Главная Культура 12:20 13 Августа 2018 4458
Кому на Руси петь хорошо

Летний проект компании New Opera World дал шанс тем артистам, которым его не хватало

Сергей Бирюков
Андрей Меркульев (Грязной) и Маргарита Долгоненкова (Марфа) после спектакля «Царская невеста». Фото автора

В третий раз прошла в Москве Летняя оперно-симфоническая лаборатория, организованная компанией New Opera World. Снобы могут высокомерно улыбнуться: разве можно за четыре каникулярные недели с девятью десятками певцов в основном из региональных коллективов, со столь же лоскутным оркестром из 40 по преимуществу крайне молодых людей, качественно поставить два полнометражных оперных спектакля?

А я замечу: при всех неизбежных шероховатостях в каждом из этих спектаклей интенданту любого из ведущих мировых театров было бы к кому присмотреться и прислушаться. А для громадного большинства самих участников это была ПЕРВАЯ возможность выступить в оперной продукции в настоящем театре, с симфоническим коллективом под руководством опытного маэстро.

Не хочу, однако, впадать в умильный тон. В обеих постановках очень даже есть к чему придраться. Начиная с режиссерских решений Андрея Цветкова-Толбина в «Кармен» и Полины Бертен в «Царской невесте». Точнее, с того, что я НИЧЕГО не могу о них сказать: из-за своеобразной рассадки зала Камерного музыкального театра имени Покровского… простите, Камерной сцены Большого театра (поглощение произошло нынешним летом) их могли видеть только зрители двух первых рядов разделенного на северную и южную «трибуны» партера. Хотя в самом внедрении сцены в центр зрительного зала есть рациональное зерно, так теснее эмоциональный контакт аудитории и исполнителей. Но тогда надо было расположить публику амфитеатром, чтобы мы видели не только затылки впереди сидящих зрителей.

Впрочем (поклонники режоперы, пропустите эти строки), большинство опероманов ходит в театр не столько ради эффектных разводок, сколько из-за красивой музыки и ярких исполнителей. Поэтому больше, чем недостатки визуальной стороны, заставили поморщиться ученически-замедленные темпы быстрых эпизодов – например, обеих увертюр, в которых дирижеры, как понимаю, просто опасались развивать настоящую скорость, дабы не привести свой наспех сколоченный корабль к крушению. Притом что к самим маэстро у меня нет претензий. Особенно это касается француза Адриена Перрюшона, который вел «Кармен» с настоящим вдохновением и, насколько мог, заражал своей погруженностью в музыку остальных исполнителей. Ну а в квинтете контрабандистов счел своих подопечных достаточно разогретыми, чтобы достичь наконец и настоящего престо.

Наш Айрат Кашаев внешне похолоднее, но его сильная сторона – значительный опыт, приобретенный в Театре имени Покровского. Чувствовалось, что с ним работать исполнителям «Царской невесты» очень надежно.

И вот они, эти исполнители, стали для меня главным открытием. Разумеется, не все. Хотя бы потому, что каждую из опер я прослушал лишь однажды, а подготовлено было по три почти не пересекающихся состава, и спектаклей, таким образом, прошло шесть. И внутри составов были люди разного уровня. Но те, кто обратил на себя внимание, мне кажется, достойны его в высокой степени.

Начать с Кармен – Полины Гараевой: насыщенное, очень подвижное меццо-сопрано, неожиданное в этой «нордической» блондинке, властно захватывает слух иберийской страстностью. Отличный баритон (чуть-чуть бы еще добавить мощности) – у Максима Сударева (Эскамильо). Яркий, «пробойный» тенор у Алексея Михайлова (Хозе), хотя очевидно нужна еще серьезная шлифовка.

А какой сложный характер лепит своим многокрасочным, экспрессивным баритоном Андрей Меркульев в роли Грязного! Как трогательна и вокально отточена партия Марфы у Маргариты Долгоненковой! Как необычен в своем «бардовском» имидже обладатель сочного баса Артем Борисенко…

И все они – интересные личности со своими историями, иначе не были бы такими привлекательными сценическими актерами. Вот, например, Ариадна Гусева – у нее не самая большая в «Царской невесте» роль Сабуровой, но есть исполнители, само присутствие которых на сцене помогает организовать ансамбль, они словно второй дирижер – и вот такова эта певица со столь символическим «путеводным» именем. А ведь она «всего лишь» солистка Магнитогорской государственной академической хоровой капеллы – правда, с большим опытом исполнения самых сложных ораториальных произведений, вплоть до реквиемов Моцарта и Верди. Но театральная практика минимальна – в ее городе оперы нет. А инстинкт сцены очевидный. Сопрано – великолепное. Неужели ею не заинтересуются в оперных театрах Челябинска, Екатеринбурга, да и Москвы с Петербургом тоже?

