Главная Культура 15:12 13 Февраля 2024 1981
«Я честно сказал себе – я счастлив!»

Стартует фестиваль, посвященный 50-летию концертной деятельности пианиста Юрия Розума

Сергей Николаев
Играет Юрий Розум. Фото предоставлено устроителями концерта

22 февраля в Большом зале Московской консерватории масштабным юбилейным концертом откроется фестиваль «Юрий Розум. 50 лет на сцене». В свой собственный день рождения знаменитый пианист выйдет к публике Большого зала вместе с самыми любимыми им и ею исполнителями, с которыми в разное время его свела судьба.

– Юрий Александрович, поздравляем с наступающим юбилеем! Программа вашего праздничного гала-концерта необычна – по какому принципу вы её построили?

– Это музыкальное путешествие по страницам моей жизни. Сначала я исполню сочинения моего любимого Шопена. Дело в том, что сто лет назад моей дед влюбился на концерте в пианистку, исполнявшую мечтательные шопеновские баллады и вальсы, и сказал себе, что непременно на ней женится. Так и случилось. Появилась на свет моя мама, а значит и я, и всё благодаря тому самому си-минорному вальсу, что исполнит теперь в Большом зале юный музыкант, ученик ЦМШ Ван Дакай. Услышит публика и выступление народного артиста России Даниила Крамера, с которым мы не раз пересекались в самых далёких уголках страны, когда были молодыми солистами Московской областной филармонии. Будет и страничка, посвященная моему папе, народному артисту РСФСР Александру Розуму, чей баритон так любила публика: романсы из его репертуара исполнит великолепный бас «Геликон-оперы» Михаил Гужов. Вспомним и творчество мамы, народной артистки России хормейстера хора Русской народной песни Галины Рождественской: сочинения из ее программ исполнят моя бывшая стипендиатка Елизавета Антонова и один из лучших коллективов нашего времени «Мастера хорового пения».

А во втором отделении будут музыкальные поздравления звёзд, моих друзей. Это солистка Большого театра Анна Аглатова и певица Нина Шацкая, актёры Александр Домогаров и Эммануил Виторган. А в финале вы услышите меня в Первом концерте Чайковского, с которым я побеждал на многих конкурсах, это моя визитная карточка с ранних лет концертной деятельности.

– За полвека этой деятельности состав публики многократно менялся. Однако ее интерес к вашим выступлениям неизменно высок – как вы это объясняете?

– Публика, конечно, меняется, но такие человеческие чувства, как радость, горесть, любовь, разочарование – они вечны и были такими же триста лет назад, каковы сегодня... Музыка – это язык интонации, которая напрямую передается от души к душе, выражает переживания человека точнее всех других искусств. Нет таких слов, которые могут выразить всю тонкость палитры человеческих эмоций, этой игры настроений, дыханий, надежд так, как это делает музыка. Главное – войти в произведение композитора столь глубоко, чтобы у тебя родилось ощущение, будто ты сам все это написал. Ведь этот разговор душ воздействовал на публику любого столетия, он – над временем и языковыми различиями.

– На ваших концертах всегда много детей – как вы нашли подход к этой благодарной, но непростой аудитории?

– Помните призыв Максима Горького: «Для детей надо писать так же, как для взрослых, только ещё лучше»? Точнее, по-моему, не скажешь. Возможно, от артиста требуется чуть больше собственной искренней увлеченности – она обязательно передастся залу, ребята будут слушать как заворожённые! Конечно, если я выступаю перед совсем юной публикой – к примеру, участниками своих фестивалей «Звёздный десант» или «Музыкальная мастерская Юрия Розума» – стараюсь всё же не выбирать такие мощные конструкции, как сонаты Прокофьева или Брамса. Лучше сыграть романтические миниатюры Шопена, балетные номера Чайковского, «Альбом для юношества» Роберта Шумана. Эти произведения не менее гениальны, притом мелодически доступны. Но, конечно, их надо играть не примитивно, а «по Горькому» – как для взрослых, только лучше.

– Вы много гастролировали за рубежом. Тамошняя публика сильно отличается от российской?

