Главная Культура 00:16 13 Марта 2020 1924
Буратино не нашенских кровей

На экраны выходит экранизация классической итальянской сказки

Леонид Павлючик
Кому в нашей стране может прийтись по душе экранный «Пиноккио», не очень понятно. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На экраны выходит фильм «Пиноккио». Это экранизация классической итальянской сказки, написанной Карло Коллоди в 1881 году. У нас она до сих пор известна мало. Советские дети, а также их родители выросли на «Золотом ключике», написанном Алексеем Толстым в 1936 году. О том, что это адаптация старой доброй истории Коллоди, в те времена упоминать не любили. Для этого, впрочем, были свои резоны, ведь «красный граф», как порой называли автора «Петра Первого», не просто пересказал итальянскую сказку, а, творчески увлекшись, пересочинил ее на новый лад.

Толстой сократил и уплотнил события, насытил текст понятными нашей детворе ассоциациями, бросил на страницы книги пригоршню русских пословиц и поговорок, поменял имена и мотивации поступков ряда персонажей, добавил новых героев. Деревянный мальчик Пиноккио превратился у него в Буратино, старик-столяр Джеппетто стал Папой Карло, Фея с изумрудными волосами приняла облик Мальвины, а грозный на вид, но добрый сердцем хозяин кукольного театра Манджафуоко обернулся злым синьором Карабасом-Барабасом.

За 50 лет сказка «Золотой ключик, или Приключения Буратино» была издана в СССР 182 раза, ее тиражи исчисляются астрономическими цифрами. По мотивам «Золотого ключика» в разные годы были сняты экранизации в постановке Александра Птушко и Леонида Нечаева, брызжущие добром, светом, радостью. На этих фильмах вырос не только я, но и мои уже взрослые дети. Поведу ли я внука на «Пиноккио» и получит ли он от этого удовольствие -- для меня вопрос.

Дело в том, что за постановку фильма взялся Маттео Гарроне – признанный мастер авторского кино, лауреат международных фестивалей и… большой любитель экранных кошмаров. Его фильмы с говорящими названиями «Таксидермист», «Гоморра», «Страшные сказки», «Догмэн», при всей их талантливости, отпугивают даже искушенных зрителей жестокими сценами, концентрированным сгущением мрака. Приступая к «Пиноккио», режиссер пообещал снять светлый, жизнелюбивый фильм, но…

Разумеется, ужасов в стиле «Таксидермиста» в «Пиноккио» нет, тем более, что фильм выходит на экраны с возрастным ограничением 6+, хотя лично я поднял бы возрастной ценз. Двухчасовая картина воспроизводит сюжет сказки Коллоди близко к тексту. Это достаточно подробный, а в начале фильма местами заунывный рассказ о том, как старик-столяр Джеппетто (лауреат премии «Оскар» Роберто Бениньи) выстругал из говорящего бревна куклу. Та волшебным образом ожила, превратившись в своенравного, дерзкого мальчика с деревянными конечностями и длинным носом, который еще больше вытягивается при каждой попытке вранья.

Прежде, чем превратиться в настоящего человека, деревянному Пиноккио (9-летний Федерико Иелапи) предстоит пройти через суровые испытания: нечаянно обуглить ноги у камина, разжиться новыми ступнями, сбежать из дома, наведаться в страну Болванию, профукать там пять золотых монет, посидеть в тюрьме, превратиться в ослика с длинными ушами, побывать в желудке громадной акулы. Наконец, ближе к финалу снова встретиться с добрым папой Джеппетто. И в итоге познать истинную цену дружбе, правде, кривде, обману, великодушию, сыновней любви. Обретя в этих испытаниях первый жизненный опыт и доброе, отзывчивое сердце, Пиноккио станет настоящим человеком, пусть пока и маленьким.

Вроде бы все правильно делает Гарроне в своем фильме, едва ли не впервые адресованном им широкой аудитории, но свою творческую природу ведь не обманешь. Снимать простодушное детское кино ему, похоже, скучно. И потому он насыщает фильм визуальными приметами «большого» кинематографа. Городок, где обитает столяр Джеппетто, напрочь лишен в фильме сказочного антуража, поэтического флера. Стараниями режиссера он превращен в трущобы с нищим бытом, грязными мостовыми, драными одеждами его жителей. И даже на доме волшебницы-Феи, не говоря уже про харчевни и ночлежки, куда попадет Пиноккио, тоже лежит печать разрухи.

