Главная Культура 12:00 13 Июня 2023 2455
Чайковский в зале Чайковского

Госоркестр Татарстана вернул москвичам музыку их современника, земляка и классика

Сергей Бирюков
Александр Чайковский, Александр Сладковский, Олеся Петрова, Наталья Петрожицкая, Евгения Кривицкая, Госоркестр Татарстана, хоровые коллективы имени Юрлова и Попова. Фото предоставлено пресс-службой ГАСО РТ

Когда речь заходит об авторском концерте современного композитора, рука критика готова по привычке писать: к юбилею такого-то… Стоп, но у классика наших дней Александра Чайковского – никакого юбилея. «Просто» у народного артиста России, многолетнего профессора и заведующего кафедрой композиции Московской консерватории, ученика великих музыкантов – Тихона Хренникова, Генриха Нейгауза, Льва Наумова – столько масштабной, яркой, актуальной музыки, что ее хватит на десятки авторских вечеров в течение многих лет. И повторяться не придется, и каждая программа станет такой же запоминающейся, каким оказался концерт 6 июня в Московской филармонии.

В его афишу вошли Пятая симфония, Концерт для двух фортепиано с оркестром, Русский реквием. Любой из этих партитур хватило бы, чтоб о программе, где она прозвучала, заговорили как о событии. Вместе же получился настоящий «залп» капитальных работ Александра Владимировича, за который Москва должна быть благодарна прежде всего Государственному академическому симфоническому оркестру Республики Татарстан под руководством народного артиста России Александра Сладковского. Этот коллектив, один из ведущих отечественных симфонических ансамблей, связывает с Александром Чайковским давняя творческая дружба. Особый интерес для автора этих строк (и думаю, не только для меня) представили Симфония и Реквием, в силу их чрезвычайной масштабности исполняемые совсем нечасто.

Симфония прозвучала лишь во второй раз (до того была мировая премьера на фестивале современной музыки Concordia в Казани в 2021 году). У двухчастного опуса нет объявленной программы, но, мне кажется, очевидно: произведение, писавшееся в конце 2010-х годов, пронизано ощущением нарастающей мировой боли. Это тем более поразительно, что ни пандемия, ни грядущая военная беда явными месседжами в ту пору себя еще не проявляли, но их грозные раскаты совершенно отчетливы в этой горячей партитуре. Ее первую часть я бы назвал диалогом голосов тревоги и мира – он слышен в постоянных переходах от атмосферно-колокольных аккордов духовых к скорбным репликам скрипок, от грохота литавр к соловьиному щебету флейты-пикколо, от канонады ударных к переборам арф, которые стремятся в светлый верхний регистр, словно желая стать надежной опорой для песни мира – но ее не наступает, звучание части печально гаснет… После этого во второй части образов агрессии уже не остается, и кларнет, флейта, скрипки могут наконец вольно запеть, вот только выходит у них не гимн победы, а плач – светлый, пронзительный, будто отдающийся эхом уже не на земных просторах, а где-то выше, в недоступных смерти хрустальных небесных чертогах… И вдруг все обрывается общим вскриком.

В отличие от Симфонии, у Концерта для двух фортепиано с оркестром богатая исполнительская история. Написанный по заказу знаменитого советско-украинско-американского пианиста Александра Слободяника и впервые исполненный им вместе с Ефимом Бронфманом и Питтсбургским оркестром под управлением петербуржца Мариса Янсонса еще в 2002 году, опус затем звучал и в интерпретации автора совместно с Андреем Диевым, а как-то даже вошел в программу киевского фестиваля имени Владимира Крайнева в исполнении дочерей двух старинных друзей, Александра Чайковского и Юрия Башмета – Дарьи и Ксении.

Популярность вещи совершенно понятна – Слободяник, по словам композитора, просил написать виртуозное, эффектное, легко отзывающееся в слушательских душах сочинение. И оно именно таким у знаменитых московских пианистов Бориса Березовского и Дмитрия Маслеева, поддержанных ГАСО Татарстана, вышло. Заодно получившись очень образным во всех своих трех частях – польке-скерцо-марше (начальное Аллегро), сокровенной мелодии с богатыми орнаментами каденции (Анданте), наконец энергично-угловатой финальной токкате, неожиданно приводящей к тихой песне-плачу роялей. Александр Владимирович говорит, что использовал здесь мелодию украинской народной щедривки – рождественские колядки.

И вот после этой полной очарования интермедии – второй смысловой полюс программы: Русский реквием.

