Главная Культура 00:19 13 Января 2023 6884
Легенды, клады и вечная классика

Наши музеи учатся делать выставки с опорой на собственные силы

Елена Широян, искусствовед
Вариант импортозамещения избрали и в Московском Кремле. Фото: Константин Кокошкин, globallookpress.com

Русская классика и наследие авангарда в наступившем году станут магистральными темами музейных проектов. Все логично: сотрудничество с зарубежными партнерами резко ограничено, а с европейскими вовсе прекращено. Привычные нам выставки с участием ведущих музеев мира, роскошные бенефисы сокровищниц из дальних стран ушли в прошлое. Возможно, выручит экзотика Азии либо Латинской Америки. Хотя определенно пока можно говорить лишь о проекте из Узбекистана — впрочем, очень достойном.

Итак, музейный комплекс в Подмосковье «Новый Иерусалим» примет у себя коллекцию Музея искусств И. В. Савицкого в Нукусе. В далеком 1966 году тихий провинциальный город рискнул собирать авангард — «ссыльные», никому тогда, казалось, не нужные картины. Нукусский музей был создан художником и коллекционером Игорем Савицким при поддержке руководства Каракалпакской автономной республики, обогнавшего в дальновидности Москву.

А вообще-то наивная иллюзия — считать, будто искусство не зависит от политики, а жизнь музеев — от сиюминутных проблем. Стены башни из слоновой кости еще как чувствительны к мировой тектонике! С прошлого года они вибрируют особенно заметно.

Первыми удар приняли Музеи Московского Кремля, где в марте не смогли открыть уже смонтированную выставку «Дуэль» и были вынуждены вернуть зарубежным партнерам присланные экспонаты. Затем Третьяковке пришлось закрыть также ввезенную из Германии выставку современного искусства «Многообразие. Единство». Эрмитаж забеспокоился, вернут ли ему картины с зарубежных проектов (слава богу, обошлось). Государственный музей изобразительных искусств имени Пушкина не смог показать давно обещанную ретроспективу итальянского мастера Ренессанса, оригинальнейшего Джузеппе Арчимбольдо, составлявшего портреты-ребусы из изображений фруктов, овощей, рыб.

Смолкли разговоры и о том, что скоро в Москве покажут шедевры из неаполитанского Музея и Королевского парка Каподимонте. В 2019 году в качестве превью нам привезли несколько картин XVII века на выставку «Гости из Неаполя», в том числе поразительную «Юдифь» кисти художницы-феминистки Артемизии Джентилески. Главный проект запланировали на 2020 год, но грянули пандемия и все остальное...

Не теряющий надежды привлечь зрителя (план по выставкам все равно нужно выполнять, а заодно и зарабатывать!) ГМИИ намерен удивить проектом «После импрессионизма». Три года здесь совместно с Лондонской национальной галереей готовили обзор мирового арт-процесса после финальной выставки импрессионистов, случившейся в 1886-м. Отсюда подзаголовок «Изобретая современное искусство». Однако после февраля-2022 затея усохла, и в Москве «французскую» коллекцию ГМИИ в Галерее искусства стран Европы и Америки оттенит русская живопись из Третьяковки и музеев других регионов.

Вариант импортозамещения избрали и в Московском Кремле. Здесь сосредоточились на таких знаковых предметах, как шапка Мономаха, шлем Александра Невского, трон Ивана Грозного и прочие символы русской истории. В самом ли деле ими владели эти правители? Стратегию державной мифологии, утверждающую незыблемость основ, ввела у нас принцесса Софья Палеолог, жена великого князя Ивана III, желавшая особо подчеркнуть преемственность Руси от Византии. А где мифы, там и мистификации, волна которых особенно поднялась в XIX веке в связи со вспышкой интереса к древней истории России. Ученым даже пришлось опровергать некоторые эффектные атрибуции. И, без сомнения, выставка «Легенды Кремля: русский романтизм и Оружейная палата» станет и зрелищной, и увлекательной.

