Главная Культура 15:12 13 Февраля 2024 2092
«Я честно сказал себе – я счастлив!»

Стартует фестиваль, посвященный 50-летию концертной деятельности пианиста Юрия Розума

Сергей Николаев
Играет Юрий Розум. Фото предоставлено устроителями концерта

22 февраля в Большом зале Московской консерватории масштабным юбилейным концертом откроется фестиваль «Юрий Розум. 50 лет на сцене». В свой собственный день рождения знаменитый пианист выйдет к публике Большого зала вместе с самыми любимыми им и ею исполнителями, с которыми в разное время его свела судьба.

– Юрий Александрович, поздравляем с наступающим юбилеем! Программа вашего праздничного гала-концерта необычна – по какому принципу вы её построили?

– Это музыкальное путешествие по страницам моей жизни. Сначала я исполню сочинения моего любимого Шопена. Дело в том, что сто лет назад моей дед влюбился на концерте в пианистку, исполнявшую мечтательные шопеновские баллады и вальсы, и сказал себе, что непременно на ней женится. Так и случилось. Появилась на свет моя мама, а значит и я, и всё благодаря тому самому си-минорному вальсу, что исполнит теперь в Большом зале юный музыкант, ученик ЦМШ Ван Дакай. Услышит публика и выступление народного артиста России Даниила Крамера, с которым мы не раз пересекались в самых далёких уголках страны, когда были молодыми солистами Московской областной филармонии. Будет и страничка, посвященная моему папе, народному артисту РСФСР Александру Розуму, чей баритон так любила публика: романсы из его репертуара исполнит великолепный бас «Геликон-оперы» Михаил Гужов. Вспомним и творчество мамы, народной артистки России хормейстера хора Русской народной песни Галины Рождественской: сочинения из ее программ исполнят моя бывшая стипендиатка Елизавета Антонова и один из лучших коллективов нашего времени «Мастера хорового пения».

А во втором отделении будут музыкальные поздравления звёзд, моих друзей. Это солистка Большого театра Анна Аглатова и певица Нина Шацкая, актёры Александр Домогаров и Эммануил Виторган. А в финале вы услышите меня в Первом концерте Чайковского, с которым я побеждал на многих конкурсах, это моя визитная карточка с ранних лет концертной деятельности.

– За полвека этой деятельности состав публики многократно менялся. Однако ее интерес к вашим выступлениям неизменно высок – как вы это объясняете?

– Публика, конечно, меняется, но такие человеческие чувства, как радость, горесть, любовь, разочарование – они вечны и были такими же триста лет назад, каковы сегодня... Музыка – это язык интонации, которая напрямую передается от души к душе, выражает переживания человека точнее всех других искусств. Нет таких слов, которые могут выразить всю тонкость палитры человеческих эмоций, этой игры настроений, дыханий, надежд так, как это делает музыка. Главное – войти в произведение композитора столь глубоко, чтобы у тебя родилось ощущение, будто ты сам все это написал. Ведь этот разговор душ воздействовал на публику любого столетия, он – над временем и языковыми различиями.

– На ваших концертах всегда много детей – как вы нашли подход к этой благодарной, но непростой аудитории?

– Помните призыв Максима Горького: «Для детей надо писать так же, как для взрослых, только ещё лучше»? Точнее, по-моему, не скажешь. Возможно, от артиста требуется чуть больше собственной искренней увлеченности – она обязательно передастся залу, ребята будут слушать как заворожённые! Конечно, если я выступаю перед совсем юной публикой – к примеру, участниками своих фестивалей «Звёздный десант» или «Музыкальная мастерская Юрия Розума» – стараюсь всё же не выбирать такие мощные конструкции, как сонаты Прокофьева или Брамса. Лучше сыграть романтические миниатюры Шопена, балетные номера Чайковского, «Альбом для юношества» Роберта Шумана. Эти произведения не менее гениальны, притом мелодически доступны. Но, конечно, их надо играть не примитивно, а «по Горькому» – как для взрослых, только лучше.

– Вы много гастролировали за рубежом. Тамошняя публика сильно отличается от российской?

– Западная публика воспитана на культуре исполнительства, где во главу угла ставится стиль, вот он – царь интерпретации. Всё должно быть подчинено задаче исторической выверенности стиля: Скарлатти нельзя играть, как Моцарта, Моцарта – как Бетховена, Бетховена – как Шопена и так далее… И это, конечно, очень важное правило, но есть в музыке нечто еще более драгоценное – душа! Вот она для российского музыканта – на первом месте, а стиль – потом. Мы, конечно, тоже не превращаем Баха в Дебюсси. Но знаете, что говорил мой великий и любимейший профессор Лев Николаевич Наумов: «Моцарта НАДО играть, как Бетховена, Бетховена НАДО играть, как Шопена». Он имел в виду – эти гениальные мастера шли впереди своего времени, их страсть выплескивалась за границы, обозначенные стилем века. Тогда и современную публику это будет по-особому впечатлять, будоражить, увлекать за собой.

