Главная Культура 00:03 13 Октября 2023 3607
Пермские боги и краски нового мира

В Москве – выставка одной из главных художественных галерей страны

Елена Широян, искусствовед
Ангельское воинство из Перми. Фото Сергея Бирюкова

Осенний сезон в Третьяковской галерее открыт, и главным его событием стала выставка Пермской художественной галереи. Гастроли региональных музеев проходили здесь и раньше в рамках проекта «Золотая карта России», давно, впрочем, ушедшего в анналы. Повод вернуться к старому формату дал юбилей званой гостьи, которая по музейной традиции привезла лучшие свои гостинцы. Диапазон этих даров отразило название проекта: «От иконы к авангарду. К 100-летию Пермской художественной галереи и 300-летию города Перми».

Не каждый региональный музей, пусть даже из города-миллионника, удостоится чести праздновать юбилей в Москве, в главной сокровищнице отечественного искусства. Пермская галерея, помимо богатства и уникальности коллекции, такое приглашение получила в силу особых заслуг перед российским искусством. Недаром два года назад в этом городе прошла выставка «Спасибо, Пермь!» — дань благодарности той же Третьяковки, ГМИИ имени Пушкина и Бахрушинского музея, эвакуированных во время Великой Отечественной войны именно туда. В целом в 1941-1944 годах в Молотовской тогда области находились десять крупнейших музеев. Из одного лишь Русского музея город Молотов, нынешняя Пермь, принял почти 8 тысяч наиболее ценных экспонатов. Так неожиданно на Урале воссоединились разрозненные ещё в XIX веке полотна Карла Брюллова, Александра Иванова и десятков других классиков.

Уместить самое дорогое в небольшой экспозиции — а здесь лишь восемьдесят из 55 тысяч единиц хранения — всегда сложно. Чаще всего на выезде нам показывают самые «громкие» экспонаты всех эпох подряд, предлагая этакую мини-версию Третьяковки провинциального разлива. Но пермяки блеснули тем, что придаёт их собранию подлинную уникальность. Первый художественный музей Урала акцентировал три раздела коллекции.

Это, во-первых, произведения древнерусского искусства — памятники лицевого шитья и иконописи XVII века. Почти все они связаны с родом «именитых людей» Строгановых, сыгравших огромную роль в освоении Прикамья. Многие предметы церковной утвари, шитые золотыми и серебряными нитями, некогда украшали главную церковь этой семьи — храм Похвалы Богородицы в Орле-городке. Благодаря Строгановым на землю Перми Великой (историческое название Пермского края до XVIII века) пришла высочайшая арт-традиция, сопоставимая со столичной. А случалось им давать заказы и мастерам Оружейной палаты в самой Первопрестольной. От одного из них, Ильи Филиппова, до наших дней дошла единственная работа — «Троица Ветхозаветная», шедевр нынешней выставки.

Во-вторых, это навсегда остающиеся в памяти «пермские боги» — храмовые скульптуры из дерева, в которых западные изобразительные традиции не совсем верно, по мнению Синода, сочетались с православным каноном, усматривающим в объемных фигурах следы язычества. В силу отдаленности эти изваяния уцелели, сохранившись в местных церквях вплоть до эпохи безбожия. В 1920-30-х, а затем в 1960-х годах в экспедициях по селам Пермского края сотрудники музея не просто собирали эти удивительные распятия, фигуры «Христос в темнице» и прочие евангельские сюжеты, но и спасали их от почти неминуемого уничтожения.

Наконец, это картины русского авангарда, революционного по форме и содержанию. Парадокс, но в стране победившего Октября пришлось спасать и его, причем почти в те же годы, что деревянных «богов». Теперь-то мы понимаем, что сталинский режим лишь прикрывался лозунгами революции, будучи по сути контрреволюционным, и строил он не социализм, а госкапитализм с чертами тоталитаризма, в котором свободное, непокорное искусство авангарда было, конечно, никак неприемлемо. А учитывая, что многие авторы-бунтари в ту пору оставались ещё живы, музей не раз спасал этих борцов и страдальцев, покупая результаты их юношеских экспериментов.

Неустанно пропагандируя свое собрание, галерея Перми участвует во многих инициативах: так, недавно она возила 70 произведений русского авангарда на выставку «Другие грани» в Нижнем Новгороде. Принято считать, что большие собрания работ авангардистов, порой удивляющие даже на федеральном уровне, сложились в провинции потому, что туда передавали, а по сути ссылали вещи неугодных авторов из музеев Москвы и Ленинграда. Как известно, приветствовавшие революцию художники-новаторы недолго продержались на гребне волны. Уже к началу 1930-х были закрыты созданные ими институты, сняты с экспозиции и отправлены с глаз долой «непонятные народу» абстрактные творения; спасибо, что не сожжены, как часто требовали комиссары-доктринеры. Однако в реальности и сами музейщики глубинки, понимая истинную цену этого искусства, по своей инициативе и зову сердца вели «охоту» за такими произведениями, разыскивая их у уцелевших авторов и коллекционеров, в домах наследников. Притом уральцы не боялись соперничать с коллегами из ведущих столичных музеев, включая Третьяковку, а владельцы охотно дарили или продавали произведения именно в Пермскую галерею, заработавшую добрую репутацию.

