Вчера в России заработал аналог американского номера 911 для вызова экстренных служб. До сих пор позвонить по единому номеру можно было только с мобильного, теперь же вызвать спасателей можно и со стационарного телефона.
Пока по номеру 112 отвечает автоответчик, который предлагает выбрать из перечня нужную службу. Как пояснил «Труду» заместитель начальника управления информационных технологий и связи МЧС России Сергей Могильников, система работает еще не в полном объеме. Однако уже в ближайшее время на смену автоответчику придут живые люди. Кроме того, если по какой-то причине специалист нужного региона не успеет ответить на вызов после третьего гудка, звонок автоматически будет переведен в головной центр. Перед специалистом, обрабатывающим вызов на компьютере, появится карточка происшествия, куда он занесет все показания позвонившего, а система автоматически развернет перед оператором карту местности, где находится человек.
Единый телефон вызова экстренных служб 112 в тестовом режиме заработает в девяти регионах России до конца этого года. Хорошо, что создатели системы единого вызова экстренных служб в России прекрасно понимают, что многие россияне по старой памяти еще долго вместо универсального номера будут набирать знакомые с детства 01, 02, 03 и т. д. Так что на время так называемого переходного периода они также будут работать. Только каждому позвонившему дополнительно будут рассказывать, что теперь он может воспользоваться новой системой.
Система вызова экстренных служб существует в Европе с 1991 года, в России же пилотный проект «112» стартовал в 2008-м, но из-за бюрократических и финансовых проблем был частично реализован только в трех зонах (Курская область, Республика Татарстан и Астраханская область). По данным МЧС России, проект уже доказал свою эффективность. Только за первые годы его существования время реагирования на поступающие звонки сократилось на 17%.
По словам главы МЧС России Владимира Пучкова, система будет сформирована во всех крупных городах России. На сегодняшний день количество работников, задействованных в центре обработки звонков, не покрывает нужд всех россиян. Из-за этого на то, чтобы переадресовать вызов в нужную службу, у работников call-центра порой уходит слишком много времени, а в условиях чрезвычайного происшествия каждая минута на счету. Российские специалисты будут равняться на европейских коллег: в Финляндии, например, на обработку вызова должно уходить в среднем 10 секунд, а в Чехии — 20.
Для динамичного внедрения системы «112» в России утверждена федеральная целевая программа, которая предусматривает финансирование как из федерального бюджета, так и из бюджетов субъектов РФ. Всего на эти цели выделяется 40 млрд рублей. Обязанность по обеспечению работы системы возложена на мобильных операторов. Согласно поправкам в закон, они обязаны обеспечивать круглосуточную работу единого номера. Услуга будет бесплатной для абонента. Кроме того, сейчас прорабатываются технические вопросы сервиса, которые позволят автоматически определять местонахождение позвонившего и тем самым сокращать время обработки вызова.
Кстати, в США, где единый номер вызова экстренных служб существует аж с 1968 года, популярность 911 настолько велика, что порой осложняет работу спасателей. Дело в том, что большинство американцев просто не представляют, что помимо этого номера существуют и другие, так что звонят в 911 по любому поводу, будь то пожар или засорившаяся труба. Периодически власти запускают социальную рекламу, которая рассказывает, как пустяковые вызовы, с которыми лучше обращаться к коммунальщикам, осложняют жизнь тем, кто действительно попал в беду.