– Какое выступление вы, покоривший концертные залы от Европы до Австралии, запомнили ярче всего?

– Все первые выступления в легендарных залах мира. Это как первая любовь, которая остаётся в твоей жизни навсегда. Конечно – дебют в Большом зале консерватории. Точно так же – моё первое выступление в Театре «Колон» в Буэнос-Айресе…

Но, пожалуй, больше всего мне запомнилось выступление на конкурсе имени Марии Канальс в Барселоне в 1980 году. К нему я подготовил огромную программу, требования для которой мне перевели с испанского – и там значилось: «классическая соната, первая или вторая и третья часть». Я подготовил первую часть 17-й сонаты Бетховена, очень красивую музыку. Совершенно случайно за два дня до вылета в Испанию мне попался в руки оригинальный буклет конкурса, листаю – а там написано в скобках: «по выбору жюри». Представляете! А если жюри выберет части, которые я не учил? Что я буду делать? Я выучил их за два дня, последнюю ночь перед вылетом до утра занимался в классе Гнесинки, уже представлял, как выйду, сыграю их, если, кто ведает, меня именно их спросят… Закончил уже на рассвете, спускаюсь к выходу…а двери заперты! Я начинаю бить кулаками, потому что мне уже пора собирать чемодан и ехать в аэропорт. В итоге выпрыгиваю из окна какого-то класса на первом этаже и бегу (транспорта ждать некогда) домой, быстро пакую чемодан… И что же вы думаете?

Я прилетаю в Барселону, играю первый тур. А во втором меня спрашивают… вторую и третью части 17-й сонаты! К счастью, сыграл я их, видимо, неплохо, потому что был отобран в финал. А его уже прошёл триумфально, в конце организаторы вынесли большие плакаты с именами, и я вижу свою фамилию – первая премия, золотая медаль и по-испански приписка: «единогласно», por unanimidad. Тогда я смог честно сказать себе – я счастлив!

Фестивальные хиты «Опасная близость» и «Актерище» появились в онлайн-кинотеатрах

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадры с сайта kinopoisk.ru

В Москве прошел фестиваль стриминговых платформ Original+, в котором приняли участие 11 ярких новинок. Гран-при завоевала комедия «Актерище» с Дмитрием Нагиевым в главной роли. А приз «За оригинальное...

Сыгравший главную роль в фильме «Почтарь» актер, можно сказать, его спас

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
За Петровым интересно наблюдать каждую минуту его экранного существования, о его герое интересно размышлять. Кадр с сайта

С фестивального экрана - и сразу в широкий прокат. Такой стремительный путь проделал фильм Андрея Разенкова «Почтарь», который участвовал в программе только что завершившегося Московского международного кинофестиваля. Нынче этот...

Пройдемся по городу на Неве со сборником стихов Николая Заболоцкого

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
В 1929 г. Николай Заболоцкий снял комнату в Ленинграде на Большой Пушкарской улице, 36, в квартире № 9. Фото: Russian Archives, globallookpress.com

Классика русской поэзии Николая Заболоцкого (1903-1958), выдающегося переводчика не видно и не слышно в сегодняшнем Петербурге. Ни в топонимике, ни в городской скульптуре, ни в каких других популярных...

Более 250 фильмов из 50 стран покажут на Московском международном кинофестивале, который стартует на днях

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма «Семейное счастье» с сайта kinopoisk.ru

ММКФ — один из старейших кинофорумов в мире. На протяжении десятилетий фестиваль был для наших зрителей настоящим «окном в мир». Здесь представляли свои ленты Федерико Феллини, Марсель Карне, Анджей...

Телеканал «Россия» завершил показ сериала «Адмирал Кузнецов»

Сергей Беднов
Труд
Кадр с сайта kinopoisk.ru

На подходе еще дюжина проектов о Великой Отечественной. Хотя и так ежегодно появляется немалое количество фильмов о войне. Только чем их больше, тем чаще гложет сомнение: а все ли продюсеры, начиная работу,...

