Главная Культура 12:00 13 Июня 2023 2521
Чайковский в зале Чайковского

Госоркестр Татарстана вернул москвичам музыку их современника, земляка и классика

Сергей Бирюков
Александр Чайковский, Александр Сладковский, Олеся Петрова, Наталья Петрожицкая, Евгения Кривицкая, Госоркестр Татарстана, хоровые коллективы имени Юрлова и Попова. Фото предоставлено пресс-службой ГАСО РТ

Когда речь заходит об авторском концерте современного композитора, рука критика готова по привычке писать: к юбилею такого-то… Стоп, но у классика наших дней Александра Чайковского – никакого юбилея. «Просто» у народного артиста России, многолетнего профессора и заведующего кафедрой композиции Московской консерватории, ученика великих музыкантов – Тихона Хренникова, Генриха Нейгауза, Льва Наумова – столько масштабной, яркой, актуальной музыки, что ее хватит на десятки авторских вечеров в течение многих лет. И повторяться не придется, и каждая программа станет такой же запоминающейся, каким оказался концерт 6 июня в Московской филармонии.

В его афишу вошли Пятая симфония, Концерт для двух фортепиано с оркестром, Русский реквием. Любой из этих партитур хватило бы, чтоб о программе, где она прозвучала, заговорили как о событии. Вместе же получился настоящий «залп» капитальных работ Александра Владимировича, за который Москва должна быть благодарна прежде всего Государственному академическому симфоническому оркестру Республики Татарстан под руководством народного артиста России Александра Сладковского. Этот коллектив, один из ведущих отечественных симфонических ансамблей, связывает с Александром Чайковским давняя творческая дружба. Особый интерес для автора этих строк (и думаю, не только для меня) представили Симфония и Реквием, в силу их чрезвычайной масштабности исполняемые совсем нечасто.

Симфония прозвучала лишь во второй раз (до того была мировая премьера на фестивале современной музыки Concordia в Казани в 2021 году). У двухчастного опуса нет объявленной программы, но, мне кажется, очевидно: произведение, писавшееся в конце 2010-х годов, пронизано ощущением нарастающей мировой боли. Это тем более поразительно, что ни пандемия, ни грядущая военная беда явными месседжами в ту пору себя еще не проявляли, но их грозные раскаты совершенно отчетливы в этой горячей партитуре. Ее первую часть я бы назвал диалогом голосов тревоги и мира – он слышен в постоянных переходах от атмосферно-колокольных аккордов духовых к скорбным репликам скрипок, от грохота литавр к соловьиному щебету флейты-пикколо, от канонады ударных к переборам арф, которые стремятся в светлый верхний регистр, словно желая стать надежной опорой для песни мира – но ее не наступает, звучание части печально гаснет… После этого во второй части образов агрессии уже не остается, и кларнет, флейта, скрипки могут наконец вольно запеть, вот только выходит у них не гимн победы, а плач – светлый, пронзительный, будто отдающийся эхом уже не на земных просторах, а где-то выше, в недоступных смерти хрустальных небесных чертогах… И вдруг все обрывается общим вскриком.

В отличие от Симфонии, у Концерта для двух фортепиано с оркестром богатая исполнительская история. Написанный по заказу знаменитого советско-украинско-американского пианиста Александра Слободяника и впервые исполненный им вместе с Ефимом Бронфманом и Питтсбургским оркестром под управлением петербуржца Мариса Янсонса еще в 2002 году, опус затем звучал и в интерпретации автора совместно с Андреем Диевым, а как-то даже вошел в программу киевского фестиваля имени Владимира Крайнева в исполнении дочерей двух старинных друзей, Александра Чайковского и Юрия Башмета – Дарьи и Ксении.

Популярность вещи совершенно понятна – Слободяник, по словам композитора, просил написать виртуозное, эффектное, легко отзывающееся в слушательских душах сочинение. И оно именно таким у знаменитых московских пианистов Бориса Березовского и Дмитрия Маслеева, поддержанных ГАСО Татарстана, вышло. Заодно получившись очень образным во всех своих трех частях – польке-скерцо-марше (начальное Аллегро), сокровенной мелодии с богатыми орнаментами каденции (Анданте), наконец энергично-угловатой финальной токкате, неожиданно приводящей к тихой песне-плачу роялей. Александр Владимирович говорит, что использовал здесь мелодию украинской народной щедривки – рождественские колядки.

И вот после этой полной очарования интермедии – второй смысловой полюс программы: Русский реквием.

Эта партитура, как и Концерт, насчитывает немало лет со дня написания (была заказана краснодарскими музыкантами во главе с дирижером Владимиром Зивой к 60-летию Победы), вот только звучала она гораздо реже Концерта, что неудивительно: два хора, две солистки-вокалистки, четверной состав оркестра – поди собери такую массу исполнителей… В Москве произведение не слышали с 2006 года.

