Главная Культура 12:09 13 Июня 2023 9801
В постели с атомной бомбой

В Москве играют громкий антрепризный спектакль «Эйнштейн и Маргарита»

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Ксения Раппопорт сыграла Маргариту Коненкову, Алексей Серебряков - Альберта Эйнштейна

Поставил спектакль режиссер Александр Марин, талантливый ученик Олега Табакова. На сцене – минимум декораций, световых пятен и звуковых эффектов. Длинный стол, который по ходу представления превращается то в гардероб, то в любовное ложе, немного музыки, несколько танцев и два актера. Но каких! Питерская актриса Ксения Раппопорт в роли Маргариты Коненковой – жены знаменитого скульптора Сергея Коненкова, и Алексей Серебряков в роли Альберта Эйнштейна.

Оказывается, между великим ученым и Маргаритой Коненковой на протяжении 10 лет (с 1935 по 1945 год) была любовная связь, о которой до поры до времени никто не знал, кроме тех, кому знать было положено. Коненковы жили тогда в эмиграции в Нью-Йорке, Эйнштейн – в Принстоне. Возлюбленные время от времени встречались тайком.

Эйнштейн, который без устали изменял двум своим предыдущим женам, все эти десять лет хранил русской возлюбленной верность. Она же в самом начале спектакля приезжает к нему, чтобы проститься навсегда. Советское правительство по личному распоряжению Сталина прислало в Нью-Йорк специальный пароход и велело Коненковым вернуться на Родину вместе с нажитым имуществом и скульптурами. Тайным любовникам предстоит провести в Принстоне последнюю ночь, наполненную запоздалыми исповедями, проклятиями, нежностью…

Александр Гельман – наш прославленный драматург, любимый автор еще старого, ефремовского МХАТа, всегда тяготевший к острой социальной проблематике («Протокол одного заседания», «Обратная связь», «Наедине со всеми», «Мы, нижеподписавшиеся»), в канун своего 90-летия написал поразительную и неожиданную для себя пьесу на документальном материале, в которой прихотливо соединил несколько тем, мотивов, жанровых форм. Режиссер деликатно пошел вслед за драматургом и не прогадал…

«Эйнштейн и Маргарита» - это и тончайшей выделки, кружевная лав-стори, в которой солирует и блистает прекрасная Ксения Раппопорт, находящаяся на пике своей актерской известности и женской прелести. Это и хитроумный, увлекательный шпионский детектив - оказывается, Коненкова работала на советскую разведку и вела наблюдение, в том числе, и за самим Эйнштейном. И это напряженный психологический поединок двух крупных, ярких личностей.

Масштаб натуры нобелевского лауреата изначально не подлежит сомнению, но и Коненкова не была примитивной «постельной дурой». Она не слыла умопомрачительной красавицей, но, подобно Лиле Брик, Ольге Хохловой, Гала Дали, Лидии Делекторской, Эльзе Триоле, обладала особым женским шармом и сексуальным магнетизмом. Маргарита стала юной музой, натурщицей, женой выдающегося скульптора Сергея Коненкова, который был на 20 лет ее старше. Он ввел ее в свой ближний круг, она общалась, дружила с Шаляпиным, Маяковским, Есениным, Мариенгофом, Мейерхольдом, Рахманиновым...

С последним ее одно время связывали романтические отношения, но главной любовью ее жизни стал Эйнштейн. Коненков ваял скульптурный портрет нобелевского лауреата, Маргарита увидела его – и пропала. Она не могла бросить своего стареющего мужа, который открыл ей, родившейся в Сарапуле, весь мир, увековечил ее образ в десятках изваяний. Но и не могла (и не хотела) побороть свою страсть к Эйнштейну – даже когда выведывала у него нужные для советской разведки сведения. Всю эту сложнейшую драматическую и психологическую коллизию актриса проживает на сцене с тончайшими переливами эмоциональных состояний своей героини.

Алексей Серебряков внешне ничуть не похож на Эйнштейна. Где хотя бы знаменитая всклокоченная грива великого ученого? Но об этом несоответствии, которое драматургу пришлось даже специально обыгрывать в тексте, забываешь через пять минут поистине сумасшедшего, истового пребывания Алексея Серебрякова в облике и шкуре Эйнштейна. Мы привыкли видеть знаменитого киноактера большей частью в ролях простых мужиков, работяг, алкашей. А здесь он гениально, не побоюсь этого слова, играет гения. А еще большого ребенка, одержимого безумца, одинокого старца (ученому в пьесе 66 лет), влюбленного страдальца, каким предстает на сцене великий и несчастный Альберт Эйнштейн.