Вахтанговский театр показал на фестивале «Черешневый лес» коллективное сочинение «Солнце Ландау»

Любовь Лебедина
Труд
Байопик в стилистике клипов читается в виде последних известий из жизни гениального физика. Фото: tvoyplanetary/globallookpress.com

В нынешнем году мир отмечает 100-летие квантовой механики. У истоков которой стоял в том числе и Лев Ландау, выдающийся советский физик. Ну и при чем тут сцена? Не скажите! Вахтанговский театр решил показать...

Какие современные фильмы о войне западают в душу

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма «Брестская крепость» с сайта

В советское время были созданы сотни картин о подвиге народа в годы Великой Отечественной войны. Среди них такие шедевры, как «Баллада о солдате», «Летят журавли», «А зори здесь тихие»,...

В отличие от персонажа Веры Алентовой из фильма «Москва слезам не верит» у теперешних героинь есть один надежный путь «наверх»

Сергей Беднов
Труд
Катерине Тихомировой приходилось очень несладко

На носу Первомай. Раньше он назывался День международной солидарности трудящихся. В конце 80-х она приказала долго жить, а определение «трудящийся» стало ассоциироваться с нехорошим словом «нищеброд»....

Актер раскрыл «Труду» секрет своей отличной физической формы, а также кое в чем признался насчет работы

Элиза Светлова
Труд
Дмитрий уверяет: он пожилой человек, на ладан дышит. Что-то незаметно. Фото: Анатолий Ломохов, globallookpress.com

Сериал «Санкционер» снимают для телеканала СТС. Кино об олигархе, который попал под санкции, обеднел и вернулся в родной провинциальный городок. В главной роли — Дмитрий Нагиев. Запланировано 17 серий...

Культура 00:06 / 18 Апреля 2025 5520
В десятку!

Топ-10 фильмов, которые нельзя пропустить на ММКФ

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Кадр из к/ф «Семейное счастье». Фото: kinopoisk.ru

Военной драмой «В списках не значился» по роману писателя-фронтовика Бориса Васильева 17 апреля открылся Московский международный кинофестиваль. Он продлится до 24 апреля. В программе киносмотра...

Вряд ли данные строки знакомы Бену Аффлеку, признавшемуся, что он ненавидел костюм Бэтмена

Труд
Фото: DC Entertainment/Zumapress.com, globallookpress.com

Любому зрителю, рожденному в СССР, конечно, памятны эти слова песни из новогодней комедии «Чародеи». Если кто забыл, продолжаются они так: «непринужденно, легко и вальяжно». Вряд ли данные строки знакомы...

Культура 20:01 / 26 Апреля 2025 5169
Не прекрасные няни

Анна Хилькевич уверена: далеко не все няни так прекрасны, как в известном сериале

Труд
По словам Анны, она уже прогнала с полсотни кандидаток. Фото: Наталья Шатохина/news.ru, globallookpress.com

Наверное, в каждой второй мелодраме, идущей на «России» или «Домашнем», милая девушка из провинции устраивается няней к детям богатого холостяка. И, конечно, оказывается сущим ангелом. Но далеко...

Об этом читателям «Труда» рассказала оперная дива Василиса Бержанская

Ульяна Калашникова, Санкт-Петербург
Труд
Василиса Бержанская в опере «Анна Болейн», Немецкая опера (Берлин). Фото: Imago/Martin Müller, globallookpress.com

Творческий график оперной певицы Василисы Бержанской расписан на годы вперед, а ее рабочая неделя может проходить сразу в нескольких странах. Сегодня выступление в Венской опере, завтра — в Ла Скала,...

Московский музей Рахманинова на грани ликвидации

Елена Широян, искусствовед
Труд
Дому 6/2 на Большой Ордынке московские власти нашли другое применение. А Рахманинова попросили на выход с вещами… Фото из открытых источников

«Подыщем классику новый дом, попроще. И вообще, не слишком ли много в Москве музеев? А тут еще частные плодятся. И занимают здания в центре столицы!» Не так ли рассуждают в столичной...

Режиссер хотел избежать сентиментальности, слащавости, и это ему удалось

Анна Чепурнова
Труд
В премьерном спектакле Сирано постоянно ведет бой. Фото с сайта театра «Сатирикон»

В «Сатириконе» Константин Райкин выпустил «Сирано де Бержерака» Ростана. Еще осенью он рассказывал «Труду» про то, что думал об этой постановке давно и что это единственный случай, когда на сцене его театра...

Как маэстро Канторов несет классику в массы

Людмила Безрукова, Санкт-Петербург
Труд
Фото: Heiner Heine/imagebroker.com, globallookpress.com

Концерты классической музыки в многотысячных залах и в дачных садоводствах, выступления в студенческих клубах и Домах творчества, международные фестивали, собирающие аншлаги в России и за рубежом... И все...