Отличников среди "егэшников" оказалось всего 5-8 процентов, зато двоечников - 8-12 процентов. Кстати, предвидя на едином экзамене поток "неудов", организаторы эксперимента подстраховались: в аттестат тем, кто не справился с заданиями, все равно выставляли тройки. Как известно, ЕГЭ оценивался по 100-балльной системе, и на отличную отметку можно было претендовать уже после 70 баллов, набравшим же менее 20-35 баллов ничего, кроме "пары", не светило.
Как и ожидалось, городские ребята продемонстрировали на экзамене более высокие результаты по сравнению с сельскими, хотя последние, вопреки предсказаниям скептиков, отнюдь не "провалились с треском". Сумел же один юноша из отдаленного поселка Новосибирской области получить 98 баллов по математике. Между прочим, этот молодой человек никогда ранее не занимался с репетиторами, не ходил на подготовительные курсы, не участвовал в предметных олимпиадах. Тех же, кто набрал 100 полных баллов по математике, по всей России оказалось 17 человек. Именно таких одаренных ребят ждут не дождутся ведущие вузы страны. Впрочем, большинство успешно сдавших ЕГЭ будут зачислены в 140 высших учебных заведений именно своих, пилотных регионов. В Москве же "егэшников" будут принимать только Финансовая академия при правительстве РФ, Высшая школа экономики, Университет дизайна и технологии, Институт геодезии и картографии и еще примерно 10 вузов.
Первый заместитель министра образования РФ Виктор Болотов на недавней встрече с журналистами в пресс-клубе "Четыре стороны", отметив, что "единый государственный экзамен - зеркало отечественного образования и поэтому нечего на него пенять", рассказал о проблемах, с которыми пришлось столкнуться организатором ЕГЭ в этом году. К примеру, в некоторых субъектах Федерации отправляли на обработку в центр лишь решенные задания, а пустые бланки - если ребята по каким-то причинам их не заполняли - оставляли у себя. Это серьезно осложнило проверку. Были случаи, когда два независимых эксперта давали одному и тому же ученику за выполненное задание столь разные оценки, что приходилось призывать на помощь третьего эксперта.
До сих пор экзаменующая сторона не определилась с тем, какими в идеале должны быть тестовые материалы по русскому языку и литературе. В нынешних есть задание по орфографии и синтаксису, кроме того, экзаменуемому нужно написать что-то вроде рецензии на литературное произведение. Критерии оценки такого сочинения весьма размыты. Некоторые филологи в связи с этим предлагают сделать экзамен по литературе устным, а задание по языку оставить письменным. Пока это предложение можно обсуждать - ведь эксперимент завершится лишь к 2004 году. Вообще же специалисты отмечают, что литература как предмет по-прежнему является чуть ли не самым "слабым местом" в школьном преподавании. По мнению Виктора Болотова, "мы учим детей писать сочинения по типовой схеме, а нужно учить порождать текст" - то есть становиться полноценными (рассуждающими, анализирующими, творящими) авторами.
В этом году лето для работников образования выдалось жарким во всех смыслах. В регионах, пострадавших от наводнения, решено было сделать все, чтобы у выпускников школ была возможность поступления в вузы, техникумы и профессиональные училища. Тем, у кого аттестаты были утеряны в связи с наводнением, выдали дубликаты. Региональные вузы выделили дополнительные бюджетные места для поступления детей из пострадавших семей на льготной, внеконкурсной основе. Началось активное восстановление материально-технической базы учреждений образования, ведутся санобработка и ремонт зданий школ-интернатов, подвергшихся воздействию стихии. Власти пострадавших регионов, желая хоть как-то компенсировать ребятам стресс от событий последних месяцев, отправили большую группу учащихся ПТУ на отдых в Анапу.
А в столице ученые и педагоги напряженно трудятся над третьей редакцией государственных образовательных стандартов, чтобы успеть представить ее на обсуждение традиционных августовских педсоветов. Задачи, которые должны найти решение в документе, - разгрузка начальной и основной школы, профилирование старших классов. Только что в подмосковном Голицыне завершился семинар, на котором шла речь о новом кредите в 200 миллионов долларов США, который готов предоставить Международный банк развития и реконструкции на решение проблем информатизации. У нас по-прежнему есть немало школ, удаленных от очагов цивилизации, и есть немало учителей, которые даже не ведают, как, с какого боку подступиться к такому чуду, как компьютер.