– Западная публика воспитана на культуре исполнительства, где во главу угла ставится стиль, вот он – царь интерпретации. Всё должно быть подчинено задаче исторической выверенности стиля: Скарлатти нельзя играть, как Моцарта, Моцарта – как Бетховена, Бетховена – как Шопена и так далее… И это, конечно, очень важное правило, но есть в музыке нечто еще более драгоценное – душа! Вот она для российского музыканта – на первом месте, а стиль – потом. Мы, конечно, тоже не превращаем Баха в Дебюсси. Но знаете, что говорил мой великий и любимейший профессор Лев Николаевич Наумов: «Моцарта НАДО играть, как Бетховена, Бетховена НАДО играть, как Шопена». Он имел в виду – эти гениальные мастера шли впереди своего времени, их страсть выплескивалась за границы, обозначенные стилем века. Тогда и современную публику это будет по-особому впечатлять, будоражить, увлекать за собой.

– Какое выступление вы, покоривший концертные залы от Европы до Австралии, запомнили ярче всего?

– Все первые выступления в легендарных залах мира. Это как первая любовь, которая остаётся в твоей жизни навсегда. Конечно – дебют в Большом зале консерватории. Точно так же – моё первое выступление в Театре «Колон» в Буэнос-Айресе…

Но, пожалуй, больше всего мне запомнилось выступление на конкурсе имени Марии Канальс в Барселоне в 1980 году. К нему я подготовил огромную программу, требования для которой мне перевели с испанского – и там значилось: «классическая соната, первая или вторая и третья часть». Я подготовил первую часть 17-й сонаты Бетховена, очень красивую музыку. Совершенно случайно за два дня до вылета в Испанию мне попался в руки оригинальный буклет конкурса, листаю – а там написано в скобках: «по выбору жюри». Представляете! А если жюри выберет части, которые я не учил? Что я буду делать? Я выучил их за два дня, последнюю ночь перед вылетом до утра занимался в классе Гнесинки, уже представлял, как выйду, сыграю их, если, кто ведает, меня именно их спросят… Закончил уже на рассвете, спускаюсь к выходу…а двери заперты! Я начинаю бить кулаками, потому что мне уже пора собирать чемодан и ехать в аэропорт. В итоге выпрыгиваю из окна какого-то класса на первом этаже и бегу (транспорта ждать некогда) домой, быстро пакую чемодан… И что же вы думаете?

Я прилетаю в Барселону, играю первый тур. А во втором меня спрашивают… вторую и третью части 17-й сонаты! К счастью, сыграл я их, видимо, неплохо, потому что был отобран в финал. А его уже прошёл триумфально, в конце организаторы вынесли большие плакаты с именами, и я вижу свою фамилию – первая премия, золотая медаль и по-испански приписка: «единогласно», por unanimidad. Тогда я смог честно сказать себе – я счастлив!

Черемисинов также был основателем нижегородской телекомпании «Сети НН» и работал советником гендиректора «Росатома» 

Андрей Черемисинов. Кадр «Первого канала»

Советник главы «Росатома» по информационным проектам, многолетний участник популярной телевизионной программы «Что? Где? Когда?» Андрей Черемисинов скоропостижно скончался на 56-м году жизни. Об этом во вторник, 29 октября...

Он мог сыграть и дворника, и графа

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
Николай Караченцов в спектакле «Юнона» и «Авось». Фото: Александр Яковлев, globallookpress.com

27 октября народному артисту России, любимцу публики Николаю Караченцову могло бы исполниться 80 лет. Его нет с нами уже шесть лет. Караченцов умер в канун своего 74-го дня рождения. Прощание с актером, собравшее море людей, прошло...

Первый канал завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь»

Сергей Беднов
Труд
По большому счету увиденное могло быть интересным в первую очередь поклонникам самого Познера. Фото: Павел Кашаев, globallookpress.com

На этой неделе «Первый» завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь». Впрочем, в слове «завершил» есть некая недосказанность. Сам автор не раз говорил, что проект...

Как в Царском Селе появился, исчез и вновь воскрес памятный знак, который был так дорог сердцам лицеистов

Ирина Смирнова
Труд
Памятник «гению места». Пушкин, Лицейский переулок, 1/4. Фото из открытых источников

Удивительно, как «гений места» влияет на само это место. Одним из ярких тому примеров служит история исчезновения и нового возникновения памятного знака в Царскосельском лицее. Настолько он там уместен, что...

Коллектив и зрителей знаменитого театра накрыл шквал нововведений

Мария БАБАЛОВА, музыкальный обозреватель
Труд
Валерий Гергиев. Фото: globallookpress.com

Намедни без каких-либо особых анонсов и афиш в Большом театре на Исторической сцене давали «Дона Карлоса» Верди. Казалось бы, рядовое событие — 89-й спектакль с премьеры, состоявшейся 11 лет...