Итог этой деятельности, кропотливой и одновременно дерзкой, можно увидеть сейчас на выставке в Третьяковке: Кузьма Петров-Водкин и Аристарх Лентулов, Любовь Попова и Александр Родченко, Александр Дейнека и Роберт Фальк (я назвала далеко не всех) — настоящее созвездие светил начала ХХ столетия. Не менее выразительны полотна Иван Клюна (соратника Малевича), русских футуристов Давида Бурлюка, Василия Каменского, Виктора Пальмова. Самое удивительное: буйство красок, причудливость линий на картинах из «нового мира» вдруг оказываются созвучны иконам и «богам» с их яркой экспрессией и колоритом.

Кузьма Петров-Водкин. «Портрет мальчика». 1913 г.

Случайно ли соседство этих пластов искусства, казалось бы, бесконечно далёких друг другу, в пространстве одной выставки? Вспомним, что в основу русского авангарда, помимо впечатлений от смелых полотен импрессионистов или футуристов, известных и в дореволюционной России, легла икона. Всем вроде бы привычная дома, в церкви, даже трактире, на рубеже веков она была заново переосмыслена. Сам Павел Третьяков долго не решался ввести иконы в своё уже признанное собрание, сделав это лишь под конец жизни. Но по-настоящему внимание общества к древнерусской живописи привлёк знаменитейший из пермяков Сергей Дягилев.

Чаще всего это имя связывают с потрясшими Париж и всю культурную Европу «Русскими сезонами». Но прежде них Дягилев, продолжатель уральских меценатских традиций, прославился в Петербурге как организатор художественных выставок. Да и в Париже он начал с организации на Осеннем сезоне 1906 года экспозиции «Два века русского искусства и скульптуры». Среди 750 произведений в залах Гранд-Пале находились и 36 икон. Вскоре Европу охватила настоящая мода «на всё русское», а падкая на сенсации артистическая молодёжь России обнаружила в древнерусской живописи новый источник вдохновения.

Кстати, сегодня мало кто помнит, что возвратила России всемирно известное имя «декадента-эмигранта» как раз Пермская галерея. В 1987-м она первой в СССР посвятила выставку великому земляку, собрав для проекта «Сергей Дягилев и художественная культура XIX–XX веков» экспонаты 32 музеев и частных собраний...

Черемисинов также был основателем нижегородской телекомпании «Сети НН» и работал советником гендиректора «Росатома» 

Андрей Черемисинов. Кадр «Первого канала»

Советник главы «Росатома» по информационным проектам, многолетний участник популярной телевизионной программы «Что? Где? Когда?» Андрей Черемисинов скоропостижно скончался на 56-м году жизни. Об этом во вторник, 29 октября...

Он мог сыграть и дворника, и графа

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
Николай Караченцов в спектакле «Юнона» и «Авось». Фото: Александр Яковлев, globallookpress.com

27 октября народному артисту России, любимцу публики Николаю Караченцову могло бы исполниться 80 лет. Его нет с нами уже шесть лет. Караченцов умер в канун своего 74-го дня рождения. Прощание с актером, собравшее море людей, прошло...

Первый канал завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь»

Сергей Беднов
Труд
По большому счету увиденное могло быть интересным в первую очередь поклонникам самого Познера. Фото: Павел Кашаев, globallookpress.com

На этой неделе «Первый» завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь». Впрочем, в слове «завершил» есть некая недосказанность. Сам автор не раз говорил, что проект...

Как в Царском Селе появился, исчез и вновь воскрес памятный знак, который был так дорог сердцам лицеистов

Ирина Смирнова
Труд
Памятник «гению места». Пушкин, Лицейский переулок, 1/4. Фото из открытых источников

Удивительно, как «гений места» влияет на само это место. Одним из ярких тому примеров служит история исчезновения и нового возникновения памятного знака в Царскосельском лицее. Настолько он там уместен, что...

Коллектив и зрителей знаменитого театра накрыл шквал нововведений

Мария БАБАЛОВА, музыкальный обозреватель
Труд
Валерий Гергиев. Фото: globallookpress.com

Намедни без каких-либо особых анонсов и афиш в Большом театре на Исторической сцене давали «Дона Карлоса» Верди. Казалось бы, рядовое событие — 89-й спектакль с премьеры, состоявшейся 11 лет...