В отличие от Ариадны, Андрей Меркульев еще даже не окончил Новосибирскую консерваторию, но уже пел спектакли «Любовный напиток», «Паяцы». А вот до главной мужской роли в «Царской невесте» добрался впервые благодаря проекту New Opera World. Артем Борисенко «Царскую невесту» исполнял в ГИТИСе, и вообще у него за душой уже много собственных задумок, но и ему в эти дни выпало свое «впервые» – дебют в спектакле на настоящей театральной сцене.

Это «впервые» могут про себя сказать практически все участники проекта. И Маргарита Долгоненкова, у которой в Саратовской консерватории не было НИ ОДНОГО полнометражного спектакля – там разучивали только отдельные сцены и исключительно под рояль (оркестр создали буквально только что, когда Рита уже выпустилась из вуза и работает в родном Ульяновске педагогом музыкальной школы). И удачливая вроде бы Гараева, которой диплом Центра Вишневской дал возможность петь в Румынии, Норвегии, Италии, но почему-то в России одаренной певицей по-настоящему не заинтересовались. И живущий уже пятый год в Австрии выпускник Моцартеума, бас Святослав Беседин – приглашенный солист Венской оперы, соскучившийся по русскому репертуару и русским коллегам, получивший наконец шанс исполнить роль, о которой мечтал – Малюты Скуратова.

Особенно почему-то зацепили две судьбы. Одна – Михаила Григорьева, хоть и досталась ему в «Кармен» отнюдь не главная роль – капитана Цуниги. Михаил – воспитанник Гнесинской академии. А работает в… театре «Ленком». Артистом хора. В оперные театры стучался, но не везло, и уже почти махнул рукой. В проект New Opera World обратился, ни на что особенно не рассчитывая. Но блеснул таким роскошным баритоном, что, думаю, спектакль бы только выиграл, если б Михаилу поручили не Цунигу, а одну из главных партий – Эскамильо. Еще один подаренный шанс, еще одна, возможно, спасенная артистическая карьера…

И – не улыбайтесь – из памяти не уходит восторженное лицо миниатюрной женщины с неожиданно зычным и задорным голосом, исполнительницы совсем крохотной роли. У нее всего пара фраз – но она явно тоже из породы «маленьких дирижеров сцены». Екатерина Калинина по основной профессии вовсе не музыкант, а бухгалтер, но музыка, пение в коллективе с чудесным названием «Хоро сапиенс», который разъезжает по подмосковным церквам, составляет смысл ее жизни. Безмерно рада даже самым маленьким ролям в любительских постановках «Кармен», «Свадьбы Фигаро», «Пиковой дамы», «Евгения Онегина»…

Тут дирекции Большого театра, может, и не к чему особенно приглядываться, но без таких людей опера тоже не живет – просто потому, что нуждается в тех, кто ее любит беззаветно и самозабвенно.

Вот этим, по-моему, и хорош проект, задуманный три года назад певицей и продюсером Анной Селивановой. Нам показывают настоящую панораму оперного фанатизма в России, от столиц до далекого Ханты-Мансийска (Эскамильо-Сударев оттуда), от прим до скромных хористов. И становится понятно, откуда нынешнее «засилие» русских голосов на мировой оперной сцене. Наша страна (банальное и тем более неопровержимое наблюдение) неистощимо богата талантами. Остается только сделать так, чтобы им и в ней самой было хорошо.

Черемисинов также был основателем нижегородской телекомпании «Сети НН» и работал советником гендиректора «Росатома» 

Андрей Черемисинов. Кадр «Первого канала»

Советник главы «Росатома» по информационным проектам, многолетний участник популярной телевизионной программы «Что? Где? Когда?» Андрей Черемисинов скоропостижно скончался на 56-м году жизни. Об этом во вторник, 29 октября...

Он мог сыграть и дворника, и графа

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
Николай Караченцов в спектакле «Юнона» и «Авось». Фото: Александр Яковлев, globallookpress.com

27 октября народному артисту России, любимцу публики Николаю Караченцову могло бы исполниться 80 лет. Его нет с нами уже шесть лет. Караченцов умер в канун своего 74-го дня рождения. Прощание с актером, собравшее море людей, прошло...

Первый канал завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь»

Сергей Беднов
Труд
По большому счету увиденное могло быть интересным в первую очередь поклонникам самого Познера. Фото: Павел Кашаев, globallookpress.com

На этой неделе «Первый» завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь». Впрочем, в слове «завершил» есть некая недосказанность. Сам автор не раз говорил, что проект...

Как в Царском Селе появился, исчез и вновь воскрес памятный знак, который был так дорог сердцам лицеистов

Ирина Смирнова
Труд
Памятник «гению места». Пушкин, Лицейский переулок, 1/4. Фото из открытых источников

Удивительно, как «гений места» влияет на само это место. Одним из ярких тому примеров служит история исчезновения и нового возникновения памятного знака в Царскосельском лицее. Настолько он там уместен, что...

