Последние заявления ряда федеральных чиновников и руководителей исполнительной власти Чечни дают понять: градус политической активности в республике, достигший пика в связи с официальным стартом избирательной кампании, надо бы понизить. Есть и другие важные задачи, тем более что ответ на вопрос, кто станет преемником трагически погибшего Ахмата Кадырова на посту нового главы республики, у большинства населения Чечни затруднений не вызывает.
На передний план сегодня выходят проблемы восстановления Чеченской республики. До сих пор вопросы становления мирной жизни тесно переплетались с политическими интересами различных группировок как в самой Чечне, так и в федеральном центре. Но ситуация меняется. Республика встроилась во властную вертикаль, восстановлен конституционный порядок. Сформированы исполнительная и законодательная ветви власти, муниципальные образования, заложены нормативные основы для их развития. Работают судебные и правоохранительные органы, прокуратура. Одним словом, теперь созданы условия для восстановления экономики. Поднимать ее придется всем миром.
На прошедшей неделе глава МВД Чечни, поддерживаемый Кремлем кандидат на роль руководителя региона генерал Алу Алханов призвал российских сенаторов оказать помощь в восстановлении республики.
Призыв Алханова вызван теперешним состоянием экономики Чечни. Как ни печально, оно далеко от идеала. Подавляющая часть населения находится за чертой бедности. Средний уровень зарплаты и пенсий ниже прожиточного минимума. За 2003 год общий уровень безработицы составил 75,9 процента трудоспособного населения, уровень регистрируемой безработицы - более 52 процентов.
Проблемы, решение которых находится в политической сфере, здесь сняты. В то же время экономические показатели республики, несмотря на внушительные денежные вливания из федерального бюджета, выглядят весьма скромно. Неудивительно, что некоторые обозреватели называют республику "черной дырой" российской экономики": сколько денег туда ни направляй - результат заранее известен. Процессы, так или иначе связанные с деньгами в Чечне, в последние годы обрастают всевозможными мифами.
А факты сами по себе печальны. Как показали недавние проверки Счетной палаты, из 62 миллиардов бюджетных денег, выделенных за последние четыре года на восстановление Чечни, до самой республики дошли только 10. Впрочем, и эти немалые средства не инвестировались в восстановление реального сектора экономики, непосредственно в производство, а шли на решение пусть и необходимых, но сиюминутных задач.
Остальные 52 миллиарда рублей, по данным аудиторов, осели в карманах посредников. Как заявил Алханов, механизм финансирования программы восстановления республики крайне несовершенен. Между федеральными ведомствами и правительством Чеченской республики существуют промежуточные звенья - многочисленные коммерческие фирмы, абсолютное большинство из которых (80 из 92) зарегистрировано за пределами Чечни. Через эти же фирмы идет финансирование республиканских органов исполнительной власти.
Например, средства, выделенные республиканскому министерству образования для приобретения школьного оборудования и учебных пособий, проводятся через одну из коммерческих фирм и комитет бытового обслуживания. И только затем поступают министерству. По дороге идет такая "утряска и усушка", что до конечной цели доходят крохи.
Эффективность восстановления социально-экономической сферы на сегодняшний день недостаточно высока еще и потому, что дирекция генерального заказчика по восстановлению республики находится в Москве. А ведь она решает, какие объекты и в какие сроки должны быть восстановлены. Средства на строительство перечисляются, однако до сих пор ни один крупный объект не введен в эксплуатацию.
Все более становится очевидной необходимость пересмотра приоритетов экономического развития республики и передачи на уровень региона тех полномочий, реализация которых здесь принесет наибольший экономический эффект.
Первые шаги в этом направлении уже сделаны. В частности, создан общественный совет по контролю за расходованием средств на выполнение восстановительной программы. Этот совет не подменяет деятельность конституционных институтов - президента республики, Госсовета и правительства. Его основная задача состоит в общественном контроле за экономической деятельностью.
Создан совет своевременно. Ведь уровень коррупции в Чечне продолжает оставаться высоким, и прекратить фактическое разворовывание бюджетных средств, их нецелевое использование крайне необходимо. Возглавляемый Алхановым общественный совет уже доказал свою эффективность и состоятельность. После его запросов прокуратура республики возбудила 45 уголовных дел по фактам дачи взяток в ходе компенсационных выплат за утраченное жилье и имущество.
Чтобы ускорить восстановительный процесс, Алханов предлагает закрепить за Чечней статус свободной экономической зоны. Ряд сенаторов поддерживает такую идею: получив право самостоятельно распоряжаться недрами, устанавливать таможенные и налоговые льготы, республика имеет шанс преодолеть трудности в реальные сроки. А спикер Совета Федерации Сергей Миронов счел необходимым обратиться за помощью в восстановлении к главам регионов России.
Накопившиеся в республике проблемы давно требуют безотлагательного решения. Восстанавливать социально-экономическую сферу придется практически с нуля. Самостоятельно республика не сможет выбраться из сложившегося социально-экономического кризиса, поскольку достаточных собственных средств и ресурсов у нее нет. В такой ситуации, конечно же, возрастает роль руководства республики. И сегодня от действий Алханова и его команды напрямую зависит, как скоро Чечня станет динамично развивающимся российским регионом с нормальными стандартами качества жизни всех ее граждан.