Главная Культура 00:03 13 Октября 2023 3736
Пермские боги и краски нового мира

В Москве – выставка одной из главных художественных галерей страны

Елена Широян, искусствовед
Ангельское воинство из Перми. Фото Сергея Бирюкова

Осенний сезон в Третьяковской галерее открыт, и главным его событием стала выставка Пермской художественной галереи. Гастроли региональных музеев проходили здесь и раньше в рамках проекта «Золотая карта России», давно, впрочем, ушедшего в анналы. Повод вернуться к старому формату дал юбилей званой гостьи, которая по музейной традиции привезла лучшие свои гостинцы. Диапазон этих даров отразило название проекта: «От иконы к авангарду. К 100-летию Пермской художественной галереи и 300-летию города Перми».

Не каждый региональный музей, пусть даже из города-миллионника, удостоится чести праздновать юбилей в Москве, в главной сокровищнице отечественного искусства. Пермская галерея, помимо богатства и уникальности коллекции, такое приглашение получила в силу особых заслуг перед российским искусством. Недаром два года назад в этом городе прошла выставка «Спасибо, Пермь!» — дань благодарности той же Третьяковки, ГМИИ имени Пушкина и Бахрушинского музея, эвакуированных во время Великой Отечественной войны именно туда. В целом в 1941-1944 годах в Молотовской тогда области находились десять крупнейших музеев. Из одного лишь Русского музея город Молотов, нынешняя Пермь, принял почти 8 тысяч наиболее ценных экспонатов. Так неожиданно на Урале воссоединились разрозненные ещё в XIX веке полотна Карла Брюллова, Александра Иванова и десятков других классиков.

Уместить самое дорогое в небольшой экспозиции — а здесь лишь восемьдесят из 55 тысяч единиц хранения — всегда сложно. Чаще всего на выезде нам показывают самые «громкие» экспонаты всех эпох подряд, предлагая этакую мини-версию Третьяковки провинциального разлива. Но пермяки блеснули тем, что придаёт их собранию подлинную уникальность. Первый художественный музей Урала акцентировал три раздела коллекции.

Это, во-первых, произведения древнерусского искусства — памятники лицевого шитья и иконописи XVII века. Почти все они связаны с родом «именитых людей» Строгановых, сыгравших огромную роль в освоении Прикамья. Многие предметы церковной утвари, шитые золотыми и серебряными нитями, некогда украшали главную церковь этой семьи — храм Похвалы Богородицы в Орле-городке. Благодаря Строгановым на землю Перми Великой (историческое название Пермского края до XVIII века) пришла высочайшая арт-традиция, сопоставимая со столичной. А случалось им давать заказы и мастерам Оружейной палаты в самой Первопрестольной. От одного из них, Ильи Филиппова, до наших дней дошла единственная работа — «Троица Ветхозаветная», шедевр нынешней выставки.

Во-вторых, это навсегда остающиеся в памяти «пермские боги» — храмовые скульптуры из дерева, в которых западные изобразительные традиции не совсем верно, по мнению Синода, сочетались с православным каноном, усматривающим в объемных фигурах следы язычества. В силу отдаленности эти изваяния уцелели, сохранившись в местных церквях вплоть до эпохи безбожия. В 1920-30-х, а затем в 1960-х годах в экспедициях по селам Пермского края сотрудники музея не просто собирали эти удивительные распятия, фигуры «Христос в темнице» и прочие евангельские сюжеты, но и спасали их от почти неминуемого уничтожения.

Наконец, это картины русского авангарда, революционного по форме и содержанию. Парадокс, но в стране победившего Октября пришлось спасать и его, причем почти в те же годы, что деревянных «богов». Теперь-то мы понимаем, что сталинский режим лишь прикрывался лозунгами революции, будучи по сути контрреволюционным, и строил он не социализм, а госкапитализм с чертами тоталитаризма, в котором свободное, непокорное искусство авангарда было, конечно, никак неприемлемо. А учитывая, что многие авторы-бунтари в ту пору оставались ещё живы, музей не раз спасал этих борцов и страдальцев, покупая результаты их юношеских экспериментов.

Неустанно пропагандируя свое собрание, галерея Перми участвует во многих инициативах: так, недавно она возила 70 произведений русского авангарда на выставку «Другие грани» в Нижнем Новгороде. Принято считать, что большие собрания работ авангардистов, порой удивляющие даже на федеральном уровне, сложились в провинции потому, что туда передавали, а по сути ссылали вещи неугодных авторов из музеев Москвы и Ленинграда. Как известно, приветствовавшие революцию художники-новаторы недолго продержались на гребне волны. Уже к началу 1930-х были закрыты созданные ими институты, сняты с экспозиции и отправлены с глаз долой «непонятные народу» абстрактные творения; спасибо, что не сожжены, как часто требовали комиссары-доктринеры. Однако в реальности и сами музейщики глубинки, понимая истинную цену этого искусства, по своей инициативе и зову сердца вели «охоту» за такими произведениями, разыскивая их у уцелевших авторов и коллекционеров, в домах наследников. Притом уральцы не боялись соперничать с коллегами из ведущих столичных музеев, включая Третьяковку, а владельцы охотно дарили или продавали произведения именно в Пермскую галерею, заработавшую добрую репутацию.