Культура 00:03 / 11 Октября 2024 9367
А он, мятежный…

Разговор о Лермонтове и русской поэзии в канун юбилея классика

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
К.А. Горбунов. Последний прижизненный портрет Лермонтова. 1841 год. Фото из открытых источников

15 октября читающее человечество отметит 210 лет со дня рождения Михаила Лермонтова. Он прожил неполные 27 лет, но оставил после себя три десятка поэм, около 400 стихотворений, роман «Герой нашего времени»,...

Что не так с фильмом «Любовь Советского Союза»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По факту у создателей фильма вышла экранизация частной жизни Валентины Серовой. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На большой экран вышел фильм «Любовь Советского Союза» — долгострой, задуманный еще в 2008 году. Сценарий начинал писать драматург Владимир Валуцкий, ныне, увы, покойный. Эстафету подхватил Сергей Снежкин....

В Вахтанговском – самая загадочная пьеса Александра Вампилова

Анна Чепурнова
Труд
Зилов необычайно притягателен для женщин (Анна Чумак и Максим Севриновский). Фото Валерия Мясникова предоставлено Театром им. Вахтангова

На Симоновской сцене Театра им. Вахтангова молодой режиссер Аскар Галимов поставил одну из самых сложных пьес Александра Вампилова «Утиная охота». Изначально главным манком для зрителей стала личность исполнителя роли Зилова —...

Культура 00:01 / 25 Октября 2024 7065
Третьяков бы изумился

Новаторское искусство в галерее его имени стало лишним?

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: Сергей Смирнов, globallookpress.com

Везет Третьяковке на скандалы. Поводы громкие: то у музея отобрали «Троицу» Рублева, главный шедевр русской живописи, самой же Галереей спасенный век назад. То закрыли первый музейный кинотеатр, лучший в Москве... Хотя...

Чем обернулась поездка школьников и их учительниц в осенний Сочи

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Полина Кутепова в фильме «Каникулы» сыграла одну из лучших своих ролей

В прокат выходит фильм «Каникулы», завоевавший в прошлом году главный приз фестиваля «Маяк» в Геленджике, который позиционирует себя, как смотр актуального российского кино. На фоне дурашливых комедий, бесконечных киносказок,...

Именно поэтому популярный поэт-песенник – вновь в жюри шоу «Ну-ка, все вместе!»

Сергей Бирюков
Труд
43 года творчества дают Александру основание судить участников. Фото предоставлено телеканалом «Россия»

Шоу «Ну-ка, все вместе!», новый сезон которого стартовал на телеканале «Россия», впечатляет уже расстановкой действующих лиц: перед тобой буквально стена из сотни экспертов, приглядевшись к которой, узнаешь...

Кинематографист также работал над сериалами «Агент национальной безопасности», «Литейный», «Дорожный патруль», «Черный ворон» 

Игорь Москвитин. Фото из соцсетей

Российский сценарист, режиссер и продюсер Игорь Москвитин, снявший целый ряд известных отечественных телесериалов – «Улицы разбитых фонарей», «Черный ворон», «Агент национальной безопасности», «Литейный»,...

Участниками соглашения стали главы профильных ассоциаций, учебных заведений, организаторы недель моды более чем из 50 стран 

Фото предоставлено пресс-службой форума BRICS+ Fashion Summit

Декларация о создании Международной модной федерации БРИКС (BRICS International Fashion Federation) подписана на московском форуме BRICS+ Fashion Summit, завершившемся на минувших выходных. Об этом в понедельник, 7 октября сообщила заместитель...

Почему не получилось продолжение популярной серии фильмов

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В прокате идет фильм «Особенности национальной больницы» по сценарию Александра Рогожкина. Того самого, что 30 лет назад снял умную и уморительно смешную комедию «Особенности национальной охоты», ставшую...

Знаменитый актер - о роли русского врача в сериале «Княжна милосердия» и великой школе Марка Захарова

Анна Чепурнова
Труд
Виктор Раков - за идеалы, ради которых «и стоило жить, и работать стоило». Фото Юлии Петуховой. Кадры предоставлены телеканалом «Россия»

На телеканале «Россия» начался показ остросюжетной драмы «Княжна милосердия» Леонида Белозоровича. Итак, Русско-турецкая война 1878 года, главный герой, князь Раевский, пропадает без вести, и молодая жена...

На главных телеканалах идут сериалы про следователей

Сергей Беднов
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В эфире двух главных каналов идут сериалы про следователей. То же было на прошлой и позапрошлой неделях. Но если на НТВ преступников ловят мужчины, то «Первый» и «Россия» отдают...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?