Кадр из к/ф «Шерлок Холмс и доктор Ватсон: Знакомство» Фото: kinopoisk.ru

«Этюд в багровых тонах» — первую повесть о сыщике, который еще не успел стать знаменитым, Конан Дойл написал в 1886 году. Особого успеха она не имела, так что писатель вернулся к своему персонажу только спустя четыре года. «Знак четырех» стал сенсацией, и журнал «Стрэнд» уговорил Дойла переключиться на рассказы, которые можно было бы публиковать из номера в номер. Предложение было заманчивым — Дойл мечтал посвятить себя литературе, да и офтальмологическая практика приличного дохода не приносила. А тут мгновенно ставшему популярным автору предложили 50 фунтов за рассказ — по тем временам фантастическую сумму.

Два года Дойл работал как каторжный. Признавался: «Писать о Холмсе трудно, потому что для каждого рассказа требовался столь же оригинальный, точно выстроенный сюжет, как и для объемной книги». И в один прекрасный день писатель решил покончить со своим прибыльным, но хлопотным персонажем, Дойл, выросший на произведениях Вальтера Скотта, мечтал сочинять исторические романы. «Последнее дело Холмса» увидело свет в 1893-м, но: последним так и не стало. Конан Дойл получил «пожизненное»: писал детективные рассказы до конца дней, последний сборник «Архив Шерлока Холмса» вышел в 1927-м, за три года до смерти писателя.

Впрочем, выставка «Приключения Шерлока Холмса в России», открывшаяся в ГМИРЛИ, к датам особо не привязана. Для ее создательниц, Марии Красновой и Елены Панышевой, сотрудниц филиала Литературного музея в Трубниках, как и для публики, «холмсовская» атмосфера интересна сама по себе. Год назад сюда стекались поклонники английской литературы, чтобы увидеть «Диккенса в русских зеркалах». На сей раз здесь решили поставить русские зеркала перед мистером Холмсом.

Тут и камин, и кресло, и скрипка, и коллекция трубок, позаимствованная у заядлого курильщика графа Алексея Толстого. В фондах ГМИРЛИ подобрали самые известные виды английской столицы, связанные с неутомимым сыщиком.

На помощь призвали коллег из разных музеев. Тимирязевский предоставил чучела змей, ставших прообразом болотной гадюки из «Пестрой ленты» (на самом деле такой змеи не существует). А вот листы старинного гербария: Шерлок Холмс прекрасно разбирался в растительных алкалоидах. Здесь же стихи, сочиненные студентом-медиком Конан Дойлем, где перечислены пагубные свойства опиума. Политехнический музей дал телефонный аппарат начала прошлого века и переносной металлический сейф с инструкцией, изданной в Варшаве в 1870-х.

А дальше чисто российская феерия: приключения сыщика в русских переводах и продолжениях, театральная и кинематографическая шерлокиана. Из фондов Российской государственной библиотеки извлечены книжки из издававшихся в России серии холмсовских приключений. Холмса можно было увидеть на драматической сцене, в цирке пантомимы и даже в оперетте, о чем свидетельствуют афиши, предоставленные Театральным музеем имени Бахрушина.

Под отечественную киношерлокиану выделили отдельный зал. Коллекционер Вера Волкова предоставила уникальные фотографии со съемок первой советской экранизации Конан Дойла — «Собаки Баскервилей», снятой в 1971 году режиссером Антониной Зиновьевой. В 1979 году Николай Лукьянов рассказал историю «Голубого карбункула» в жанре мюзикла. А вскоре работу предшественников затмила телеэкранизация «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона» Игоря Масленникова.

«Ленфильм» предоставил не только кадры с тех съемок, но и фотопробы, так что посетители выставки узнают, что вместо Виталия Соломина Ватсона могли сыграть Дмитрий Гошев или Евгений Барков, а Холмсом имел шанс стать Александр Кайдановский. Но все сложилось так, как сложилось.

Сагу Масленникова оценили сами британцы — королева Елизавета II возвела Василия Ливанова в кавалеры ордена Британской империи. А дочь Артура Конан Дойла Джейн написала: «Доведись папе увидеть этих русских актеров — он был бы счастлив».