осенью он рассказывал «Труду» про то, что думал об этой постановке давно и что это единственный случай, когда на сцене его театра...

Московский музей Рахманинова на грани ликвидации

Елена Широян, искусствовед
Труд
Дому 6/2 на Большой Ордынке московские власти нашли другое применение. А Рахманинова попросили на выход с вещами… Фото из открытых источников

«Подыщем классику новый дом, попроще. И вообще, не слишком ли много в Москве музеев? А тут еще частные плодятся. И занимают здания в центре столицы!» Не так ли рассуждают в столичной...

Как маэстро Канторов несет классику в массы

Людмила Безрукова, Санкт-Петербург
Труд
Фото: Heiner Heine/imagebroker.com, globallookpress.com

Концерты классической музыки в многотысячных залах и в дачных садоводствах, выступления в студенческих клубах и Домах творчества, международные фестивали, собирающие аншлаги в России и за рубежом... И все...