Главная Культура 09:06 13 Октября 2011 2775
«Иисусу Христу» 40 лет?
Знаменитая рок-опера была записана из милости
Константин Кудряшов

40 лет назад, 12 октября 1971 года, на Бродвее состоялась премьера расширенного сценического варианта рок-оперы «Иисус Христос — суперзвезда». Человек, одержимый теорией заговора, обязательно отметил бы: «Вот ведь сатанисты и кощунники, специально так подгадали, чтобы свое богомерзкое действо устроить чуть ли не в самый светлый праздник Покрова Пресвятой Богородицы!» И, разумеется, попал бы пальцем в небо.

Вряд ли композитор Эндрю Ллойд Уэббер и либреттист Тим Райс догадывались, что когда-нибудь в далекой заснеженной России, где, как известно, живут только медведи и баллистические ракеты, их творение будут обсуждать именно в таком тоне. А ведь на православных форумах и сейчас, спустя сорок лет после премьеры, стоит только завести разговор о достоинствах и недостатках мюзикла, поднимается инфернальный вой: «Шоу сделали из всего святого!» «Метание бисера перед длинноволосыми свиньями-хиппи!» — и прочее в том же духе. Голоса разумных людей, например, диакона Андрея Кураева, который говорит, что эта опера ценна хотя бы тем, что очень многих молодых советских людей привела к вере, заглушаются нестройным хором почитающих себя святее Папы Римского: «Гнусная пародия на Христа!»

Рок-рыло в калашном ряду

Иными словами, из-за этой самой оперы довольно серьезно горячатся и сейчас, а что творилось в те годы, трудно себе представить. Западный мир едва успел пережить оплеуху от Джона Леннона, который нагло заявил, что, дескать, «Битлз» на данный момент популярнее Иисуса Христа. А тут католикам и протестантам отвешивают новую плюху, да к тому же настолько коммерчески успешную, что зашатаешься. Надо сказать, что «Христос» Уэббера и Райса в итоге оказался-таки популярнее даже «Битлз»: все-таки 100 млн. только легальных копий — не шуточки. Но, думается, для воинствующих церковников это явилось слабым утешением.

Зато компания МСА, которая спонсировала запись «Джизуса», могла торжествовать, правда, сплевывая через левое плечо и обливаясь холодным потом от осознания того факта, что никакого триумфа могло бы и не случиться. Абсолютно безвестные молодые нахалы (а Уэбберу едва исполнился 21 год) в течение чуть ли не года осаждали офис фирмы грамзаписи с просьбой дать хоть немного денег. И на что? На абсолютную ерунду — ну кому в наш атомный век интересны оперы на библейскую тему? Да еще и рок-оперы — это уж вообще ни в какие ворота.

Надо сказать, что некоторые резоны в такой позиции были. Само по себе словосочетание «рок-опера» и сейчас, невзирая на успех «Суперзвезды» и некоторых других, кажется глупостью и блажью. Более того, не только кажется, но и является в самом что ни на есть натуральном виде. Потому что рок по своей сути относится к балаганным, клоунским видам искусства. Хочется этого или нет, но рокер — по определению пересмешник, скоморох, кривое зеркало. Он просто обязан кривляться и показывать глупости. Поначалу так оно и было — Элвис Пресли увлеченно вертел кормой и пел песенки с рифмой вроде «танго — мамба». Мик Джаггер в малиновых штанах эротично облизывал микрофон и, по слухам, лупил по сцене специально купленной размороженной куриной тушкой. Хендрикс сжигал дорогие гитары, Моррисон вообще показал «келдыша» всему честному народу, а уж сколько голых рокерских задов озарило пространство шоу-бизнеса после него — не сосчитать. И все это канало за милую душу, поскольку было вполне в рамках жанра. Ну и, соответственно, очень даже неплохо оплачивалось. Вот только была одна закавыка. Рокер, пусть даже вызолоченный с головы до ног, все равно оставался тем же клоуном и скоморохом, каковых испокон веков положено было хоронить за церковной оградой. Грубо говоря, он относился к секте неприкасаемых, то есть по меркам музыкального сообщества считался отъявленным чмом. Наверное, так же чувствовали себя купцы-миллионщики, которым по их худородству был запрещен вход в аристократические клубы, где собирались знатные нищеброды.

Короче, примерно к началу 70-х рокеры активно возжелали хоть тушкой, хоть чучелком пролезть в мир «настоящей серьезной музыки» и утвердиться там не на последних ролях. Поэтому-то компания МСА и отвалила изрядную сумму на запись рок-оперы. Поэтому-то и вписался в ненадежный проект двух молодых деятелей матерый волчара от рока Ян Гиллан. Более чем успешная культовая группа Deep Purple, где он являлся солистом, была на время подвинута в тень, поскольку возможность гордо заявить: «Я теперь в опере записываюсь» — дорогого стоила. Не чужд подобным мыслям оказался и главный автор оперы, композитор Эндрю Ллойд Уэббер, который неоднократно и очень обидчиво заявлял: «Чем рок хуже любой другой музыки? Я берусь доказать, что интонации рока звучат даже в симфониях Шостаковича!» Но потом все равно «сливал», признаваясь, что рок все-таки если и не хуже, то легковеснее и несерьезнее остальной музыки: «Сразу после этого вашего «Христа» я написал «Вариацию для виолончели и рок-группы», а спустя десять лет переделал оркестровку — теперь это «Вариации для симфонического оркестра и виолончели».