Итог этой деятельности, кропотливой и одновременно дерзкой, можно увидеть сейчас на выставке в Третьяковке: Кузьма Петров-Водкин и Аристарх Лентулов, Любовь Попова и Александр Родченко, Александр Дейнека и Роберт Фальк (я назвала далеко не всех) — настоящее созвездие светил начала ХХ столетия. Не менее выразительны полотна Иван Клюна (соратника Малевича), русских футуристов Давида Бурлюка, Василия Каменского, Виктора Пальмова. Самое удивительное: буйство красок, причудливость линий на картинах из «нового мира» вдруг оказываются созвучны иконам и «богам» с их яркой экспрессией и колоритом.

Кузьма Петров-Водкин. «Портрет мальчика». 1913 г.

Случайно ли соседство этих пластов искусства, казалось бы, бесконечно далёких друг другу, в пространстве одной выставки? Вспомним, что в основу русского авангарда, помимо впечатлений от смелых полотен импрессионистов или футуристов, известных и в дореволюционной России, легла икона. Всем вроде бы привычная дома, в церкви, даже трактире, на рубеже веков она была заново переосмыслена. Сам Павел Третьяков долго не решался ввести иконы в своё уже признанное собрание, сделав это лишь под конец жизни. Но по-настоящему внимание общества к древнерусской живописи привлёк знаменитейший из пермяков Сергей Дягилев.

Чаще всего это имя связывают с потрясшими Париж и всю культурную Европу «Русскими сезонами». Но прежде них Дягилев, продолжатель уральских меценатских традиций, прославился в Петербурге как организатор художественных выставок. Да и в Париже он начал с организации на Осеннем сезоне 1906 года экспозиции «Два века русского искусства и скульптуры». Среди 750 произведений в залах Гранд-Пале находились и 36 икон. Вскоре Европу охватила настоящая мода «на всё русское», а падкая на сенсации артистическая молодёжь России обнаружила в древнерусской живописи новый источник вдохновения.

Кстати, сегодня мало кто помнит, что возвратила России всемирно известное имя «декадента-эмигранта» как раз Пермская галерея. В 1987-м она первой в СССР посвятила выставку великому земляку, собрав для проекта «Сергей Дягилев и художественная культура XIX–XX веков» экспонаты 32 музеев и частных собраний...

Фестивальные хиты «Опасная близость» и «Актерище» появились в онлайн-кинотеатрах

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадры с сайта kinopoisk.ru

В Москве прошел фестиваль стриминговых платформ Original+, в котором приняли участие 11 ярких новинок. Гран-при завоевала комедия «Актерище» с Дмитрием Нагиевым в главной роли. А приз «За оригинальное...

Сыгравший главную роль в фильме «Почтарь» актер, можно сказать, его спас

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
За Петровым интересно наблюдать каждую минуту его экранного существования, о его герое интересно размышлять. Кадр с сайта

С фестивального экрана - и сразу в широкий прокат. Такой стремительный путь проделал фильм Андрея Разенкова «Почтарь», который участвовал в программе только что завершившегося Московского международного кинофестиваля. Нынче этот...

Пройдемся по городу на Неве со сборником стихов Николая Заболоцкого

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
В 1929 г. Николай Заболоцкий снял комнату в Ленинграде на Большой Пушкарской улице, 36, в квартире № 9. Фото: Russian Archives, globallookpress.com

Классика русской поэзии Николая Заболоцкого (1903-1958), выдающегося переводчика не видно и не слышно в сегодняшнем Петербурге. Ни в топонимике, ни в городской скульптуре, ни в каких других популярных...

100 лет назад родился великий актер Иннокентий Смоктуновский

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Фото: © Vadim Nekrasov, globallookpress.com

Помните забавный эпизод из фильма "Москва слезам не верит"? Середина 1950-х, праздничная толпа у входа в кинотеатр. "Вы тоже артист?" - спрашивают героини у мужчины, с которым только что поздоровался Георгий Юматов. "Да,...

Более 250 фильмов из 50 стран покажут на Московском международном кинофестивале, который стартует на днях

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма «Семейное счастье» с сайта kinopoisk.ru

ММКФ — один из старейших кинофорумов в мире. На протяжении десятилетий фестиваль был для наших зрителей настоящим «окном в мир». Здесь представляли свои ленты Федерико Феллини, Марсель Карне, Анджей...

