Правительство торопится выполнить свое обещание вкладчикам, приняв уже в этом году закон о гарантировании банковских вкладов. В этом случае банковская система страны может быть признана достаточно зрелой и устойчивой. А деньги населения, хранимые пока "под матрасом" в сумме не меньше чем 40 млрд. долларов, смогут сделать инвестиционную "погоду" достаточной для развития отечественной экономики. Цена вопроса очень высока. Это одна из причин того, что законопроект более полугода не удавалось согласовать на всех ведомственных уровнях.
Напомним, что еще в апреле Минэкономразвития (как основной автор документа) и Центробанк должны были принять основные положения системы гарантирования. Тогда не удалось преодолеть разногласия по поводу шкалы выплат клиентам разорившихся банков. Центробанк предлагал гарантировать вклады на широкой основе, чтобы под гарантированную компенсацию попадало не менее 90 процентов частных вкладов. В итоге остановились на компромиссном варианте, который предписывает на 100 процентов гарантировать вклады на сумму до 20 тысяч рублей. На 75 процентов будут обеспечены выплаты по вкладам размером от 20 до 120 тысяч рублей. То есть больше, чем 95 тысяч рублей, гражданам "в случае чего" вернуть не удастся. На большее государство пока не готово.
Предполагается, что вклады "сгоревшего" банка будут возмещаться из специального гарантийного фонда, учредителями которого должны стать государство и коммерческие банки, допущенные к работе с деньгами граждан. Причем государство сделает только первоначальный взнос, а дальше фонд будет пополняться ежеквартальными взносами банков в размере 0,15 процента от суммы привлеченных вкладов.
Рассмотрение этого варианта законопроекта должно было состояться 24 октября. Однако вопрос был неожиданно снят с повестки дня заседания кабинета по рекомендации правового управления президента России. Кремлевские юристы не согласились с функциями гарантийного фонда. Дело в том, что действующее российское законодательство не предусматривает отчислений гарантийных платежей в создаваемый фонд. Взамен в итоге было предложено ввести новый вид обязательного страхования, а сам документ назвать законом о страховании вкладов. Решено также более четко прописать случаи, когда потребуются деньги государства на покрытие возможного дефицита гарантийного (или страхового) фонда. Кроме того, не прошло положение об особом положении Сбербанка, который по новому варианту должен участвовать в системе на общих основаниях. Так что никаких преференций в виде 100-процентного гарантирования государством вкладов в течение 4 лет в законе уже не будет.