Эта партитура, как и Концерт, насчитывает немало лет со дня написания (была заказана краснодарскими музыкантами во главе с дирижером Владимиром Зивой к 60-летию Победы), вот только звучала она гораздо реже Концерта, что неудивительно: два хора, две солистки-вокалистки, четверной состав оркестра – поди собери такую массу исполнителей… В Москве произведение не слышали с 2006 года.

В его восьми частях звучат стихи пяти прославленных русских поэтов. Благородному минорному хору «Когда пробьет последний час природы» (Тютчев) контрастирует марш-скороговорка флейт, валторн, труб (о том, что жизнь быстротечна?), в свою очередь останавливаемый простой и печальной песней меццо-сопрано «На краю деревни старая избушка» (стихи Есенина пропевает солистка Михайловского театра Олеся Петрова). Духовая фуга, заставляющая вспомнить самые жесткие страницы Восьмой симфонии Шостаковича, умолкает при звуках тихого причитания сопрано «Девушка пела в церковном хоре» (Блок, соло Натальи Петрожицкой из Московского академического музыкального театра). Вопль оркестра, который, попади он в реквиемы Берлиоза, Дворжака или еще кого-то из приверженцев традиционных форм, несомненно получил бы название «Туба мирум» («Труба предвечного»), здесь, однако, быстро уступает место стону меццо «Ни страны, ни погоста» (Бродский). Из задушевно-доверительного дуэта солисток «Когда на склоне лет иссякнет жизнь моя» (Заболоцкий), как могучий дуб из малого зерна, вырастает грандиозный общий апофеоз, объединивший оба хора (Капеллу имени Юрлова и Большой детский хор имени Попова), оркестр, орган (за пультом – профессор Московской консерватории Евгения Кривицкая). Этот ослепительно-мажорный распев псалма Давида «Боже, Тебя от ранней зари ищу я» чем-то напомнил знаменитую разработку православного песнопения «Спаси Господи люди твоя» авторства также Чайковского, только не Александра, а Петра – в хрестоматийной увертюре «1812 год», которую, мне почему-то думается, Александр Владимирович держал в уме, сочиняя свое приношение Победе в Великой Отечественной войне.

После этого естественно и даже неизбежно прозвучал бис – богатырская пляска из оперы Александра Чайковского «Легенда о граде Ельце, деве Марии и Тамерлане», которая стала своего рода эмблемой ГАСО Татарстана и исполняется коллективом после большинства концертов. Дирижер демонстративно покинул свой подиум – этот могучий победный ритм они с композитором внедрили в сознание оркестрантов с надежностью «Отче наш». Зал ответил восторженной овацией. Вот на нее руководителю коллектива, автору и всем участникам концерта уже пришлось выйти на сцену зала имени Чайковского.

Черемисинов также был основателем нижегородской телекомпании «Сети НН» и работал советником гендиректора «Росатома» 

Андрей Черемисинов. Кадр «Первого канала»

Советник главы «Росатома» по информационным проектам, многолетний участник популярной телевизионной программы «Что? Где? Когда?» Андрей Черемисинов скоропостижно скончался на 56-м году жизни. Об этом во вторник, 29 октября...

Он мог сыграть и дворника, и графа

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
Николай Караченцов в спектакле «Юнона» и «Авось». Фото: Александр Яковлев, globallookpress.com

27 октября народному артисту России, любимцу публики Николаю Караченцову могло бы исполниться 80 лет. Его нет с нами уже шесть лет. Караченцов умер в канун своего 74-го дня рождения. Прощание с актером, собравшее море людей, прошло...

Первый канал завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь»

Сергей Беднов
Труд
По большому счету увиденное могло быть интересным в первую очередь поклонникам самого Познера. Фото: Павел Кашаев, globallookpress.com

На этой неделе «Первый» завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь». Впрочем, в слове «завершил» есть некая недосказанность. Сам автор не раз говорил, что проект...

Как в Царском Селе появился, исчез и вновь воскрес памятный знак, который был так дорог сердцам лицеистов

Ирина Смирнова
Труд
Памятник «гению места». Пушкин, Лицейский переулок, 1/4. Фото из открытых источников

Удивительно, как «гений места» влияет на само это место. Одним из ярких тому примеров служит история исчезновения и нового возникновения памятного знака в Царскосельском лицее. Настолько он там уместен, что...

Коллектив и зрителей знаменитого театра накрыл шквал нововведений

Мария БАБАЛОВА, музыкальный обозреватель
Труд
Валерий Гергиев. Фото: globallookpress.com

Намедни без каких-либо особых анонсов и афиш в Большом театре на Исторической сцене давали «Дона Карлоса» Верди. Казалось бы, рядовое событие — 89-й спектакль с премьеры, состоявшейся 11 лет...

