Развитие рынка автокредитования в России, набиравшее обороты одновременно со сменой веков, к середине 2008 года демонстрировало весьма оптимистичные показатели - по кредиту приобретался каждый второй автомобиль. В связи с кризисом процентные ставки в среднем по стране подскочили с 12-14% до 25-30%, в ряде случаев ставка переваливала и за отметку 40%. Кроме того, банки ужесточили требования к заемщикам и серьезно ограничили верхние пределы одобряемых сумм. По разным оценкам, лимит уменьшился в 5-10 раз. Как итог - доля кредитных машин весной составляла не более 15%.
Но сейчас ситуация начинает меняться. "В мае и июне на рынке автокредитов наметилось оживление, - рассказал "Труду" директор агентства "Автостат" Сергей Целиков. - Если не случится никаких финансовых катаклизмов, то к концу года доля кредитных машин увеличится до 25%. А среднерыночные ставки, которые сегодня составляют 16-18% годовых в рублях, могут снизиться еще на 1-2%".
"Сегодня банки охотно предлагают автокредиты. Скажем, один из лидеров рынка ЮниКредит банк заключил соглашения с рядом автопроизводителей (Renault Credit Nissan Finance, Infiniti Finance, GM Finance,Volkswagen Credit, Audi Credit, Skoda Credit, Ford Porsche), что позволяет выдавать кредиты с очень привлекательной ставкой - от 2,9% до 16% в валюте и от 5,9% до 20% в рублях, все зависит от условий кредитования (первоначальный взнос и сроки, а также марка автомобиля)", - говорит исполнительный директор агентства финансового консалтинга ООО "АФК "Акцепт" Ольга Егоренкова.
И надо сказать, что покупка по кредитным программам, разрабатываемым совместно банками и производителями (продавцами), весьма выгодна. Например, автомобиль Renault Espace стоимостью 1 295 800 рублей можно приобрести на следующих условиях: 20% - первоначальный взнос, срок кредита - 36 месяцев, ставка - 0% в рублях. А вот Opel Corsa за 621 200 рублей предлагается на условиях 50% первоначального взноса на срок 22 месяца и со ставкой 4,9%.
"Такие программы, когда часть процентов за клиента возмещает производитель или крупный дилер, выгодны обеим сторонам. Для продавца это возможность увеличить сбыт, а для банков, не попавших в систему льготного кредитования, - присутствие на этом сегменте рынка", - поясняет Сергей Целиков. В этих случаях покупателю нужно обратить внимание на ежегодный платеж, который кредитная организация берет за обслуживание счета. Он может достигать 10 тысяч рублей за каждый год пользования ссудой и сведет на нет всю выгоду.
В целом же разброс кредитных ставок составляет сегодня от 15% до 26% в рублях. На максимально выгодные условия, по словам Ольги Егоренковой, могут рассчитывать те, кто готов внести как минимум половину стоимости, а остаток суммы и проценты погасить в течение следующих полутора лет.
Но это идеальный вариант. Если же наличности мало, но есть уверенность в завтрашнем дне, то можно рассмотреть варианты с более низким стартовым взносом. "Уралсиб", Газпромбанк, банк "Возрождение" готовы рассматривать заявки с минимум 20-процентной оплатой наличными", - поясняет Ольга Егоренкова.
Для тех, кому заем нужен на более длительный срок, может подойти предложение Оргрэсбанка. В обмен на два дополнительных года сверх стандартного максимума в пять лет от заемщика потребуют предоплату за машину не менее 30% и установят ставку в 28,5% годовых.
А вообще банки в 80% случаев отказывают заемщикам, которые просят больше полумиллиона рублей. Вне зависимости от их кредитной истории и зарплаты.
Стартовавшая в апреле программа льготного кредитования от Минпромторга, реализуемая совместно со Сбербанком, Россельхозбанком и ВТБ 24, распространяется на автомобили российского производства. До сих пор она не очень-то работала - было продано всего несколько тысяч машин. Сейчас цена авто, на которые можно получить льготный кредит, повышена с 350 до 600 тысяч рублей. По условиям программы первоначальный взнос должен составлять не менее 30%. Погашение 2/3 ставки берет на себя Минпромторг.
"Порог просто необходимо было поднимать до 600 тысяч. Ведь далеко не все хотят ездить на "ВАЗах", а найти тот же Ford Focus за 350 тысяч весьма непросто, - говорит Сергей Целиков. - Дело в том, что автомобилей в такой комплектации выпускается крайне мало. Это экономически невыгодно производителю".