Отечественный авторынок никак не может выбраться из кризиса. Согласно прогнозной оценке агентства "Автостат" за шесть месяцев 2009 года было продано порядка 730 тысяч новых легковушек, что почти в два раза меньше, чем за аналогичный период прошлого года - 1,42 млн. машин. В деньгах ситуация выглядит еще плачевнее: 13,5 млрд. долларов против 32,6 млрд. (-58,6%). Падение финансовых показателей вызвано снижением цены покупки: до кризиса россияне приобретали машину в среднем за 22,9 тысячи долларов, а теперь выбирают варианты подешевле - за 18,5 тысячи долларов. То есть экономят на машинах 19,2%.
Продажи отечественных машин и зарубежных моделей снижались сопоставимыми темпами. При этом ввоз иномарок сократился на 70%, тогда как количество собираемых на территории РФ автомобилей снизилось на 52%. Очевидно, что увеличению этого разрыва способствовали такие факторы, как возросшие таможенные пошлины и растущий в первые месяцы года курс доллара.
Параллельно с продажами падает и производство - автопроизводители идут на крайние меры: останавливают конвейеры, удлиняют летние корпоративные отпуска, сокращают рабочие смены и т.п. Как результат - производство легковых автомобилей в январе-мае 2009 года сократилось на 61,5% по сравнению с аналогичным периодом 2008-го и составило 230 тысяч штук.
Таким образом, производители и дилеры пытаются нащупать баланс с рынком, балансируя на грани рентабельности, а порой и работая в убыток. По мнению заместителя директора агентства "Автостат" Сергея Удалова, это свидетельствует о том, что падения цен на машины ожидать не следует.
"Если в планах есть покупка нового авто, то лучше не откладывать решение этой задачи. Количество выпускаемых и импортируемых машин существенно снижено, дилеры заканчивают реализацию остатков, так называемых стоков, дальше они будут закупать уже куда меньшее количество машин. Все это указывает на то, что цены практически достигли нижнего предела", - комментирует ситуацию Сергей Удалов.
Особенно если речь идет об иномарках. Сейчас автосалоны распродают остатки партий, выпущенных в 2008 году. И это наиболее интересные в финансовом отношении варианты, поскольку импорт закупался еще при низком курсе доллара. Правда, для того чтобы найти подходящий вариант иномарки 2008 года, потребуется определенная удача. "По большому счету, машины, выпущенные в прошлом году и реализуемые по более привлекательным ценам, уже закончились. Как правило, у дилеров в наличии только самые дорогие комплектации, переплачивать за которые мало кто готов, - замечает Сергей Удалов. - Не стоит рассчитывать и на какие-то особенные скидки и акции. Те, что есть сегодня, а это от 20 до 50 тысяч рублей при стоимости машины в 500 тысяч рублей, - это предел".
Правда, необходимо иметь в виду, что впоследствии, когда встанет вопрос о продаже, цена машины также будет заметно ниже, нежели у аналогичной (в сходной комплектации, с равным пробегом, состоянием), но сошедшей с конвейера в 2009 году. Также стоит обратить внимание на то, как давно обновлялся модельный ряд. К примеру, компания Mazda объявила о том, что этим летом стартуют продажи обновленной версии наиболее популярной модели Mazda 3. Соответственно, можно с уверенностью прогнозировать, что, допустим, через несколько лет две фактически одинаковые по характеристикам подержанные машины будут отличаться в цене из-за того, что одна из них была выпущена на несколько месяцев позже и с доработками (которые, к слову, могут быть до смешного незначительными, вплоть до изменения линии фар и контуров решетки радиатора).
Аналитик финансовой корпорации "Открытие" Кирилл Таченников тоже считает, что не стоит ожидать дальнейшего падения цен. "С начала кризиса объем продаж снизился на 50%, и дальше этот показатель не падает. То есть спрос стабилизировался. Многие дилеры, такие, как, например, Chevrolet, могут уже прогнозировать, каков будет спрос на их машины. Соответственно, и цены они устанавливают, ориентируясь на этот показатель", - уверяет он.
