Русская классика и наследие авангарда в наступившем году станут магистральными темами музейных проектов. Все логично: сотрудничество с зарубежными партнерами резко ограничено, а с европейскими вовсе прекращено. Привычные нам выставки с участием ведущих музеев мира, роскошные бенефисы сокровищниц из дальних стран ушли в прошлое. Возможно, выручит экзотика Азии либо Латинской Америки. Хотя определенно пока можно говорить лишь о проекте из Узбекистана — впрочем, очень достойном.
Итак, музейный комплекс в Подмосковье «Новый Иерусалим» примет у себя коллекцию Музея искусств И. В. Савицкого в Нукусе. В далеком 1966 году тихий провинциальный город рискнул собирать авангард — «ссыльные», никому тогда, казалось, не нужные картины. Нукусский музей был создан художником и коллекционером Игорем Савицким при поддержке руководства Каракалпакской автономной республики, обогнавшего в дальновидности Москву.
А вообще-то наивная иллюзия — считать, будто искусство не зависит от политики, а жизнь музеев — от сиюминутных проблем. Стены башни из слоновой кости еще как чувствительны к мировой тектонике! С прошлого года они вибрируют особенно заметно.
Первыми удар приняли Музеи Московского Кремля, где в марте не смогли открыть уже смонтированную выставку «Дуэль» и были вынуждены вернуть зарубежным партнерам присланные экспонаты. Затем Третьяковке пришлось закрыть также ввезенную из Германии выставку современного искусства «Многообразие. Единство». Эрмитаж забеспокоился, вернут ли ему картины с зарубежных проектов (слава богу, обошлось). Государственный музей изобразительных искусств имени Пушкина не смог показать давно обещанную ретроспективу итальянского мастера Ренессанса, оригинальнейшего Джузеппе Арчимбольдо, составлявшего портреты-ребусы из изображений фруктов, овощей, рыб.
Смолкли разговоры и о том, что скоро в Москве покажут шедевры из неаполитанского Музея и Королевского парка Каподимонте. В 2019 году в качестве превью нам привезли несколько картин XVII века на выставку «Гости из Неаполя», в том числе поразительную «Юдифь» кисти художницы-феминистки Артемизии Джентилески. Главный проект запланировали на 2020 год, но грянули пандемия и все остальное...
Не теряющий надежды привлечь зрителя (план по выставкам все равно нужно выполнять, а заодно и зарабатывать!) ГМИИ намерен удивить проектом «После импрессионизма». Три года здесь совместно с Лондонской национальной галереей готовили обзор мирового арт-процесса после финальной выставки импрессионистов, случившейся в 1886-м. Отсюда подзаголовок «Изобретая современное искусство». Однако после февраля-2022 затея усохла, и в Москве «французскую» коллекцию ГМИИ в Галерее искусства стран Европы и Америки оттенит русская живопись из Третьяковки и музеев других регионов.
Вариант импортозамещения избрали и в Московском Кремле. Здесь сосредоточились на таких знаковых предметах, как шапка Мономаха, шлем Александра Невского, трон Ивана Грозного и прочие символы русской истории. В самом ли деле ими владели эти правители? Стратегию державной мифологии, утверждающую незыблемость основ, ввела у нас принцесса Софья Палеолог, жена великого князя Ивана III, желавшая особо подчеркнуть преемственность Руси от Византии. А где мифы, там и мистификации, волна которых особенно поднялась в XIX веке в связи со вспышкой интереса к древней истории России. Ученым даже пришлось опровергать некоторые эффектные атрибуции. И, без сомнения, выставка «Легенды Кремля: русский романтизм и Оружейная палата» станет и зрелищной, и увлекательной.
Третьяковской галерее проще других. Зарубежные проекты там были скорее пикантным дополнением к демонстрации отечественного искусства. Тем не менее и в ГТГ огорчены отменой проекта «Северная сага» о творчестве финна Аксели Галлен-Каллела. Планировалось собрать воедино 200 работ из 14 музеев Финляндии и России, а также финских частных собраний. Затем решили показать сокращенный вариант с российскими экспонатами, однако в планах на этот год имя Галлен-Каллела вообще не значится. То ли третьяковцы ждут лучших времен, то ли Минкультуры порезало планы, обидевшись на бывшую провинцию Российской империи. Рассчитывать на совместные выставки с музеями «недружественных» стран нынче не приходится, это ясно. Но, оказывается, уже и художники оттуда могут попасть в немилость...