Под стать визуальному строю картины и ее персонажи. Если Роберто Бениньи в образе нищего старика Джеппетто возможное неприятие зрителями затрапезного облика своего героя преодолевает лучащейся из глаз добротой, трогательно сыгранной радостью позднего отцовства, если Фея, несмотря на блеклую скромность нарядов, притягивает взор одухотворенной красотой ангельского Лика (актриса и модель Марина Вакт), то уродливая Улитка, страхолюдные Сверчок и Тунец, отвратительные, грязные, злые Кот и Лис вызывают отторжение. Да и сам Буратино с лицом, повторяющим структуру шершавого дерева (по-своему уникальная работа гримеров), выглядит не очень симпатичным. Эстетика безобразного, столь любимая Маттео Гарроне, лезет буквально изо всех щелей этого фильма.

В итоге, мне не очень понятно, кому в нашей стране может сильно прийтись по душе экранный «Пиноккио». Детям, которые видели увлекательную, искристую музыкальную сказку Леонида Нечаева, смотреть фильм будет, подозреваю, мучительно больно. У тех, кто впервые познакомится с этим сюжетом, версия Гарроне может вызвать как интерес, так и навсегда отбить охоту к чтению одного из самых волшебных произведений литературы. Тут, как мне кажется, шансы примерно 50 на 50. Взрослым же артхаусные изыски итальянского мэтра на детском материале, предполагаю, будут чужды.

Фестивальные отборщики фильм тоже не оценили: он был показан в Берлине в качестве утешительной гала-премьеры, но в конкурс не попал. В итоге это одна из немногих поздних работ режиссера, которая осталась без значимых фестивальных наград. Была надежда, что фильм, основанный на всемирно известной сказке, станет кассовым хитом. Но даже в Италии «Пиноккио», показанный на Рождество, прошел скромнее ожиданий. При бюджете 16,8 миллионов долларов, сообщил обозревателю «Труда» киноаналитик Сергей Лавров, фильм собрал примерно столько же. Причем, половину заработанных денег останется кинотеатрам.

Так что до кассовых рекордов и даже до окупаемости экранному «Пиноккио» пока далековато. Добавит ли фильму звонких монет российский зритель – этого не знает даже умеющий считать денежки Карабас-Барабас.

Фестивальные хиты «Опасная близость» и «Актерище» появились в онлайн-кинотеатрах

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадры с сайта kinopoisk.ru

В Москве прошел фестиваль стриминговых платформ Original+, в котором приняли участие 11 ярких новинок. Гран-при завоевала комедия «Актерище» с Дмитрием Нагиевым в главной роли. А приз «За оригинальное...

Сыгравший главную роль в фильме «Почтарь» актер, можно сказать, его спас

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
За Петровым интересно наблюдать каждую минуту его экранного существования, о его герое интересно размышлять. Кадр с сайта

С фестивального экрана - и сразу в широкий прокат. Такой стремительный путь проделал фильм Андрея Разенкова «Почтарь», который участвовал в программе только что завершившегося Московского международного кинофестиваля. Нынче этот...

Пройдемся по городу на Неве со сборником стихов Николая Заболоцкого

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
В 1929 г. Николай Заболоцкий снял комнату в Ленинграде на Большой Пушкарской улице, 36, в квартире № 9. Фото: Russian Archives, globallookpress.com

Классика русской поэзии Николая Заболоцкого (1903-1958), выдающегося переводчика не видно и не слышно в сегодняшнем Петербурге. Ни в топонимике, ни в городской скульптуре, ни в каких других популярных...

100 лет назад родился великий актер Иннокентий Смоктуновский

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Фото: © Vadim Nekrasov, globallookpress.com

Помните забавный эпизод из фильма "Москва слезам не верит"? Середина 1950-х, праздничная толпа у входа в кинотеатр. "Вы тоже артист?" - спрашивают героини у мужчины, с которым только что поздоровался Георгий Юматов. "Да,...

Более 250 фильмов из 50 стран покажут на Московском международном кинофестивале, который стартует на днях

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма «Семейное счастье» с сайта kinopoisk.ru

ММКФ — один из старейших кинофорумов в мире. На протяжении десятилетий фестиваль был для наших зрителей настоящим «окном в мир». Здесь представляли свои ленты Федерико Феллини, Марсель Карне, Анджей...

Телеканал «Россия» завершил показ сериала «Адмирал Кузнецов»

Сергей Беднов
Труд
Кадр с сайта kinopoisk.ru

На подходе еще дюжина проектов о Великой Отечественной. Хотя и так ежегодно появляется немалое количество фильмов о войне. Только чем их больше, тем чаще гложет сомнение: а все ли продюсеры, начиная работу,...