Автору теории относительности кажется, что его оставил творческий дар – все его гениальные изобретения и идеи остались в прошлом. Он опасается, что его покидает мужская сила. Он переживает, что его бросили дети – такие же безумные, как и он сам. А сию минуту, сейчас его оставляет женщина, которая, как он запоздало понимает, была радостью, смыслом, утешением его одинокой жизни, наполненной страхами перед грядущим ядерным апокалипсисом.

Американцы уже сбросили на Хиросиму и Нагасаки атомные бомбы «Малыш» и «Толстяк». Эйнштейн казнится, что это он придумал свою знаменитую формулу E=mc2, которая обосновала теорию высвобождения энергии и дала старт ядерной гонке. Ему каждую ночь снятся кошмары, он видит себя внутри атомной бомбы, которая взрывается, и он вместе с ней распадается на кусочки, осыпаясь на землю ядерным пеплом. Эйнштейн пишет письма с требованием запретить дальнейшие испытания атомного оружия, но его никто не слушает и слышит. Ни в Америке, ни в СССР, где оперативно создают свою атомную бомбу. Так камерная по первоначальной завязке любовная драма, опрокинутая в прошлый век, выходит на серьезные размышления драматурга и о судьбах современного мира, который опять стоит на пороге ядерной войны.

Спектакль заканчивается на пронзительной публицистической ноте под овации и слезы зрителей. И я там был, и у меня вместе со всеми слезы капали. Перед началом спектакля я встретил одну хорошую знакомую. Она посмотрела представление уже три раза. А в этот раз привела на спектакль своих родителей. Мои родители уже умерли – слава Богу, своей смертью, они похоронены на Украине, куда мне сегодня нет дороги. Но я приведу на этот спектакль своих детей.

Фестивальные хиты «Опасная близость» и «Актерище» появились в онлайн-кинотеатрах

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадры с сайта kinopoisk.ru

В Москве прошел фестиваль стриминговых платформ Original+, в котором приняли участие 11 ярких новинок. Гран-при завоевала комедия «Актерище» с Дмитрием Нагиевым в главной роли. А приз «За оригинальное...

Сыгравший главную роль в фильме «Почтарь» актер, можно сказать, его спас

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
За Петровым интересно наблюдать каждую минуту его экранного существования, о его герое интересно размышлять. Кадр с сайта

С фестивального экрана - и сразу в широкий прокат. Такой стремительный путь проделал фильм Андрея Разенкова «Почтарь», который участвовал в программе только что завершившегося Московского международного кинофестиваля. Нынче этот...

Пройдемся по городу на Неве со сборником стихов Николая Заболоцкого

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
В 1929 г. Николай Заболоцкий снял комнату в Ленинграде на Большой Пушкарской улице, 36, в квартире № 9. Фото: Russian Archives, globallookpress.com

Классика русской поэзии Николая Заболоцкого (1903-1958), выдающегося переводчика не видно и не слышно в сегодняшнем Петербурге. Ни в топонимике, ни в городской скульптуре, ни в каких других популярных...

100 лет назад родился великий актер Иннокентий Смоктуновский

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Фото: © Vadim Nekrasov, globallookpress.com

Помните забавный эпизод из фильма "Москва слезам не верит"? Середина 1950-х, праздничная толпа у входа в кинотеатр. "Вы тоже артист?" - спрашивают героини у мужчины, с которым только что поздоровался Георгий Юматов. "Да,...

Более 250 фильмов из 50 стран покажут на Московском международном кинофестивале, который стартует на днях

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма «Семейное счастье» с сайта kinopoisk.ru

ММКФ — один из старейших кинофорумов в мире. На протяжении десятилетий фестиваль был для наших зрителей настоящим «окном в мир». Здесь представляли свои ленты Федерико Феллини, Марсель Карне, Анджей...

Телеканал «Россия» завершил показ сериала «Адмирал Кузнецов»

Сергей Беднов
Труд
Кадр с сайта kinopoisk.ru

На подходе еще дюжина проектов о Великой Отечественной. Хотя и так ежегодно появляется немалое количество фильмов о войне. Только чем их больше, тем чаще гложет сомнение: а все ли продюсеры, начиная работу,...