Телеканал «Россия» завершил показ сериала «Адмирал Кузнецов»

Сергей Беднов
Труд
Кадр с сайта kinopoisk.ru

На подходе еще дюжина проектов о Великой Отечественной. Хотя и так ежегодно появляется немалое количество фильмов о войне. Только чем их больше, тем чаще гложет сомнение: а все ли продюсеры, начиная работу,...

Вахтанговский театр показал на фестивале «Черешневый лес» коллективное сочинение «Солнце Ландау»

Любовь Лебедина
Труд
Байопик в стилистике клипов читается в виде последних известий из жизни гениального физика. Фото: tvoyplanetary/globallookpress.com

В нынешнем году мир отмечает 100-летие квантовой механики. У истоков которой стоял в том числе и Лев Ландау, выдающийся советский физик. Ну и при чем тут сцена? Не скажите! Вахтанговский театр решил показать...

Какие современные фильмы о войне западают в душу

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма «Брестская крепость» с сайта

В советское время были созданы сотни картин о подвиге народа в годы Великой Отечественной войны. Среди них такие шедевры, как «Баллада о солдате», «Летят журавли», «А зори здесь тихие»,...

В отличие от персонажа Веры Алентовой из фильма «Москва слезам не верит» у теперешних героинь есть один надежный путь «наверх»

Сергей Беднов
Труд
Катерине Тихомировой приходилось очень несладко

На носу Первомай. Раньше он назывался День международной солидарности трудящихся. В конце 80-х она приказала долго жить, а определение «трудящийся» стало ассоциироваться с нехорошим словом «нищеброд»....

Актер раскрыл «Труду» секрет своей отличной физической формы, а также кое в чем признался насчет работы

Элиза Светлова
Труд
Дмитрий уверяет: он пожилой человек, на ладан дышит. Что-то незаметно. Фото: Анатолий Ломохов, globallookpress.com

Сериал «Санкционер» снимают для телеканала СТС. Кино об олигархе, который попал под санкции, обеднел и вернулся в родной провинциальный городок. В главной роли — Дмитрий Нагиев. Запланировано 17 серий...

Культура 00:06 / 18 Апреля 2025 5497
В десятку!

Топ-10 фильмов, которые нельзя пропустить на ММКФ

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Кадр из к/ф «Семейное счастье». Фото: kinopoisk.ru

Военной драмой «В списках не значился» по роману писателя-фронтовика Бориса Васильева 17 апреля открылся Московский международный кинофестиваль. Он продлится до 24 апреля. В программе киносмотра...

Соперничество двух российских кинопремий стало отдельным увлекательным сюжетом

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Фото: © Komsomolskaya Pravda, globallookpress.com

В московском театре «Маска» прошла церемония вручения премии «Ника». Наряду с «Золотым орлом» это одна из главных национальных кинопремий в нашей стране. За «Никой» даже...

Вряд ли данные строки знакомы Бену Аффлеку, признавшемуся, что он ненавидел костюм Бэтмена

Труд
Фото: DC Entertainment/Zumapress.com, globallookpress.com

Любому зрителю, рожденному в СССР, конечно, памятны эти слова песни из новогодней комедии «Чародеи». Если кто забыл, продолжаются они так: «непринужденно, легко и вальяжно». Вряд ли данные строки знакомы...

Культура 20:01 / 26 Апреля 2025 5141
Не прекрасные няни

Анна Хилькевич уверена: далеко не все няни так прекрасны, как в известном сериале

Труд
По словам Анны, она уже прогнала с полсотни кандидаток. Фото: Наталья Шатохина/news.ru, globallookpress.com

Наверное, в каждой второй мелодраме, идущей на «России» или «Домашнем», милая девушка из провинции устраивается няней к детям богатого холостяка. И, конечно, оказывается сущим ангелом. Но далеко...

Об этом читателям «Труда» рассказала оперная дива Василиса Бержанская

Ульяна Калашникова, Санкт-Петербург
Труд
Василиса Бержанская в опере «Анна Болейн», Немецкая опера (Берлин). Фото: Imago/Martin Müller, globallookpress.com

Творческий график оперной певицы Василисы Бержанской расписан на годы вперед, а ее рабочая неделя может проходить сразу в нескольких странах. Сегодня выступление в Венской опере, завтра — в Ла Скала,...

Московский музей Рахманинова на грани ликвидации

Елена Широян, искусствовед
Труд
Дому 6/2 на Большой Ордынке московские власти нашли другое применение. А Рахманинова попросили на выход с вещами… Фото из открытых источников

«Подыщем классику новый дом, попроще. И вообще, не слишком ли много в Москве музеев? А тут еще частные плодятся. И занимают здания в центре столицы!» Не так ли рассуждают в столичной...