Около четырех лет тому назад, 15 апреля 1999 года, в миланском госпитале от полученных в автокатастрофе ран, не приходя в сознание, скончался отец Франческо 56-летний основатель фамильной империи Никола Труссарди. Он возвращался из деловой поездки, также мчался на огромной скорости и также почему-то не справился с управлением. Спасателям потребовалось почти два часа, чтобы с помощью автогена и гидравлических ножниц извлечь дизайнера из покореженной машины. Это совпадение обстоятельств гибели отца и сына дало повод журналистам рассуждать о некоем "злом роке Труссарди", родовом проклятии, подобном тому, что тяготеет над кланом Кеннеди.
Незадолго до своей гибели Никола Труссарди приехал в Москву для участия в Неделе Высокой моды. Я была последней из российских журналистов, кому удалось взять у него интервью. Модельер рассказывал о моде, ее тенденциях, о своих планах. Никола признался, что очень любит жизнь, людей со всеми их недостатками и, конечно же, женщин. Тогда я спросила, много ли в его жизни было романов? Он хитро улыбнулся и ответил, что всегда любил одну-единственную женщину, "красавицу Марию Луизу Гаваццени" - свою жену. И, действительно, имя Труссарди никогда не трепали таблоиды. На светских мероприятиях он всегда появлялся вместе со своей супругой. Иногда отец и мать брали с собой четверых детей.
Рассказывая мне о детях, Никола отметил, что они являются его опорой, поддерживающей его в семейном бизнесе. Сказал, что "очень любит и гордится ими". Особенно дизайнер боготворил младшую дочь Гайю. Тогда, в Москве, он поделился со мной, что купил ей в подарок шарфик питерского модельера Татьяны Парфеновой. Было сказано несколько слов и о старшем сыне Франческо, который на тот момент учился в университете, но уже "втягивался" в семейный бизнес. Вместе с сестрой Беатриче он рекламировал молодежную коллекцию. Никола сетовал, что сын слишком скромен и застенчив, а это непозволительно в мире моды.
У Дома моды Труссарди почти столетняя история. Итальянский городок Бергамо, что в 50 км от Милана, в основном известен благодаря фильму о пройдохе Труффальдино. Именно там в 1910 году человек с прославленным именем Данте и никому еще не известной фамилией Труссарди открыл мастерскую по ремонту и изготовлению перчаток, которые благодаря качественной обработке кожи вскоре стали пользоваться успехом во всем мире. Никола Труссарди, племянник Данте, окончив университет, стал экономистом, а в 1970 году после смерти отца и дяди возглавил компанию.
К этому времени Никола уже был опытным предпринимателем. Чтобы его Дом моды не отставал от требований рынка, он приобрел собственный кожевенный завод. В 1973 году Труссарди организовал выпуск серийных изделий с собственным именем и торговой маркой - быстрой и поджарой борзой собакой, символизировавшей динамичное движение вперед. Именно таким был и сам Труссарди, всегда устремленный к достижению конкретной цели и прекрасно понимавший, что в мире моды надо стараться быть впереди всех. И вот торговая марка Дома моды Труссарди уже красуется на кожаных мешках, чемоданах и мелких кожаных изделиях. Помня знаменитое латинское изречение "Все свое ношу с собой", Никола придумал многофункциональные сумки и рюкзаки, в которых, помимо личных вещей, можно удобно поместить компьютер с дискетами, мобильный телефон, документы. Успех первой коллекции привел к расширению ассортимента, включившего уже обувь, ремни, зонты...
В 1976 году в Милане открывается первый бутик Труссарди. Сегодня торговая сеть фирмы насчитывает в Италии и за ее пределами 183 магазина, в том числе два в Москве. Затем появляется первая коллекция готовой женской одежды. Она демонстрируется на самых престижных площадках, в том числе на площади перед кажущимся воздушным средневековым Миланским собором. Лучшей сказочной декорации для показа причудливых платьев и жакетов, казалось бы, нельзя было придумать. И, конечно же, модниц привлекает то, что в моделях Труссарди заметное место отводится элементам из кожи.
Всю жизнь Труссарди оставался сторонником традиционного стиля в женской моде. Но он непрестанно искал новые ткани, варианты их отделки, которая украшала часть платья или дамского костюма. Несколько вычурные на первый взгляд модели Труссарди быстро получали всеобщее признание. Так постепенно за Домом Труссарди закреплялся авторитет фирмы, выпускавшей одежду, которую отличают естественность и простота.
Создавая красоту и комфорт для других, он не забывает и о себе. Ему тоже хочется жить в окружении роскоши. Убранство его собственной резиденции палаццо Марино-алла-Скала вызывает восхищение у самых искушенных архитекторов и дизайнеров.
Как истинный итальянец, Труссарди любил спорт, что, конечно же, нашло отражение в работе его торгового дома. Никола весьма преуспел и в качестве спортивного модельера. Не случайно именно его Дому моды поручили создать форму для итальянской команды на проходившей в 1988 году Олимпиаде в Сеуле.
Труссарди хорошо понимал: спорт - это динамика, скорость, что полностью соответствовало всему его жизненному ритму. Ведь он считался человеком, который всегда спешил. И эта жизненная гонка в конечном счете оказалась роковой для него и для его сына. Наверное, Труссарди предчувствовал, что не выдержит ее ритма, а потому незадолго перед смертью он назначил жену Марию Луизу наследницей своего состояния. После гибели Труссарди она решает, что управлять империей должны старшие дети. Компанию возглавили сын Франческо и 32-летняя дочь Беатриче. А младшие - Гайа и Томассо, которым недавно исполнилось по 20 лет, стали "рекламными лицами" молодежной коллекции. Наследникам удалось сохранить традиции семейного бизнеса и продолжить масштабное продвижение торговой марки за пределы Италии. У Франческо были большие планы. Еще 14 января нынешнего года в одном из своих интервью он рассказывал, что собирается как можно скорее заняться моделированием изделий из кожи. Но, как и его отец, он любил большие скорости... Теперь Дом моды Труссарди возглавляет одна Беатриче.
Почему-то страшный рок довлеет не только над семейством Труссарди, но и над представителями других итальянских домов моды. Вспомним убийство известного модельера Маурицио Гуччи, заказанное его бывшей женой, которая ныне отбывает 26-летнее тюремное заключение. А сколько шума наделала гибель знаменитого Джанни Версаче, которого убил отвергнутый любовник. Одни объясняют преждевременную смерть этих итальянских модельеров, в том числе отца и сына Труссарди, кознями мафии, другие видят в этом предначертание судьбы. Но есть и такие, которые, сожалея о столь раннем уходе из жизни знаменитого мастера, с грустью признают, что мода, как и искусство, требует жертв, в том числе и человеческих.