Третьяковской галерее проще других. Зарубежные проекты там были скорее пикантным дополнением к демонстрации отечественного искусства. Тем не менее и в ГТГ огорчены отменой проекта «Северная сага» о творчестве финна Аксели Галлен-Каллела. Планировалось собрать воедино 200 работ из 14 музеев Финляндии и России, а также финских частных собраний. Затем решили показать сокращенный вариант с российскими экспонатами, однако в планах на этот год имя Галлен-Каллела вообще не значится. То ли третьяковцы ждут лучших времен, то ли Минкультуры порезало планы, обидевшись на бывшую провинцию Российской империи. Рассчитывать на совместные выставки с музеями «недружественных» стран нынче не приходится, это ясно. Но, оказывается, уже и художники оттуда могут попасть в немилость...

Возникли проблемы даже с теми нашими, кто в советские годы создавал «не наше» искусство: нонконформисты, концептуалисты и прочие нелояльные к официальной идеологии авторы нынче вновь попали под подозрение вкупе с сегодняшними «актуальными» художниками, так как не вписались уже в новую культурно-государственную доктрину. Не потому ли современное искусство если и фигурирует в планах, то лишь фрагментарно, как на выставке «Век графики. От Казимира Малевича до Олега Кудряшова»? Зрителю здесь предъявят новые приобретения ГТГ — от шедевров отечественных классиков до работ, отразивших новейшие тенденции в рисунках, акварелях и гравюрах. Отсчет пойдет с конца 1910-х от лидеров русского авангарда Малевича и Родченко до начала 2020-х. Внимание уделено великим «формалистам» Фаворскому и Истомину с учениками, прекрасным графикам 1930-х вроде Николая Лапшина или Татьяны Мавриной, равно как знаменитым шестидесятникам Попкову, Немухину, загадочным Михаилу Шварцману и Юло Соостеру. Особая глава — монументальные листы выдающегося мастера офорта Олега Кудряшова, умершего в 2022 году.

Изящным контрастом брутальному авангарду кажется замысел «Герои и современники Серебряного века». И здесь вновь галерея блеснет своим фондом графики, но уже с анализом блистательного и противоречивого периода — начала ХХ века. Разнообразие стилей, направлений, авторских почерков, художественных объединений будет явлено в работах Александра Бенуа и Казимира Малевича, Валентина Серова и Марка Шагала, Михаила Врубеля и Василия Кандинского, Льва Бакста и Михаила Ларионова.

Ждут публику и настоящие открытия. Взять, к примеру, Алексея Моргунова, персональный показ которого готовит ГТГ. Многие ли знают это имя? А ведь он — один из отцов-основателей русского авангарда наряду со своими друзьями Ларионовым, Малевичем и Татлиным, да к тому же сын Алексея Саврасова, смело выбравший путь эксперимента.

Проект «Маринист Алексей Боголюбов. К 200-летию со дня рождения» тоже сулит неожиданное. Профессиональный моряк, военный топограф и путешественник прославился масштабными полотнами, воссоздав исторические сражения российского флота. Однако проявлял интерес ко всем вариантам ландшафтной живописи. Потомственный дворянин, заслуживший благодарность двух императоров, Боголюбов входил как в Академию художеств, так и в Товарищество передвижных выставок. И он же на основе собственной коллекции русского и зарубежного искусства создал в Саратове музей, назвав его именем своего деда Александра Радищева.

В Третьяковке также задумали выставку к 150-летию со дня рождения Николая Рериха. Что же до героя проекта «Александр Иванов — мастер акварели. Жанр и пейзаж», то он не нуждается в юбилейных датах, тем более что графическое наследие автора «Явления Христа народу» очень велико: только в хранении ГТГ — свыше 700 отдельных листов и 40 альбомов.