Культура 00:03 / 11 Октября 2024 9432
А он, мятежный…

Разговор о Лермонтове и русской поэзии в канун юбилея классика

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
К.А. Горбунов. Последний прижизненный портрет Лермонтова. 1841 год. Фото из открытых источников

15 октября читающее человечество отметит 210 лет со дня рождения Михаила Лермонтова. Он прожил неполные 27 лет, но оставил после себя три десятка поэм, около 400 стихотворений, роман «Герой нашего времени»,...

Что не так с фильмом «Любовь Советского Союза»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По факту у создателей фильма вышла экранизация частной жизни Валентины Серовой. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На большой экран вышел фильм «Любовь Советского Союза» — долгострой, задуманный еще в 2008 году. Сценарий начинал писать драматург Владимир Валуцкий, ныне, увы, покойный. Эстафету подхватил Сергей Снежкин....

Чем обернулась поездка школьников и их учительниц в осенний Сочи

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Полина Кутепова в фильме «Каникулы» сыграла одну из лучших своих ролей

В прокат выходит фильм «Каникулы», завоевавший в прошлом году главный приз фестиваля «Маяк» в Геленджике, который позиционирует себя, как смотр актуального российского кино. На фоне дурашливых комедий, бесконечных киносказок,...

Кинематографист также работал над сериалами «Агент национальной безопасности», «Литейный», «Дорожный патруль», «Черный ворон» 

Игорь Москвитин. Фото из соцсетей

Российский сценарист, режиссер и продюсер Игорь Москвитин, снявший целый ряд известных отечественных телесериалов – «Улицы разбитых фонарей», «Черный ворон», «Агент национальной безопасности», «Литейный»,...

В Вахтанговском – самая загадочная пьеса Александра Вампилова

Анна Чепурнова
Труд
Зилов необычайно притягателен для женщин (Анна Чумак и Максим Севриновский). Фото Валерия Мясникова предоставлено Театром им. Вахтангова

На Симоновской сцене Театра им. Вахтангова молодой режиссер Аскар Галимов поставил одну из самых сложных пьес Александра Вампилова «Утиная охота». Изначально главным манком для зрителей стала личность исполнителя роли Зилова —...

Культура 00:01 / 25 Октября 2024 7134
Третьяков бы изумился

Новаторское искусство в галерее его имени стало лишним?

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: Сергей Смирнов, globallookpress.com

Везет Третьяковке на скандалы. Поводы громкие: то у музея отобрали «Троицу» Рублева, главный шедевр русской живописи, самой же Галереей спасенный век назад. То закрыли первый музейный кинотеатр, лучший в Москве... Хотя...

Именно поэтому популярный поэт-песенник – вновь в жюри шоу «Ну-ка, все вместе!»

Сергей Бирюков
Труд
43 года творчества дают Александру основание судить участников. Фото предоставлено телеканалом «Россия»

Шоу «Ну-ка, все вместе!», новый сезон которого стартовал на телеканале «Россия», впечатляет уже расстановкой действующих лиц: перед тобой буквально стена из сотни экспертов, приглядевшись к которой, узнаешь...

Участниками соглашения стали главы профильных ассоциаций, учебных заведений, организаторы недель моды более чем из 50 стран 

Фото предоставлено пресс-службой форума BRICS+ Fashion Summit

Декларация о создании Международной модной федерации БРИКС (BRICS International Fashion Federation) подписана на московском форуме BRICS+ Fashion Summit, завершившемся на минувших выходных. Об этом в понедельник, 7 октября сообщила заместитель...

Почему не получилось продолжение популярной серии фильмов

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В прокате идет фильм «Особенности национальной больницы» по сценарию Александра Рогожкина. Того самого, что 30 лет назад снял умную и уморительно смешную комедию «Особенности национальной охоты», ставшую...

На главных телеканалах идут сериалы про следователей

Сергей Беднов
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В эфире двух главных каналов идут сериалы про следователей. То же было на прошлой и позапрошлой неделях. Но если на НТВ преступников ловят мужчины, то «Первый» и «Россия» отдают...

Знаменитый актер - о роли русского врача в сериале «Княжна милосердия» и великой школе Марка Захарова

Анна Чепурнова
Труд
Виктор Раков - за идеалы, ради которых «и стоило жить, и работать стоило». Фото Юлии Петуховой. Кадры предоставлены телеканалом «Россия»

На телеканале «Россия» начался показ остросюжетной драмы «Княжна милосердия» Леонида Белозоровича. Итак, Русско-турецкая война 1878 года, главный герой, князь Раевский, пропадает без вести, и молодая жена...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?