Коллектив и зрителей знаменитого театра накрыл шквал нововведений

Мария БАБАЛОВА, музыкальный обозреватель
Труд
Валерий Гергиев. Фото: globallookpress.com

Намедни без каких-либо особых анонсов и афиш в Большом театре на Исторической сцене давали «Дона Карлоса» Верди. Казалось бы, рядовое событие — 89-й спектакль с премьеры, состоявшейся 11 лет...

Культура 00:03 / 11 Октября 2024 9456
А он, мятежный…

Разговор о Лермонтове и русской поэзии в канун юбилея классика

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
К.А. Горбунов. Последний прижизненный портрет Лермонтова. 1841 год. Фото из открытых источников

15 октября читающее человечество отметит 210 лет со дня рождения Михаила Лермонтова. Он прожил неполные 27 лет, но оставил после себя три десятка поэм, около 400 стихотворений, роман «Герой нашего времени»,...

Что не так с фильмом «Любовь Советского Союза»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По факту у создателей фильма вышла экранизация частной жизни Валентины Серовой. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На большой экран вышел фильм «Любовь Советского Союза» — долгострой, задуманный еще в 2008 году. Сценарий начинал писать драматург Владимир Валуцкий, ныне, увы, покойный. Эстафету подхватил Сергей Снежкин....

Чем обернулась поездка школьников и их учительниц в осенний Сочи

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Полина Кутепова в фильме «Каникулы» сыграла одну из лучших своих ролей

В прокат выходит фильм «Каникулы», завоевавший в прошлом году главный приз фестиваля «Маяк» в Геленджике, который позиционирует себя, как смотр актуального российского кино. На фоне дурашливых комедий, бесконечных киносказок,...

Кинематографист также работал над сериалами «Агент национальной безопасности», «Литейный», «Дорожный патруль», «Черный ворон» 

Игорь Москвитин. Фото из соцсетей

Российский сценарист, режиссер и продюсер Игорь Москвитин, снявший целый ряд известных отечественных телесериалов – «Улицы разбитых фонарей», «Черный ворон», «Агент национальной безопасности», «Литейный»,...

В Вахтанговском – самая загадочная пьеса Александра Вампилова

Анна Чепурнова
Труд
Зилов необычайно притягателен для женщин (Анна Чумак и Максим Севриновский). Фото Валерия Мясникова предоставлено Театром им. Вахтангова

На Симоновской сцене Театра им. Вахтангова молодой режиссер Аскар Галимов поставил одну из самых сложных пьес Александра Вампилова «Утиная охота». Изначально главным манком для зрителей стала личность исполнителя роли Зилова —...

Культура 00:01 / 25 Октября 2024 7156
Третьяков бы изумился

Новаторское искусство в галерее его имени стало лишним?

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: Сергей Смирнов, globallookpress.com

Везет Третьяковке на скандалы. Поводы громкие: то у музея отобрали «Троицу» Рублева, главный шедевр русской живописи, самой же Галереей спасенный век назад. То закрыли первый музейный кинотеатр, лучший в Москве... Хотя...

Участниками соглашения стали главы профильных ассоциаций, учебных заведений, организаторы недель моды более чем из 50 стран 

Фото предоставлено пресс-службой форума BRICS+ Fashion Summit

Декларация о создании Международной модной федерации БРИКС (BRICS International Fashion Federation) подписана на московском форуме BRICS+ Fashion Summit, завершившемся на минувших выходных. Об этом в понедельник, 7 октября сообщила заместитель...

Именно поэтому популярный поэт-песенник – вновь в жюри шоу «Ну-ка, все вместе!»

Сергей Бирюков
Труд
43 года творчества дают Александру основание судить участников. Фото предоставлено телеканалом «Россия»

Шоу «Ну-ка, все вместе!», новый сезон которого стартовал на телеканале «Россия», впечатляет уже расстановкой действующих лиц: перед тобой буквально стена из сотни экспертов, приглядевшись к которой, узнаешь...

Почему не получилось продолжение популярной серии фильмов

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В прокате идет фильм «Особенности национальной больницы» по сценарию Александра Рогожкина. Того самого, что 30 лет назад снял умную и уморительно смешную комедию «Особенности национальной охоты», ставшую...

На главных телеканалах идут сериалы про следователей

Сергей Беднов
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В эфире двух главных каналов идут сериалы про следователей. То же было на прошлой и позапрошлой неделях. Но если на НТВ преступников ловят мужчины, то «Первый» и «Россия» отдают...

В России следует снимать фильмы, пропагандирующие не деструктив, а здоровый образ жизни, убежден спикер Госдумы 

Кадр из фильма «Интердевочка», режиссер Петр Тодоровский, 1989 г.

Председатель Государственной думы Вячеслав Володин в ходе заседания в четверг, 17 октября высказал мнение, что в России следует снимать фильмы, пропагандирующие здоровый образ жизни. В качестве примера деструктивного влияния он привел фильм...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?