Вахтанговский театр показал на фестивале «Черешневый лес» коллективное сочинение «Солнце Ландау»

Любовь Лебедина
Труд
Байопик в стилистике клипов читается в виде последних известий из жизни гениального физика. Фото: tvoyplanetary/globallookpress.com

В нынешнем году мир отмечает 100-летие квантовой механики. У истоков которой стоял в том числе и Лев Ландау, выдающийся советский физик. Ну и при чем тут сцена? Не скажите! Вахтанговский театр решил показать...

В отличие от персонажа Веры Алентовой из фильма «Москва слезам не верит» у теперешних героинь есть один надежный путь «наверх»

Сергей Беднов
Труд
Катерине Тихомировой приходилось очень несладко

На носу Первомай. Раньше он назывался День международной солидарности трудящихся. В конце 80-х она приказала долго жить, а определение «трудящийся» стало ассоциироваться с нехорошим словом «нищеброд»....

Актер раскрыл «Труду» секрет своей отличной физической формы, а также кое в чем признался насчет работы

Элиза Светлова
Труд
Дмитрий уверяет: он пожилой человек, на ладан дышит. Что-то незаметно. Фото: Анатолий Ломохов, globallookpress.com

Сериал «Санкционер» снимают для телеканала СТС. Кино об олигархе, который попал под санкции, обеднел и вернулся в родной провинциальный городок. В главной роли — Дмитрий Нагиев. Запланировано 17 серий...

Культура 00:06 / 18 Апреля 2025 5334
В десятку!

Топ-10 фильмов, которые нельзя пропустить на ММКФ

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Кадр из к/ф «Семейное счастье». Фото: kinopoisk.ru

Военной драмой «В списках не значился» по роману писателя-фронтовика Бориса Васильева 17 апреля открылся Московский международный кинофестиваль. Он продлится до 24 апреля. В программе киносмотра...

Соперничество двух российских кинопремий стало отдельным увлекательным сюжетом

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Фото: © Komsomolskaya Pravda, globallookpress.com

В московском театре «Маска» прошла церемония вручения премии «Ника». Наряду с «Золотым орлом» это одна из главных национальных кинопремий в нашей стране. За «Никой» даже...

Вряд ли данные строки знакомы Бену Аффлеку, признавшемуся, что он ненавидел костюм Бэтмена

Труд
Фото: DC Entertainment/Zumapress.com, globallookpress.com

Любому зрителю, рожденному в СССР, конечно, памятны эти слова песни из новогодней комедии «Чародеи». Если кто забыл, продолжаются они так: «непринужденно, легко и вальяжно». Вряд ли данные строки знакомы...

Об этом читателям «Труда» рассказала оперная дива Василиса Бержанская

Ульяна Калашникова, Санкт-Петербург
Труд
Василиса Бержанская в опере «Анна Болейн», Немецкая опера (Берлин). Фото: Imago/Martin Müller, globallookpress.com

Творческий график оперной певицы Василисы Бержанской расписан на годы вперед, а ее рабочая неделя может проходить сразу в нескольких странах. Сегодня выступление в Венской опере, завтра — в Ла Скала,...

Культура 20:01 / 26 Апреля 2025 4793
Не прекрасные няни

Анна Хилькевич уверена: далеко не все няни так прекрасны, как в известном сериале

Труд
По словам Анны, она уже прогнала с полсотни кандидаток. Фото: Наталья Шатохина/news.ru, globallookpress.com

Наверное, в каждой второй мелодраме, идущей на «России» или «Домашнем», милая девушка из провинции устраивается няней к детям богатого холостяка. И, конечно, оказывается сущим ангелом. Но далеко...

Режиссер хотел избежать сентиментальности, слащавости, и это ему удалось

Анна Чепурнова
Труд
В премьерном спектакле Сирано постоянно ведет бой. Фото с сайта театра «Сатирикон»

В «Сатириконе» Константин Райкин выпустил «Сирано де Бержерака» Ростана. Еще осенью он рассказывал «Труду» про то, что думал об этой постановке давно и что это единственный случай, когда на сцене его театра...

Московский музей Рахманинова на грани ликвидации

Елена Широян, искусствовед
Труд
Дому 6/2 на Большой Ордынке московские власти нашли другое применение. А Рахманинова попросили на выход с вещами… Фото из открытых источников

«Подыщем классику новый дом, попроще. И вообще, не слишком ли много в Москве музеев? А тут еще частные плодятся. И занимают здания в центре столицы!» Не так ли рассуждают в столичной...