Вахтанговский театр показал на фестивале «Черешневый лес» коллективное сочинение «Солнце Ландау»

Любовь Лебедина
Труд
Байопик в стилистике клипов читается в виде последних известий из жизни гениального физика. Фото: tvoyplanetary/globallookpress.com

В нынешнем году мир отмечает 100-летие квантовой механики. У истоков которой стоял в том числе и Лев Ландау, выдающийся советский физик. Ну и при чем тут сцена? Не скажите! Вахтанговский театр решил показать...

В отличие от персонажа Веры Алентовой из фильма «Москва слезам не верит» у теперешних героинь есть один надежный путь «наверх»

Сергей Беднов
Труд
Катерине Тихомировой приходилось очень несладко

На носу Первомай. Раньше он назывался День международной солидарности трудящихся. В конце 80-х она приказала долго жить, а определение «трудящийся» стало ассоциироваться с нехорошим словом «нищеброд»....

Актер раскрыл «Труду» секрет своей отличной физической формы, а также кое в чем признался насчет работы

Элиза Светлова
Труд
Дмитрий уверяет: он пожилой человек, на ладан дышит. Что-то незаметно. Фото: Анатолий Ломохов, globallookpress.com

Сериал «Санкционер» снимают для телеканала СТС. Кино об олигархе, который попал под санкции, обеднел и вернулся в родной провинциальный городок. В главной роли — Дмитрий Нагиев. Запланировано 17 серий...

Культура 00:06 / 18 Апреля 2025 5357
В десятку!

Топ-10 фильмов, которые нельзя пропустить на ММКФ

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Кадр из к/ф «Семейное счастье». Фото: kinopoisk.ru

Военной драмой «В списках не значился» по роману писателя-фронтовика Бориса Васильева 17 апреля открылся Московский международный кинофестиваль. Он продлится до 24 апреля. В программе киносмотра...

Соперничество двух российских кинопремий стало отдельным увлекательным сюжетом

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Фото: © Komsomolskaya Pravda, globallookpress.com

В московском театре «Маска» прошла церемония вручения премии «Ника». Наряду с «Золотым орлом» это одна из главных национальных кинопремий в нашей стране. За «Никой» даже...

Вряд ли данные строки знакомы Бену Аффлеку, признавшемуся, что он ненавидел костюм Бэтмена

Труд
Фото: DC Entertainment/Zumapress.com, globallookpress.com

Любому зрителю, рожденному в СССР, конечно, памятны эти слова песни из новогодней комедии «Чародеи». Если кто забыл, продолжаются они так: «непринужденно, легко и вальяжно». Вряд ли данные строки знакомы...

Об этом читателям «Труда» рассказала оперная дива Василиса Бержанская

Ульяна Калашникова, Санкт-Петербург
Труд
Василиса Бержанская в опере «Анна Болейн», Немецкая опера (Берлин). Фото: Imago/Martin Müller, globallookpress.com

Творческий график оперной певицы Василисы Бержанской расписан на годы вперед, а ее рабочая неделя может проходить сразу в нескольких странах. Сегодня выступление в Венской опере, завтра — в Ла Скала,...

Культура 20:01 / 26 Апреля 2025 4853
Не прекрасные няни

Анна Хилькевич уверена: далеко не все няни так прекрасны, как в известном сериале

Труд
По словам Анны, она уже прогнала с полсотни кандидаток. Фото: Наталья Шатохина/news.ru, globallookpress.com

Наверное, в каждой второй мелодраме, идущей на «России» или «Домашнем», милая девушка из провинции устраивается няней к детям богатого холостяка. И, конечно, оказывается сущим ангелом. Но далеко...

Московский музей Рахманинова на грани ликвидации

Елена Широян, искусствовед
Труд
Дому 6/2 на Большой Ордынке московские власти нашли другое применение. А Рахманинова попросили на выход с вещами… Фото из открытых источников

«Подыщем классику новый дом, попроще. И вообще, не слишком ли много в Москве музеев? А тут еще частные плодятся. И занимают здания в центре столицы!» Не так ли рассуждают в столичной...

Режиссер хотел избежать сентиментальности, слащавости, и это ему удалось

Анна Чепурнова
Труд
В премьерном спектакле Сирано постоянно ведет бой. Фото с сайта театра «Сатирикон»

В «Сатириконе» Константин Райкин выпустил «Сирано де Бержерака» Ростана. Еще осенью он рассказывал «Труду» про то, что думал об этой постановке давно и что это единственный случай, когда на сцене его театра...