
Телевизионные праздники закончились. И вот в новостных выпусках уже вовсю закрутились сюжеты о выходе по УДО Сергея Семенова, того самого, что, вроде, изнасиловал Диану Шурыгину. И теперь обыватели мучительно гадают, у кого он появится в эфире — у Борисова, потому что известность к парню пришла именно в студии программы «Пусть говорят», или у Малахова, который там уже не работает, но работал, когда лепил звезду из Дианы? А вот пикейные жилеты на ток-шоу пытаются обвинить в немыслимом, фейковом, шутовском составе желающих стать кандидатами в президенты РФ Ксению Собчак. Мол, из-за нее граждане подумали: если «Дому 2» можно и ему сразу же дают федеральный эфир, то почему Кащенко нельзя?! Ну да ладно, этого мы еще нахлебаемся. Лучше накануне старого Нового года вспомнить, чем нас угостил телевизор в просто Новый.
В самом конце декабря «Труд» порадовался смелости «Первого», решившего показать в новогоднюю ночь не то, что он считает интересным для зрителей, а то, чего они сами захотят. Канал провел голосование среди пользователей «Одноклассников» и пообещал на основании выбранных ими исполнителей составить праздничную программу. Но оказалось, что этот смелый шаг был, если и не надувательством аудитории, то уж, во всяком случае, содержал в себе изрядную долю лукавства. В чем оно? А вот в чем.
Вспомним, к чему сводился скандал годовалой давности по поводу «огоньков», все эти петиции, реплики депутатов. К тому, что надоело десятилетиями до и после полуночи смотреть на одни и те же лица. Мол, сил уже нет: какую кнопку ни нажмешь, а там Пугачева с Галкиным да Киркоров с Басковым. Дальше имена опостылевших кумиров можно не перечислять, их и так все знают наизусть, как сорок лет назад знали членов Политбюро ЦК КПСС. А теперь народ хочет лицезреть не ветеранов шоу-бизнеса, а свежачок, не «Аллку», а «актуалку». И вот последовало это голосование. Ура, нас услышали!
И если бы «Первый» предварил свою инициативу таким текстом: «Вы все равно будете смотреть на тех, кого предложим мы, потому что Новый год без них — как без оливье и мандаринов, но раз уж вы такие непонятливые и хотите кого-то еще, что ж, давайте, предлагайте», — то и вопросов бы не возникло. Но он этого не сделал.
Канал сдержал слово и пригласил на запись программы всю отобранную тридцатку. Некоторые, правда, от оказанной чести отказались. Это — в силу объяснимых причин — украинские товарищи. А также Наргиз Закирова и группа SEREBRO, опекаемые Максом Фадеевым, состоящим с руководством «Первого» в неконструктивных отношениях. Всех же остальных показали. Но обратим внимание на цифры. В прошлом году в праздничной программе прозвучало около 60 композиций, в этом — почти девяносто. То есть на треть больше. И из этих девяти десятков чуть больше трети как раз и составили те, за кого отдали свой голос «Одноклассники». То есть, канал не заменил одних на других, а добавил.
Но логику «Первого» понять можно. Не могут же весь новогодний репертуар, предназначенный для многомиллионной аудитории, определять пользователи одной социальной сети, при всем уважении. А проводись опрос не среди них, а среди тех, кто покупает женские иллюстрированные журналы с телепрограммой, то, глядишь, обделенные вниманием интернетчиков, но появившиеся на экране Кобзон и Антонов, Павлиашвили и Кузьмин, Леонтьев и Лолита тоже оказались бы на верхних строчках хит-парада! Как «Труд» уже не раз отмечал, аудитория федеральных вещателей крайне консервативна. И вот очередное тому подтверждение.
По итогам 2017-го топ-10 самых востребованных телезрителями художественных фильмов выглядит так. На первом месте оказался новый «Экипаж». На втором месте — «Офицеры». На третьем и четвертом местах «Москва слезам не верит» («Первый канал» показывал картину дважды, в разные дни, но с неизменным успехом). На пятом и восьмом месте — «Любовь и голуби». На шестом — «В бой идут одни старики». На седьмом — «Аватар», На девятом — «Кавказская пленница». Замыкает список мелодрама «Кто я». Как видно, преимущество советской классики очевидно.
Но в целом «Новогодняя ночь» получилась. Ведь впечатление о переизбытке поп-звезд складывается не только из большого количества исполненных ими номеров, но и из обычного присутствия в кадре. Одно дело, если Киркоров просто споет пять песен, другое — если его еще сто раз покажут сидящим в студии и со счастливо-обалдевшим видом размахивающим бенгальским огнем в такт чужой фонограмме. Выведя своих героев на пленер, заставив их выступать на фоне праздничных московских огней, канал сделал выигрышный ход. Ушла ненатуральная радость студийной массовки, ушли елочные дожди и шары, развешанные в павильоне «Мосфильма» в октябре-ноябре — ушла и фальшь. Теперь в кадре все настоящее, сегодняшнее, новогоднее. Московские улицы, сверкающие разноцветными огнями, придали действу не только яркости и динамики, они превратили столицу в главную звезду ночного телешоу. Продюсеру Собянину есть чем гордиться: с его помощью канал «сделал» вторую кнопку с ее «Огоньком», а также всех прочих конкурентов.