«Каждому овощу — свое время», — гласит народная мудрость. Эта истина касается не только редиски с огурцами, но и книг. На пороге лета люди начинают отдавать предпочтение книжкам-малышкам. Это зимой вечера длинные, как раз для больших романов. А когда в дверь стучится лето, нас все чаще тянет на улицу или просто смотреть в окно на негаснущий день. А из книг люди выбирают маленькие, да удаленькие. Взял в руки, полис-тал, улыбнулся-ужаснулся — и живи себе дальше, наслаждайся солнцем и теплом. Вот и поговорим, какие из таких «поджарых» книжек достойны нашего внимания.
Аврора Вентурини «Кузины»
Вполне возможно, что перед нами самая интересная издательская новинка сезона. Уроженка Аргентины Аврора Вентурини дружила с Борхесом и Эвитой Перон, покинула родину при авантюрных обстоятельствах, а в Париже вошла в компанию экзистенциалистов (Жан-Поль Сартр, Альбер Камю). И вот вам литературный дебют писательницы, ставшей легендарной гораздо раньше. Самой же госпоже Вентурини на момент выхода романа было 85 лет. Неплохо для дебюта, не правда ли?
Хотя о возрасте автора надо забыть: книга очень живая, энергичная, можно сказать, молодежная. История семьи, в которой живут только женщины. И у каждой в голове свои «тараканы», своя обида на мироздание. Одна из кузин, например, карлица легкого нрава, которая жестоко мстит мужчинам за позор сестры. Другая...
Впрочем, не будем забегать вперед. Сама Вентурини не скрывает, что пишет о чудовищах. Но при этом, заметим, она представляет своих монстров читателю с любовью. Получается трогательно, поучительно, местами очень смешно. Она называла эту книгу автобиографией, однако поверить в это трудно. Хотя бы потому, что рассказчица в «Кузинах» говорит, что страдает слабоумием. Не верьте! Оценки и наблюдения рассказчицы умны, глубоки и язвительны. Деменцией тут не пахнет.
Мария Мельникова «Жалейка»
Интересный релиз новой серии «Самая страшная детская книга». Сиротка Фрося живет приемышем у старухи, которую считает своей бабушкой. Родители девочки при таинственных обстоятельствах пропали без вести. Друг Фроси — нелюдимый охотник Игнат — дарит ей волшебную дудочку-жалейку, которая заставляет говорить мертвых. И вот однажды, темной-темной ночью девочка, взяв дудочку, идет на кладбище, чтобы наконец расспросить маму и папу о том, как же они умерли. И узнает та-а-акое:
На самом деле это добрая история о семье, любви, дружбе. Ужас и безнадежность по прочтении не охватывают, но мурашки по коже обеспечены. Мне это чем-то напомнило Стивена Кинга в лучшие годы. Только тот добрым не был. А «Жалейка» — книжка с кошмарами, но в то же время учит добру. Так тоже бывает.
Вуди Аллен «Нулевая гравитация»
Самый интеллектуальный комедийный режиссер Голливуда, обладатель нескольких «Оскаров», за которыми ни разу не являлся, Вуди Аллен постоянно пишет юмористические рассказы. И даже ходят слухи, считает это основным своим занятием. И перед нами пятый по счету сборник его миниатюр: 18 крохотных рассказов и одна повесть «Взрослея на Манхэттене».
Собственно, она очень нежная и трогательная, о смешных, но в чем-то фатальных проблемах подростка в каменных джунглях Нью-Йорка, несчастной, как водится, любви. По настроению и сюжетной канве эта повесть больше всего в книге похожа на алленовские фильмы. А вот рассказы вообще не похожи ни на что. Например, законопослушный горожанин оказывается огорошен тем, что в его доме вдруг начинают снимать кино. А два друга, померев в один день, перерождаются в лобстеров, оказываются в ресторане, куда, на свою беду, заходит их обидчик.
В общем, как говорил однажды сам Аллен, «нет никаких сомнений, что невидимый мир существует. Проблема в том, далеко ли он от центра и допоздна ли работает».