У 80-летней Екатерины Захаровой, жительницы села Кочетовка, умер брат - человек одинокий, бездетный. Самое ценное из оставшегося после него имущества - земельный пай в семь гектаров. Бабе Кате как бывшей колхознице от ельцинских реформ тоже достался черноземный надел, и цену ему она знает. Во-первых, за его аренду хозяйство рассчитывается зерном и другой продукцией, а во-вторых, вокруг только и разговоров, что по новым законам паи можно продавать - уже, мол, и купцы по селам шастают. Хорошо бы так продать, чтобы за полученные деньги доживать свой век без унижения бедностью. А если получить наследство - пай брата, - вообще богатеем станешь.
В администрации сельского округа, куда она пришла, чтобы ей оформили наследство, посмотрев принесенные документы, схватились за головы: в них - сплошные неувязки. В свидетельстве о ее рождении вместо отчества стоит лишь заглавная буква "Ф". В документах, оставшихся от давно умерших родителей, - вообще разные имена. И нет прямых доказательств, что умерший - брат Екатерины... В общем, сельская власть развела руками и посоветовала старушке ехать в райцентр Ивня, в учреждение под названием "Одно окно".
Точнее: "Единый центр по обслуживанию физических и юридических лиц". Там с ней поговорили две милые улыбчивые женщины - Галина Резникова и Людмила Звягинцева, а потом и сам начальник центра Александр Сазыкин. "Конечно, - объяснил Александр Николаевич, - ваше дело сложное, минимум два судебных заседания потребуется, а также решения нескольких ведомств. Но вам самим не придется приезжать каждый раз из Кочетовки - мы все сами сделаем".
Мысль об "Одном окне" созрела на Белгородчине три года назад. "Мы должны заставить бюрократическую машину работать на человека, а не на себя", - заявлял не раз глава обладминистрации Евгений Савченко. Поначалу задача казалась малореальной, так как предстояло менять психологию чиновников, которая формировалась, если говорить по большому счету, столетиями. Поэтому разработчики новой системы создали даже специальный "Кодекс чести сотрудника единого Центра обслуживания населения по принципу "Одно окно". А сама организационная работа - хотя центры уже повсеместно действуют в городах и сельских районах - еще продолжается.
- Все упирается в финансы, - говорил руководитель ивнянского центра Александр Сазыкин. - Чтобы быстро реагировать на обращения граждан, нужно оснастить компьютерами все районные ведомства и все сельские администрации. План компьютеризации у нас разработан, но пока нет денег. Мы хотя и оказываем 37 видов услуг, но финансово себя не обеспечиваем, так как для пенсионеров и других льготников все делаем бесплатно...
Скопления людей здесь не увидишь: если, например, человек, решивший стать предпринимателем, принесет в 9 утра свое заявление, к вечеру он получит свидетельство о регистрации. И по всем другим вопросам (а в прошлом году их рассмотрено 4500) решения принимаются оперативно.
Интересен и такой момент: начинали с регистрации предпринимателей, оформления договоров купли-продажи, аренды, приватизации, установления наследства, а теперь в "Одном окне" и коммунальные платежи принимают, и автомашины ставят на учет, и строго следят, чтобы контролирующие органы необоснованными проверками не донимали предпринимателей...
Выходит, могут наши чиновники быть деятельными и человечными? Может быть, свет в "одном окне" на Белгородчине осветит дорогу и другим "столоначальникам" российских земель?