В его восьми частях звучат стихи пяти прославленных русских поэтов. Благородному минорному хору «Когда пробьет последний час природы» (Тютчев) контрастирует марш-скороговорка флейт, валторн, труб (о том, что жизнь быстротечна?), в свою очередь останавливаемый простой и печальной песней меццо-сопрано «На краю деревни старая избушка» (стихи Есенина пропевает солистка Михайловского театра Олеся Петрова). Духовая фуга, заставляющая вспомнить самые жесткие страницы Восьмой симфонии Шостаковича, умолкает при звуках тихого причитания сопрано «Девушка пела в церковном хоре» (Блок, соло Натальи Петрожицкой из Московского академического музыкального театра). Вопль оркестра, который, попади он в реквиемы Берлиоза, Дворжака или еще кого-то из приверженцев традиционных форм, несомненно получил бы название «Туба мирум» («Труба предвечного»), здесь, однако, быстро уступает место стону меццо «Ни страны, ни погоста» (Бродский). Из задушевно-доверительного дуэта солисток «Когда на склоне лет иссякнет жизнь моя» (Заболоцкий), как могучий дуб из малого зерна, вырастает грандиозный общий апофеоз, объединивший оба хора (Капеллу имени Юрлова и Большой детский хор имени Попова), оркестр, орган (за пультом – профессор Московской консерватории Евгения Кривицкая). Этот ослепительно-мажорный распев псалма Давида «Боже, Тебя от ранней зари ищу я» чем-то напомнил знаменитую разработку православного песнопения «Спаси Господи люди твоя» авторства также Чайковского, только не Александра, а Петра – в хрестоматийной увертюре «1812 год», которую, мне почему-то думается, Александр Владимирович держал в уме, сочиняя свое приношение Победе в Великой Отечественной войне.

После этого естественно и даже неизбежно прозвучал бис – богатырская пляска из оперы Александра Чайковского «Легенда о граде Ельце, деве Марии и Тамерлане», которая стала своего рода эмблемой ГАСО Татарстана и исполняется коллективом после большинства концертов. Дирижер демонстративно покинул свой подиум – этот могучий победный ритм они с композитором внедрили в сознание оркестрантов с надежностью «Отче наш». Зал ответил восторженной овацией. Вот на нее руководителю коллектива, автору и всем участникам концерта уже пришлось выйти на сцену зала имени Чайковского.

Фестивальные хиты «Опасная близость» и «Актерище» появились в онлайн-кинотеатрах

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадры с сайта kinopoisk.ru

В Москве прошел фестиваль стриминговых платформ Original+, в котором приняли участие 11 ярких новинок. Гран-при завоевала комедия «Актерище» с Дмитрием Нагиевым в главной роли. А приз «За оригинальное...

Сыгравший главную роль в фильме «Почтарь» актер, можно сказать, его спас

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
За Петровым интересно наблюдать каждую минуту его экранного существования, о его герое интересно размышлять. Кадр с сайта

С фестивального экрана - и сразу в широкий прокат. Такой стремительный путь проделал фильм Андрея Разенкова «Почтарь», который участвовал в программе только что завершившегося Московского международного кинофестиваля. Нынче этот...

Пройдемся по городу на Неве со сборником стихов Николая Заболоцкого

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
В 1929 г. Николай Заболоцкий снял комнату в Ленинграде на Большой Пушкарской улице, 36, в квартире № 9. Фото: Russian Archives, globallookpress.com

Классика русской поэзии Николая Заболоцкого (1903-1958), выдающегося переводчика не видно и не слышно в сегодняшнем Петербурге. Ни в топонимике, ни в городской скульптуре, ни в каких других популярных...

100 лет назад родился великий актер Иннокентий Смоктуновский

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Фото: © Vadim Nekrasov, globallookpress.com

Помните забавный эпизод из фильма "Москва слезам не верит"? Середина 1950-х, праздничная толпа у входа в кинотеатр. "Вы тоже артист?" - спрашивают героини у мужчины, с которым только что поздоровался Георгий Юматов. "Да,...

Более 250 фильмов из 50 стран покажут на Московском международном кинофестивале, который стартует на днях

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма «Семейное счастье» с сайта kinopoisk.ru

ММКФ — один из старейших кинофорумов в мире. На протяжении десятилетий фестиваль был для наших зрителей настоящим «окном в мир». Здесь представляли свои ленты Федерико Феллини, Марсель Карне, Анджей...