Совсем новая глава в выставочных планах музея — «На вкус и цвет. Образы еды в русском искусстве». Большая экспозиция с шедеврами Федотова, Перова, Кустодиева, Петрова-Водкина, Серебряковой, Гончаровой и других мастеров откроет работу Филиала Третьяковки в Самаре в здании исторической фабрики-кухни — памятнике архитектуры конструктивизма, прошедшем сложнейшую реставрацию.

Свой филиал есть и у Государственного исторического музея. На 2023 год в Туле им запланированы целых четыре выставки: «Драгоценные ордена», «Николай II. Семья и престол», «Ars botanica. Растительные мотивы в искусстве первой половины XIX века» и «Шедевры Императорского стеклянного завода XIX — начала XX в.».

А сам центральный ГИМ представит в новом году 24 проекта, в том числе впервые примет в своих стенах собрание из Петергофа — изобразительное и декоративно-прикладное искусство, которое любила последняя русская императрица Александра Федоровна. А еще в здании с символическим адресом: Красная площадь, дом 1 нам обещают явить «Сокровища полковых музеев» (реликвии Российской армии из государственных собраний и личных коллекций), «Клады» из коллекции ГИМ и 10 музеев-партнеров...

Несмотря ни на что, есть чем полюбоваться и восхититься!

Фестивальные хиты «Опасная близость» и «Актерище» появились в онлайн-кинотеатрах

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадры с сайта kinopoisk.ru

В Москве прошел фестиваль стриминговых платформ Original+, в котором приняли участие 11 ярких новинок. Гран-при завоевала комедия «Актерище» с Дмитрием Нагиевым в главной роли. А приз «За оригинальное...

Сыгравший главную роль в фильме «Почтарь» актер, можно сказать, его спас

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
За Петровым интересно наблюдать каждую минуту его экранного существования, о его герое интересно размышлять. Кадр с сайта

С фестивального экрана - и сразу в широкий прокат. Такой стремительный путь проделал фильм Андрея Разенкова «Почтарь», который участвовал в программе только что завершившегося Московского международного кинофестиваля. Нынче этот...

Пройдемся по городу на Неве со сборником стихов Николая Заболоцкого

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
В 1929 г. Николай Заболоцкий снял комнату в Ленинграде на Большой Пушкарской улице, 36, в квартире № 9. Фото: Russian Archives, globallookpress.com

Классика русской поэзии Николая Заболоцкого (1903-1958), выдающегося переводчика не видно и не слышно в сегодняшнем Петербурге. Ни в топонимике, ни в городской скульптуре, ни в каких других популярных...

100 лет назад родился великий актер Иннокентий Смоктуновский

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Фото: © Vadim Nekrasov, globallookpress.com

Помните забавный эпизод из фильма "Москва слезам не верит"? Середина 1950-х, праздничная толпа у входа в кинотеатр. "Вы тоже артист?" - спрашивают героини у мужчины, с которым только что поздоровался Георгий Юматов. "Да,...

Более 250 фильмов из 50 стран покажут на Московском международном кинофестивале, который стартует на днях

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма «Семейное счастье» с сайта kinopoisk.ru

ММКФ — один из старейших кинофорумов в мире. На протяжении десятилетий фестиваль был для наших зрителей настоящим «окном в мир». Здесь представляли свои ленты Федерико Феллини, Марсель Карне, Анджей...

Телеканал «Россия» завершил показ сериала «Адмирал Кузнецов»

Сергей Беднов
Труд
Кадр с сайта kinopoisk.ru

На подходе еще дюжина проектов о Великой Отечественной. Хотя и так ежегодно появляется немалое количество фильмов о войне. Только чем их больше, тем чаще гложет сомнение: а все ли продюсеры, начиная работу,...

Вахтанговский театр показал на фестивале «Черешневый лес» коллективное сочинение «Солнце Ландау»

Любовь Лебедина
Труд
Байопик в стилистике клипов читается в виде последних известий из жизни гениального физика. Фото: tvoyplanetary/globallookpress.com

В нынешнем году мир отмечает 100-летие квантовой механики. У истоков которой стоял в том числе и Лев Ландау, выдающийся советский физик. Ну и при чем тут сцена? Не скажите! Вахтанговский театр решил показать...