Культура 00:03 / 11 Октября 2024 9384
А он, мятежный…

Разговор о Лермонтове и русской поэзии в канун юбилея классика

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
К.А. Горбунов. Последний прижизненный портрет Лермонтова. 1841 год. Фото из открытых источников

15 октября читающее человечество отметит 210 лет со дня рождения Михаила Лермонтова. Он прожил неполные 27 лет, но оставил после себя три десятка поэм, около 400 стихотворений, роман «Герой нашего времени»,...

Что не так с фильмом «Любовь Советского Союза»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По факту у создателей фильма вышла экранизация частной жизни Валентины Серовой. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На большой экран вышел фильм «Любовь Советского Союза» — долгострой, задуманный еще в 2008 году. Сценарий начинал писать драматург Владимир Валуцкий, ныне, увы, покойный. Эстафету подхватил Сергей Снежкин....

Чем обернулась поездка школьников и их учительниц в осенний Сочи

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Полина Кутепова в фильме «Каникулы» сыграла одну из лучших своих ролей

В прокат выходит фильм «Каникулы», завоевавший в прошлом году главный приз фестиваля «Маяк» в Геленджике, который позиционирует себя, как смотр актуального российского кино. На фоне дурашливых комедий, бесконечных киносказок,...

В Вахтанговском – самая загадочная пьеса Александра Вампилова

Анна Чепурнова
Труд
Зилов необычайно притягателен для женщин (Анна Чумак и Максим Севриновский). Фото Валерия Мясникова предоставлено Театром им. Вахтангова

На Симоновской сцене Театра им. Вахтангова молодой режиссер Аскар Галимов поставил одну из самых сложных пьес Александра Вампилова «Утиная охота». Изначально главным манком для зрителей стала личность исполнителя роли Зилова —...

Культура 00:01 / 25 Октября 2024 7108
Третьяков бы изумился

Новаторское искусство в галерее его имени стало лишним?

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: Сергей Смирнов, globallookpress.com

Везет Третьяковке на скандалы. Поводы громкие: то у музея отобрали «Троицу» Рублева, главный шедевр русской живописи, самой же Галереей спасенный век назад. То закрыли первый музейный кинотеатр, лучший в Москве... Хотя...

Кинематографист также работал над сериалами «Агент национальной безопасности», «Литейный», «Дорожный патруль», «Черный ворон» 

Игорь Москвитин. Фото из соцсетей

Российский сценарист, режиссер и продюсер Игорь Москвитин, снявший целый ряд известных отечественных телесериалов – «Улицы разбитых фонарей», «Черный ворон», «Агент национальной безопасности», «Литейный»,...

Именно поэтому популярный поэт-песенник – вновь в жюри шоу «Ну-ка, все вместе!»

Сергей Бирюков
Труд
43 года творчества дают Александру основание судить участников. Фото предоставлено телеканалом «Россия»

Шоу «Ну-ка, все вместе!», новый сезон которого стартовал на телеканале «Россия», впечатляет уже расстановкой действующих лиц: перед тобой буквально стена из сотни экспертов, приглядевшись к которой, узнаешь...

Участниками соглашения стали главы профильных ассоциаций, учебных заведений, организаторы недель моды более чем из 50 стран 

Фото предоставлено пресс-службой форума BRICS+ Fashion Summit

Декларация о создании Международной модной федерации БРИКС (BRICS International Fashion Federation) подписана на московском форуме BRICS+ Fashion Summit, завершившемся на минувших выходных. Об этом в понедельник, 7 октября сообщила заместитель...

Почему не получилось продолжение популярной серии фильмов

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В прокате идет фильм «Особенности национальной больницы» по сценарию Александра Рогожкина. Того самого, что 30 лет назад снял умную и уморительно смешную комедию «Особенности национальной охоты», ставшую...

Знаменитый актер - о роли русского врача в сериале «Княжна милосердия» и великой школе Марка Захарова

Анна Чепурнова
Труд
Виктор Раков - за идеалы, ради которых «и стоило жить, и работать стоило». Фото Юлии Петуховой. Кадры предоставлены телеканалом «Россия»

На телеканале «Россия» начался показ остросюжетной драмы «Княжна милосердия» Леонида Белозоровича. Итак, Русско-турецкая война 1878 года, главный герой, князь Раевский, пропадает без вести, и молодая жена...

На главных телеканалах идут сериалы про следователей

Сергей Беднов
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В эфире двух главных каналов идут сериалы про следователей. То же было на прошлой и позапрошлой неделях. Но если на НТВ преступников ловят мужчины, то «Первый» и «Россия» отдают...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?