Телеканал «Россия» завершил показ сериала «Адмирал Кузнецов»

Сергей Беднов
Труд
Кадр с сайта kinopoisk.ru

На подходе еще дюжина проектов о Великой Отечественной. Хотя и так ежегодно появляется немалое количество фильмов о войне. Только чем их больше, тем чаще гложет сомнение: а все ли продюсеры, начиная работу,...

Вахтанговский театр показал на фестивале «Черешневый лес» коллективное сочинение «Солнце Ландау»

Любовь Лебедина
Труд
Байопик в стилистике клипов читается в виде последних известий из жизни гениального физика. Фото: tvoyplanetary/globallookpress.com

В нынешнем году мир отмечает 100-летие квантовой механики. У истоков которой стоял в том числе и Лев Ландау, выдающийся советский физик. Ну и при чем тут сцена? Не скажите! Вахтанговский театр решил показать...

В отличие от персонажа Веры Алентовой из фильма «Москва слезам не верит» у теперешних героинь есть один надежный путь «наверх»

Сергей Беднов
Труд
Катерине Тихомировой приходилось очень несладко

На носу Первомай. Раньше он назывался День международной солидарности трудящихся. В конце 80-х она приказала долго жить, а определение «трудящийся» стало ассоциироваться с нехорошим словом «нищеброд»....

Актер раскрыл «Труду» секрет своей отличной физической формы, а также кое в чем признался насчет работы

Элиза Светлова
Труд
Дмитрий уверяет: он пожилой человек, на ладан дышит. Что-то незаметно. Фото: Анатолий Ломохов, globallookpress.com

Сериал «Санкционер» снимают для телеканала СТС. Кино об олигархе, который попал под санкции, обеднел и вернулся в родной провинциальный городок. В главной роли — Дмитрий Нагиев. Запланировано 17 серий...

Культура 00:06 / 18 Апреля 2025 5437
В десятку!

Топ-10 фильмов, которые нельзя пропустить на ММКФ

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Кадр из к/ф «Семейное счастье». Фото: kinopoisk.ru

Военной драмой «В списках не значился» по роману писателя-фронтовика Бориса Васильева 17 апреля открылся Московский международный кинофестиваль. Он продлится до 24 апреля. В программе киносмотра...

Какие современные фильмы о войне западают в душу

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма «Брестская крепость» с сайта

В советское время были созданы сотни картин о подвиге народа в годы Великой Отечественной войны. Среди них такие шедевры, как «Баллада о солдате», «Летят журавли», «А зори здесь тихие»,...

Соперничество двух российских кинопремий стало отдельным увлекательным сюжетом

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Фото: © Komsomolskaya Pravda, globallookpress.com

В московском театре «Маска» прошла церемония вручения премии «Ника». Наряду с «Золотым орлом» это одна из главных национальных кинопремий в нашей стране. За «Никой» даже...

Вряд ли данные строки знакомы Бену Аффлеку, признавшемуся, что он ненавидел костюм Бэтмена

Труд
Фото: DC Entertainment/Zumapress.com, globallookpress.com

Любому зрителю, рожденному в СССР, конечно, памятны эти слова песни из новогодней комедии «Чародеи». Если кто забыл, продолжаются они так: «непринужденно, легко и вальяжно». Вряд ли данные строки знакомы...

Культура 20:01 / 26 Апреля 2025 5056
Не прекрасные няни

Анна Хилькевич уверена: далеко не все няни так прекрасны, как в известном сериале

Труд
По словам Анны, она уже прогнала с полсотни кандидаток. Фото: Наталья Шатохина/news.ru, globallookpress.com

Наверное, в каждой второй мелодраме, идущей на «России» или «Домашнем», милая девушка из провинции устраивается няней к детям богатого холостяка. И, конечно, оказывается сущим ангелом. Но далеко...

Об этом читателям «Труда» рассказала оперная дива Василиса Бержанская

Ульяна Калашникова, Санкт-Петербург
Труд
Василиса Бержанская в опере «Анна Болейн», Немецкая опера (Берлин). Фото: Imago/Martin Müller, globallookpress.com

Творческий график оперной певицы Василисы Бержанской расписан на годы вперед, а ее рабочая неделя может проходить сразу в нескольких странах. Сегодня выступление в Венской опере, завтра — в Ла Скала,...

Московский музей Рахманинова на грани ликвидации

Елена Широян, искусствовед
Труд
Дому 6/2 на Большой Ордынке московские власти нашли другое применение. А Рахманинова попросили на выход с вещами… Фото из открытых источников

«Подыщем классику новый дом, попроще. И вообще, не слишком ли много в Москве музеев? А тут еще частные плодятся. И занимают здания в центре столицы!» Не так ли рассуждают в столичной...