А автомобили 2009 года поступают по завышенным ценам, ведь это же новинка. И с учетом объявленной 10-15-процентной скидки покупатель приобретает машину по ее реальной стоимости.
У салонов еще есть задел для снижения, но осенью ожидается вторая волна девальвации рубля. И новые закупки будут проходить по подскочившему курсу. Соответственно, подскочат цены и на автомобильном рынке. В конце года продавцы предложат дополнительные скидки, но они лишь выведут цены на уровень середины года. То есть в конце года реально купить машину можно будет по летним ценам.
Размер скидок на начало июля (руб.)
Марка | Годы выпуска | Скидка | |
Ford Fiesta | 2008 | 17 000р. | |
Ford Fiesta | 2009 | 30 000р. | |
Ford Focus | 2009 | 60 000р. | |
Ford С-Max | 2008\09 | 80 000р. | |
Ford Explorer | 100 000р. | ||
Nissan Micra | 2009 | 30 000р. | |
Nissan Tiida | 2008 | 80 000р. | |
Nissan Qashqai | 2009 | 37 000р. | |
Nissan Teana | 2009 | 73 000р. | |
Nissan Murano | 2009 | 150 000р. | |
Nissan Patrol | 2009 | 150 000р. | |
Nissan Navara | 2009 | 130 000р. | |
Nissan Pathfinder | 2008 | 300 000р. | |
Nissan X-Trail | 2008 | 300 000р. | |
Chevrolet Lanos | 2009 | 50 000р. | |
Chevrolet Aveo | 2009 | 60 000р. | |
Chevrolet Lacetti | 2009 | 100 000р. | |
Chevrolet Captiva | 2009 | 230 000р. | |
Opel Astra | 2008 | 60 000р. | |
Opel Vectra | 2008 | 70 000р. | |
Peugeot 308 | 2008\09 | 50 000р. | |
Peugeot 207 | 2008\10 | 32 000р. | |
Citroen C-Crosser | 2008 | 250 000р. | |
Daewoo Matiz | 2009 | 10 000р. | |
Daewoo Nexia | 2009 | 10 000р. |
Маркетинговые уловки
Автосалоны устанавливают собственный курс доллара и евро. Он может быть как выше официального, так и ниже. Поэтому обязательно уточните окончательную цену покупки. Например, привлекательная цена в валюте в рублевом эквиваленте может оказаться на уровне рынка или чуть выше. А разрекламированный "докризисный курс" может распространяться на отдельные модели. И автомобиль со скидкой 25% будет стоить столько же, сколько без скидок в соседнем автосалоне.
Большие скидки предлагают, как правило, на модели прошлого года. Но если посчитать, то получится, что прошлогодние машины впаривают покупателю по тем же ценам, что и осенью.
Чем дороже машина, тем выше скидка. 300 тысяч в подарок можно получить только при покупке авто в дорогой комплектации. На базовый вариант скидка обычно не распространяется.
Всевозможные бонусы - это скрытая скидка. Бесплатное техобслуживание на год, дополнительные месяцы гарантии, комплект зимней резины, автомагнитола или литые диски - чего только не придумают продавцы. Чем богаче такое спецпредложение, тем выше в сравнении с рынком окажется цена автомобиля. При равной цене нужно выбирать полезный для себя бонус. Самым выгодным может оказаться именно продление гарантии.
Максимально выгодные условия продавцы предоставляют покупателям с наличными. Если вы готовы оплатить покупку без кредитов, то имеет смысл просить дополнительную скидку. Салоны это не афишируют, но за живые деньги сейчас идут на уступки.
Чем больше сумма кредита, тем придирчивее банки рассматривают документы. Сейчас банки быстро одобряют займы до 500 тысяч рублей.
В кредитных программах с невысокими процентами обратите внимание на ежегодный платеж за обслуживание счета. Он может достигать 10 тысяч рублей в год, что сведет на нет всю выгоду.
В наличии часто не оказывается тех комплектаций машин, на которые проходит акция. А имеющиеся авто обвешены опциями, цена которых "съест" всю скидку.