Русский след

Своеобразно «отжег» и автор текста Тим Райс. На вопрос, почему именно Христос, он долго вилял: мол, библейские темы вообще хорошо ложатся на музыку. Спорить с этим было вроде бессмысленно — по большому счету вся Книга псалмов есть не более чем сборник духовных песен. Тут и Луи Армстронг с его знаменитым «Let My People Go», что является буквальным переводом библейского диалога Моисея и египетского фараона: «Отпусти мой народ!» Вот, собственно, мнение Райса: «Мы просто пытались высказаться тем музыкальным языком, который знали и любили. Я думаю, „Иисус Христос“ достаточно типичная музыка, даже обычная, никакой эпатажности там нет». А для пущей важности он любил цитировать как раз Книгу псалмов, которая прямо-таки наталкивает на мысль о создании рок-композиций: «Славьте Господа гулом труб, славьте Его звоном лютней и арф! Да славит Его тимпан и пляс, да славят Его струны и свирель, да славит Его кимвала звон, да славит Его кимвала зык!»

Против такой цитаты крыть было нечем. Если бы Райс случайно не проговорился, что основную идею он «попятил» у русского писателя и философа Леонида Андреева. Конкретно — из его новеллы «Иуда Искариот», где писатель, даже на родине считавшийся немного сумасшедшим, показывает последние дни из жизни Христа с точки зрения апостола-предателя, который хотел как лучше, а получилось как всегда. Тут уж возмущению не было предела. И еретические дела, и русское происхождение источника — каждое лыко пошло в строку.

Может быть, именно на волне того, что официальные круги Запада поносили рок-оперу почем зря, в СССР к ней отнеслись снисходительно. Во всяком случае, когда известный джазмен Алексей Козлов в 1974 году предпринял попытку поставить «Христа», ему особо не мешали. Впрочем, постановка его успеха не имела, поскольку все было как в том анекдоте про картавых и гугнивых «Битлз», которых Рабинович напел по телефону. Козлов делал оркестровки, слушая оперу на советской ленте с катушечного магнитофона «Яуза».

Другое дело, что наши композиторы тоже заразились идеей рок-оперы. И что самое забавное, в наших палестинах все получилось точь-в-точь как на Западе. Когда за дело брались именно что рокеры, то провал получался грандиозный — из них так и перли скука, торжественность и пафос, а сами произведения заслуженно забывались. Если кто не согласен, пусть попробует вспомнить хотя бы одну музыкальную тему из рок-оперы самого Александра Градского «Стадион». А вот когда за дело брался тандем хорошего композитора и поэта, получалось очень даже здорово. Вот, скажем, «Юнона и Авось» Рыбникова и Вознесенского. Кстати, она в этом году тоже отмечает юбилей — 30 лет.

Фестивальные хиты «Опасная близость» и «Актерище» появились в онлайн-кинотеатрах

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадры с сайта kinopoisk.ru

В Москве прошел фестиваль стриминговых платформ Original+, в котором приняли участие 11 ярких новинок. Гран-при завоевала комедия «Актерище» с Дмитрием Нагиевым в главной роли. А приз «За оригинальное...

100 лет назад родился великий актер Иннокентий Смоктуновский

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Фото: © Vadim Nekrasov, globallookpress.com

Помните забавный эпизод из фильма "Москва слезам не верит"? Середина 1950-х, праздничная толпа у входа в кинотеатр. "Вы тоже артист?" - спрашивают героини у мужчины, с которым только что поздоровался Георгий Юматов. "Да,...

Пройдемся по городу на Неве со сборником стихов Николая Заболоцкого

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
В 1929 г. Николай Заболоцкий снял комнату в Ленинграде на Большой Пушкарской улице, 36, в квартире № 9. Фото: Russian Archives, globallookpress.com

Классика русской поэзии Николая Заболоцкого (1903-1958), выдающегося переводчика не видно и не слышно в сегодняшнем Петербурге. Ни в топонимике, ни в городской скульптуре, ни в каких других популярных...

Более 250 фильмов из 50 стран покажут на Московском международном кинофестивале, который стартует на днях

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма «Семейное счастье» с сайта kinopoisk.ru

ММКФ — один из старейших кинофорумов в мире. На протяжении десятилетий фестиваль был для наших зрителей настоящим «окном в мир». Здесь представляли свои ленты Федерико Феллини, Марсель Карне, Анджей...

