В УЗКОМ КРУГУ
Первое, о чем сказал Медведев, - необходимо обновить содержание образования, "разработать новое поколение образовательных стандартов".
Как пояснил "Труду-7" председатель Совета директоров российских школ Яков Турбовской, ввести новые правила образования в одночасье невозможно. "Стандарты должны вписываться в систему государственных, министерских и ведомственных стандартов", - отметил он. При этом нужно разработать различные стандарты для разных типов учебных учреждений: у суворовских училищ, детско-юношеских спортшкол, церковно-приходских школ они свои, не совпадающие со стандартом средней общеобразовательной школы. В идеале разрабатывать, обсуждать их должны не только эксперты Минобразования, но и сами педагоги, родительская общественность. Но их к диалогу пока никто не приглашал, да и обсуждать пока особо нечего.
АЛЛО, МЫ ИЩЕМ ТАЛАНТЫ!
Медведев призвал также выстроить "разветвленную систему поиска и поддержки талантливых детей".
"Этим должна повседневно заниматься школа, - уверен глава Всероссийского фонда образования Сергей Комков. - А предложение президента противоречит позиции Минобразования: введение им ЕГЭ означает, что все наиболее талантливые дети окажутся за бортом: они не будут в состоянии сдавать тестовые экзамены, поскольку у них иное восприятие мира, иной подход к знаниям".
По мнению Комкова, для решения этой проблемы надо "сделать все, чтобы эти таланты перестали гробить внутри школы". Сейчас ЕГЭ их "убивает" и никакие олимпиады по школьным предметам не исправят положение: нужны таланты во всех областях знания, в том числе в тех, которые в школе не проходят.
"УЧИТЕЛЬ ПРЕВРАТИЛСЯ В УЧИТЕЛКУ"
Президент, видимо, вспомнив историческую фразу Бисмарка "Францию победил прусский учитель", напомнил о ключевой роли педагогов.
-- Нам необходимо разработать систему моральных и материальных стимулов для сохранения в школах лучших педагогов и постоянного повышения квалификации, - сказал Медведев.
Кто бы сомневался, педагог должен стать уважаемой фигурой в обществе. Только одних призывов для этого мало. "У нас не было и раньше недостатка в лести в адрес учителя, - говорит Турбовской. - Надо понимать, чем больше платят учителю, чем он лучше подготовлен, тем меньше нужно милиционеров и тем больше патриотов пойдет в армию". Проблема в статусе учителя в обществе - его нет как такового или есть, но ниже плинтуса. "Поэтому сегодня и нет парней в образовании, - возмущается эксперт. - Учитель превратился в учителку".
Президент вспомнил и о том, что педагог сам должен быть уважителен и внимателен к ученикам. Однако этого не произойдет, пока Минобразования не уйдет от нормативно-подушевого принципа финансирования школ к индивидуальному, поясняет Сергей Комков. Сейчас чем больше учеников в классе, тем больше платят учителю. Западный норматив - 12-15 человек в классе, российский - 25, а по факту - 30-35 учеников. То, что при этом неизбежно снижается качество образования каждого ученика в отдельности, министерство предпочитает не знать не замечать.
ДОМ БЕЗ ЛЮБВИ
Даже облик школы в целом не прошел мимо внимания Медведева:
- Мы получим реальную отдачу, если учиться в школе будет и увлекательно, и интересно, если она станет центром не только обязательного образования, но и самоподготовки, занятий творчеством и спортом.
Президент призвал проектировать новые школьные здания и кабинеты, менять оснащение медпунктов, столовых и спортивных залов.
Все так, но эксперты "Труда-7" уверены: чтобы сделать школу комфортной, мало построить новый спортзал. "Школы сегодня стали закрытыми от родителей и общественности учреждениями, а 20 лет назад были центром воспитательной работы микрорайона", - утверждает Турбовской. А ведь семья и школа должны делать общее дело. Необходим и индивидуальный подход к составлению расписания уроков.
ОТ УЧЕБЫ ДО БОЛЕЗНИ
Не мог президент обойти и вопрос здоровья школьников.
- Дети проводят в школе значительную часть дня, и заниматься их здоровьем должны в том числе и педагоги, - сказал он. - Именно в школьный период формируется здоровье человека на всю последующую жизнь.
Медведев выступил за индивидуальный подход, "минимизирующий риски для здоровья в процессе обучения". Эксперты подтверждают - в России 9 из 10 школьников чем-то больны.
Таким образом, начинать нужно с новых стандартов образования. Но есть большое опасение, что когда они будут приняты, многие нынешние школьники уже станут родителями.