Левша долго воспринимался как некий собирательный литературный образ. Но скептики, привыкшие все подвергать сомнению, побудили к многолетнему кропотливому труду многочисленных тульских историков и краеведов. В итоге лет 20 назад с точностью было установлено, что у героя был реальный прототип - мастер Его Императорского Величества завода Алексей Сурнин. А еще спустя время упорные усилия археологов завершились грандиозной находкой: на казенном чулковском кладбище, где еще царь Петр Великий приказал хоронить оружейных дел мастеров, было обнаружено надгробие памятника Алексею Сурнину.
Прототип, как и литературный герой, работал левой рукой и страдал косоглазием. Был он таким от рождения или недуг стал следствием полученной травмы, история умалчивает. Да это и неважно.
В конце ХVIII века Алексей Сурнин был командирован в Англию - себя показать, на других поглядеть. Поездка оказалась долгой. В стране, где еще не играли в футбол и не "прикалывались" рок-музыкой, тульский мастер провел почти пятнадцать лет. По возвращению он занимал на Тульском оружейном заводе различные руководящие посты. Состоял даже в должности, соответствующей нынешнему главному инженеру предприятия.
Дважды туляки пытались увековечить образ великого земляка. В середине 80-х годов прошлого века было принято решение установить в центре города памятник. Проект смастерили быстро, отливку сделали еще быстрей. Денег тогда не считали. Памятник Левше был отлит в бронзе на Косогорском металлургическом заводе. Монумент имел трехметровую высоту и стоил около 30 тысяч рублей советскими дензнаками. Пока готовилось место для установки монумента, бронзового Левшу спрятали в бывшем храме Николы в Заречье. Это родовая усыпальница знаменитого на всю Россию рода промышленников Демидовых, построенная Акинфеем - сыном основателя рода.
Но Богу в "Николе" в то время не молились. Здесь был склад. Пролежал на нем несколько месяцев памятник Левше и бесследно исчез. Наверное, вернулся в молекулярное состояние. Посему искать его не стали.
Затем в дело пошла водка. Тульский ликероводочный завод приступил к выпуску "Левши сорокоградусной". Тут случился небольшой казус. Заводской художник изобразил на этикетке мастера с молоточком не в левой, а в правой руке, - справедливо полагая, что граненый стакан, поднимая здравицу за удаль и великолепие, сподручнее держать, отбросив молоточек, именно в этой руке. В таком виде "Левшу" тульские острословы сразу окрестили "Правшой". Просуществовала этикетка несколько лет. Пока не прекратили выпуск фирменной тульской водки.
И вот с недавних пор на совещаниях заговорили о возведении в Туле очередного памятника Левше. Власти и общественное мнение "за", но пока все упирается в отсутствие денег. Их сегодня на благое дело найти труднее, чем мастеру было блоху подковать. Правда, досужие люди подсчитали, что средств потребуется примерно столько, сколько "съедает" очередной рабочий визит в город оружейных дел мастеров федерального министра с сопутствующей делегацией. Возможно, найдется член кабинета, который откажется от рабочей поездки в Тулу ради того, чтобы в городе появился рукотворный символ мастеров всей великой России.