Сыгравший главную роль в фильме «Почтарь» актер, можно сказать, его спас

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
За Петровым интересно наблюдать каждую минуту его экранного существования, о его герое интересно размышлять. Кадр с сайта

С фестивального экрана - и сразу в широкий прокат. Такой стремительный путь проделал фильм Андрея Разенкова «Почтарь», который участвовал в программе только что завершившегося Московского международного кинофестиваля. Нынче этот...

Телеканал «Россия» завершил показ сериала «Адмирал Кузнецов»

Сергей Беднов
Труд
Кадр с сайта kinopoisk.ru

На подходе еще дюжина проектов о Великой Отечественной. Хотя и так ежегодно появляется немалое количество фильмов о войне. Только чем их больше, тем чаще гложет сомнение: а все ли продюсеры, начиная работу,...

Культура 00:06 / 18 Апреля 2025 5029
В десятку!

Топ-10 фильмов, которые нельзя пропустить на ММКФ

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Кадр из к/ф «Семейное счастье». Фото: kinopoisk.ru

Военной драмой «В списках не значился» по роману писателя-фронтовика Бориса Васильева 17 апреля открылся Московский международный кинофестиваль. Он продлится до 24 апреля. В программе киносмотра...

Соперничество двух российских кинопремий стало отдельным увлекательным сюжетом

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Фото: © Komsomolskaya Pravda, globallookpress.com

В московском театре «Маска» прошла церемония вручения премии «Ника». Наряду с «Золотым орлом» это одна из главных национальных кинопремий в нашей стране. За «Никой» даже...

Вахтанговский театр показал на фестивале «Черешневый лес» коллективное сочинение «Солнце Ландау»

Любовь Лебедина
Труд
Байопик в стилистике клипов читается в виде последних известий из жизни гениального физика. Фото: tvoyplanetary/globallookpress.com

В нынешнем году мир отмечает 100-летие квантовой механики. У истоков которой стоял в том числе и Лев Ландау, выдающийся советский физик. Ну и при чем тут сцена? Не скажите! Вахтанговский театр решил показать...

Вокруг шоумена постоянно возникают какие-то слухи

Труд
Фото: © Petrov Sergey, globallookpress.com

Почему-то вокруг этого человека постоянно возникают разговоры с изрядной дозой конспирологии. До февраля 2022-го для всех он был просто преуспевающим шоуменом, имеющим именную программу на Первом канале. Когда началась СВО,...

В отличие от персонажа Веры Алентовой из фильма «Москва слезам не верит» у теперешних героинь есть один надежный путь «наверх»

Сергей Беднов
Труд
Катерине Тихомировой приходилось очень несладко

На носу Первомай. Раньше он назывался День международной солидарности трудящихся. В конце 80-х она приказала долго жить, а определение «трудящийся» стало ассоциироваться с нехорошим словом «нищеброд»....

Актер раскрыл «Труду» секрет своей отличной физической формы, а также кое в чем признался насчет работы

Элиза Светлова
Труд
Дмитрий уверяет: он пожилой человек, на ладан дышит. Что-то незаметно. Фото: Анатолий Ломохов, globallookpress.com

Сериал «Санкционер» снимают для телеканала СТС. Кино об олигархе, который попал под санкции, обеднел и вернулся в родной провинциальный городок. В главной роли — Дмитрий Нагиев. Запланировано 17 серий...

Режиссер хотел избежать сентиментальности, слащавости, и это ему удалось

Анна Чепурнова
Труд
В премьерном спектакле Сирано постоянно ведет бой. Фото с сайта театра «Сатирикон»

В «Сатириконе» Константин Райкин выпустил «Сирано де Бержерака» Ростана. Еще осенью он рассказывал «Труду» про то, что думал об этой постановке давно и что это единственный случай, когда на сцене его театра...

Московский музей Рахманинова на грани ликвидации

Елена Широян, искусствовед
Труд
Дому 6/2 на Большой Ордынке московские власти нашли другое применение. А Рахманинова попросили на выход с вещами… Фото из открытых источников

«Подыщем классику новый дом, попроще. И вообще, не слишком ли много в Москве музеев? А тут еще частные плодятся. И занимают здания в центре столицы!» Не так ли рассуждают в столичной...

Культура 00:01 / 28 Марта 2025 4284
Убивать легко?

К четвертому году СВО родное ТВ наконец-то научилось показывать войну

Сергей Беднов
Труд
Фото: www.kinopoisk.ru

Минпромторг предложил отечественным разработчикам в сотрудничестве с Минобороны создать российскую компьютерную игру «о дронах на СВО». Залогом успеха должны стать «захватывающий геймплей, хорошая графика,...

Ведущий программы «Тайные механизмы природы» рассказал о пустынях Калмыкии, достижениях человечества и своих планах на будущее

Марина Суранова
Труд
Илья Долгов нашел общий язык с братьями меньшими. Фото предоставлено каналом «Живая планета»

Ведущий программы «Тайные механизмы природы» на канале «Живая Планета» с радостью делится с телезрителями необычными и захватывающими открытиями, которые они могли бы попросту не заметить,...