В отличие от персонажа Веры Алентовой из фильма «Москва слезам не верит» у теперешних героинь есть один надежный путь «наверх»

Сергей Беднов
Труд
Катерине Тихомировой приходилось очень несладко

На носу Первомай. Раньше он назывался День международной солидарности трудящихся. В конце 80-х она приказала долго жить, а определение «трудящийся» стало ассоциироваться с нехорошим словом «нищеброд»....

Актер раскрыл «Труду» секрет своей отличной физической формы, а также кое в чем признался насчет работы

Элиза Светлова
Труд
Дмитрий уверяет: он пожилой человек, на ладан дышит. Что-то незаметно. Фото: Анатолий Ломохов, globallookpress.com

Сериал «Санкционер» снимают для телеканала СТС. Кино об олигархе, который попал под санкции, обеднел и вернулся в родной провинциальный городок. В главной роли — Дмитрий Нагиев. Запланировано 17 серий...

Культура 00:06 / 18 Апреля 2025 5408
В десятку!

Топ-10 фильмов, которые нельзя пропустить на ММКФ

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Кадр из к/ф «Семейное счастье». Фото: kinopoisk.ru

Военной драмой «В списках не значился» по роману писателя-фронтовика Бориса Васильева 17 апреля открылся Московский международный кинофестиваль. Он продлится до 24 апреля. В программе киносмотра...

Соперничество двух российских кинопремий стало отдельным увлекательным сюжетом

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Фото: © Komsomolskaya Pravda, globallookpress.com

В московском театре «Маска» прошла церемония вручения премии «Ника». Наряду с «Золотым орлом» это одна из главных национальных кинопремий в нашей стране. За «Никой» даже...

Вряд ли данные строки знакомы Бену Аффлеку, признавшемуся, что он ненавидел костюм Бэтмена

Труд
Фото: DC Entertainment/Zumapress.com, globallookpress.com

Любому зрителю, рожденному в СССР, конечно, памятны эти слова песни из новогодней комедии «Чародеи». Если кто забыл, продолжаются они так: «непринужденно, легко и вальяжно». Вряд ли данные строки знакомы...

Какие современные фильмы о войне западают в душу

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма «Брестская крепость» с сайта

В советское время были созданы сотни картин о подвиге народа в годы Великой Отечественной войны. Среди них такие шедевры, как «Баллада о солдате», «Летят журавли», «А зори здесь тихие»,...

Об этом читателям «Труда» рассказала оперная дива Василиса Бержанская

Ульяна Калашникова, Санкт-Петербург
Труд
Василиса Бержанская в опере «Анна Болейн», Немецкая опера (Берлин). Фото: Imago/Martin Müller, globallookpress.com

Творческий график оперной певицы Василисы Бержанской расписан на годы вперед, а ее рабочая неделя может проходить сразу в нескольких странах. Сегодня выступление в Венской опере, завтра — в Ла Скала,...

Культура 20:01 / 26 Апреля 2025 4979
Не прекрасные няни

Анна Хилькевич уверена: далеко не все няни так прекрасны, как в известном сериале

Труд
По словам Анны, она уже прогнала с полсотни кандидаток. Фото: Наталья Шатохина/news.ru, globallookpress.com

Наверное, в каждой второй мелодраме, идущей на «России» или «Домашнем», милая девушка из провинции устраивается няней к детям богатого холостяка. И, конечно, оказывается сущим ангелом. Но далеко...

Московский музей Рахманинова на грани ликвидации

Елена Широян, искусствовед
Труд
Дому 6/2 на Большой Ордынке московские власти нашли другое применение. А Рахманинова попросили на выход с вещами… Фото из открытых источников

«Подыщем классику новый дом, попроще. И вообще, не слишком ли много в Москве музеев? А тут еще частные плодятся. И занимают здания в центре столицы!» Не так ли рассуждают в столичной...