Возникли проблемы даже с теми нашими, кто в советские годы создавал «не наше» искусство: нонконформисты, концептуалисты и прочие нелояльные к официальной идеологии авторы нынче вновь попали под подозрение вкупе с сегодняшними «актуальными» художниками, так как не вписались уже в новую культурно-государственную доктрину. Не потому ли современное искусство если и фигурирует в планах, то лишь фрагментарно, как на выставке «Век графики. От Казимира Малевича до Олега Кудряшова»? Зрителю здесь предъявят новые приобретения ГТГ — от шедевров отечественных классиков до работ, отразивших новейшие тенденции в рисунках, акварелях и гравюрах. Отсчет пойдет с конца 1910-х от лидеров русского авангарда Малевича и Родченко до начала 2020-х. Внимание уделено великим «формалистам» Фаворскому и Истомину с учениками, прекрасным графикам 1930-х вроде Николая Лапшина или Татьяны Мавриной, равно как знаменитым шестидесятникам Попкову, Немухину, загадочным Михаилу Шварцману и Юло Соостеру. Особая глава — монументальные листы выдающегося мастера офорта Олега Кудряшова, умершего в 2022 году.
Изящным контрастом брутальному авангарду кажется замысел «Герои и современники Серебряного века». И здесь вновь галерея блеснет своим фондом графики, но уже с анализом блистательного и противоречивого периода — начала ХХ века. Разнообразие стилей, направлений, авторских почерков, художественных объединений будет явлено в работах Александра Бенуа и Казимира Малевича, Валентина Серова и Марка Шагала, Михаила Врубеля и Василия Кандинского, Льва Бакста и Михаила Ларионова.
Ждут публику и настоящие открытия. Взять, к примеру, Алексея Моргунова, персональный показ которого готовит ГТГ. Многие ли знают это имя? А ведь он — один из отцов-основателей русского авангарда наряду со своими друзьями Ларионовым, Малевичем и Татлиным, да к тому же сын Алексея Саврасова, смело выбравший путь эксперимента.
Проект «Маринист Алексей Боголюбов. К 200-летию со дня рождения» тоже сулит неожиданное. Профессиональный моряк, военный топограф и путешественник прославился масштабными полотнами, воссоздав исторические сражения российского флота. Однако проявлял интерес ко всем вариантам ландшафтной живописи. Потомственный дворянин, заслуживший благодарность двух императоров, Боголюбов входил как в Академию художеств, так и в Товарищество передвижных выставок. И он же на основе собственной коллекции русского и зарубежного искусства создал в Саратове музей, назвав его именем своего деда Александра Радищева.
В Третьяковке также задумали выставку к 150-летию со дня рождения Николая Рериха. Что же до героя проекта «Александр Иванов — мастер акварели. Жанр и пейзаж», то он не нуждается в юбилейных датах, тем более что графическое наследие автора «Явления Христа народу» очень велико: только в хранении ГТГ — свыше 700 отдельных листов и 40 альбомов.
Совсем новая глава в выставочных планах музея — «На вкус и цвет. Образы еды в русском искусстве». Большая экспозиция с шедеврами Федотова, Перова, Кустодиева, Петрова-Водкина, Серебряковой, Гончаровой и других мастеров откроет работу Филиала Третьяковки в Самаре в здании исторической фабрики-кухни — памятнике архитектуры конструктивизма, прошедшем сложнейшую реставрацию.
Свой филиал есть и у Государственного исторического музея. На 2023 год в Туле им запланированы целых четыре выставки: «Драгоценные ордена», «Николай II. Семья и престол», «Ars botanica. Растительные мотивы в искусстве первой половины XIX века» и «Шедевры Императорского стеклянного завода XIX — начала XX в.».
А сам центральный ГИМ представит в новом году 24 проекта, в том числе впервые примет в своих стенах собрание из Петергофа — изобразительное и декоративно-прикладное искусство, которое любила последняя русская императрица Александра Федоровна. А еще в здании с символическим адресом: Красная площадь, дом 1 нам обещают явить «Сокровища полковых музеев» (реликвии Российской армии из государственных собраний и личных коллекций), «Клады» из коллекции ГИМ и 10 музеев-партнеров...
Несмотря ни на что, есть чем полюбоваться и восхититься!