
Поставил спектакль режиссер Александр Марин, талантливый ученик Олега Табакова. На сцене – минимум декораций, световых пятен и звуковых эффектов. Длинный стол, который по ходу представления превращается то в гардероб, то в любовное ложе, немного музыки, несколько танцев и два актера. Но каких! Питерская актриса Ксения Раппопорт в роли Маргариты Коненковой – жены знаменитого скульптора Сергея Коненкова, и Алексей Серебряков в роли Альберта Эйнштейна.
Оказывается, между великим ученым и Маргаритой Коненковой на протяжении 10 лет (с 1935 по 1945 год) была любовная связь, о которой до поры до времени никто не знал, кроме тех, кому знать было положено. Коненковы жили тогда в эмиграции в Нью-Йорке, Эйнштейн – в Принстоне. Возлюбленные время от времени встречались тайком.
Эйнштейн, который без устали изменял двум своим предыдущим женам, все эти десять лет хранил русской возлюбленной верность. Она же в самом начале спектакля приезжает к нему, чтобы проститься навсегда. Советское правительство по личному распоряжению Сталина прислало в Нью-Йорк специальный пароход и велело Коненковым вернуться на Родину вместе с нажитым имуществом и скульптурами. Тайным любовникам предстоит провести в Принстоне последнюю ночь, наполненную запоздалыми исповедями, проклятиями, нежностью…
Александр Гельман – наш прославленный драматург, любимый автор еще старого, ефремовского МХАТа, всегда тяготевший к острой социальной проблематике («Протокол одного заседания», «Обратная связь», «Наедине со всеми», «Мы, нижеподписавшиеся»), в канун своего 90-летия написал поразительную и неожиданную для себя пьесу на документальном материале, в которой прихотливо соединил несколько тем, мотивов, жанровых форм. Режиссер деликатно пошел вслед за драматургом и не прогадал…
«Эйнштейн и Маргарита» - это и тончайшей выделки, кружевная лав-стори, в которой солирует и блистает прекрасная Ксения Раппопорт, находящаяся на пике своей актерской известности и женской прелести. Это и хитроумный, увлекательный шпионский детектив - оказывается, Коненкова работала на советскую разведку и вела наблюдение, в том числе, и за самим Эйнштейном. И это напряженный психологический поединок двух крупных, ярких личностей.
Масштаб натуры нобелевского лауреата изначально не подлежит сомнению, но и Коненкова не была примитивной «постельной дурой». Она не слыла умопомрачительной красавицей, но, подобно Лиле Брик, Ольге Хохловой, Гала Дали, Лидии Делекторской, Эльзе Триоле, обладала особым женским шармом и сексуальным магнетизмом. Маргарита стала юной музой, натурщицей, женой выдающегося скульптора Сергея Коненкова, который был на 20 лет ее старше. Он ввел ее в свой ближний круг, она общалась, дружила с Шаляпиным, Маяковским, Есениным, Мариенгофом, Мейерхольдом, Рахманиновым...
С последним ее одно время связывали романтические отношения, но главной любовью ее жизни стал Эйнштейн. Коненков ваял скульптурный портрет нобелевского лауреата, Маргарита увидела его – и пропала. Она не могла бросить своего стареющего мужа, который открыл ей, родившейся в Сарапуле, весь мир, увековечил ее образ в десятках изваяний. Но и не могла (и не хотела) побороть свою страсть к Эйнштейну – даже когда выведывала у него нужные для советской разведки сведения. Всю эту сложнейшую драматическую и психологическую коллизию актриса проживает на сцене с тончайшими переливами эмоциональных состояний своей героини.
Алексей Серебряков внешне ничуть не похож на Эйнштейна. Где хотя бы знаменитая всклокоченная грива великого ученого? Но об этом несоответствии, которое драматургу пришлось даже специально обыгрывать в тексте, забываешь через пять минут поистине сумасшедшего, истового пребывания Алексея Серебрякова в облике и шкуре Эйнштейна. Мы привыкли видеть знаменитого киноактера большей частью в ролях простых мужиков, работяг, алкашей. А здесь он гениально, не побоюсь этого слова, играет гения. А еще большого ребенка, одержимого безумца, одинокого старца (ученому в пьесе 66 лет), влюбленного страдальца, каким предстает на сцене великий и несчастный Альберт Эйнштейн.
Автору теории относительности кажется, что его оставил творческий дар – все его гениальные изобретения и идеи остались в прошлом. Он опасается, что его покидает мужская сила. Он переживает, что его бросили дети – такие же безумные, как и он сам. А сию минуту, сейчас его оставляет женщина, которая, как он запоздало понимает, была радостью, смыслом, утешением его одинокой жизни, наполненной страхами перед грядущим ядерным апокалипсисом.
Американцы уже сбросили на Хиросиму и Нагасаки атомные бомбы «Малыш» и «Толстяк». Эйнштейн казнится, что это он придумал свою знаменитую формулу E=mc2, которая обосновала теорию высвобождения энергии и дала старт ядерной гонке. Ему каждую ночь снятся кошмары, он видит себя внутри атомной бомбы, которая взрывается, и он вместе с ней распадается на кусочки, осыпаясь на землю ядерным пеплом. Эйнштейн пишет письма с требованием запретить дальнейшие испытания атомного оружия, но его никто не слушает и слышит. Ни в Америке, ни в СССР, где оперативно создают свою атомную бомбу. Так камерная по первоначальной завязке любовная драма, опрокинутая в прошлый век, выходит на серьезные размышления драматурга и о судьбах современного мира, который опять стоит на пороге ядерной войны.
Спектакль заканчивается на пронзительной публицистической ноте под овации и слезы зрителей. И я там был, и у меня вместе со всеми слезы капали. Перед началом спектакля я встретил одну хорошую знакомую. Она посмотрела представление уже три раза. А в этот раз привела на спектакль своих родителей. Мои родители уже умерли – слава Богу, своей смертью, они похоронены на Украине, куда мне сегодня нет дороги. Но я приведу на этот спектакль своих детей.