Выбирая себе псевдоним, молодой писатель Жан-Мари Морис Шерер мог слегка бравировать: режиссер и актер Эрих фон Штрохайм, давший ему имя, сыграл немало негодяев, писатель Сакс Ромер, давший фамилию, придумал зловещего доктора Фу Манчу. И первая профессия Эрика Ромера тоже оказалась не очень доброй: он был кинокритиком. Работал в знаменитом журнале Cahiers du Cinema, из которого ушли в режиссуру Жан-Люк Годар, Жак Риветт Франсуа Трюффо и Клод Шаброль.
Ромер, некоторое время побыв главным редактором Cahiers du Cinema, последовал примеру своих будущих соратников по «новой волне». В фильмах Ромера, которые почти все — о сложностях любви и прочих человеческих отношений, восхищение красотой мира и населяющих его существ удивительным образом сочетается со сдержанностью и дотошностью исследователя.
Большинство своих картин Ромер поделил на циклы, и теперь критики спорят, какой из них лучше: «Моралистские рассказы», где говорится об искушениях и противостоянии им, «Времена года», четыре сказки — зимняя, осенняя, весенняя и летняя, либо «Комедии и пословицы», в которых каждая картина посвящена
И себя, и других Ромер, судя по всему, знал хорошо, но о других рассказывал с помощью фильмов, а о своей жизни говорить не любил. В 2001 году Эрик Ромер, снявший за свою жизнь в кино 56 картин, получил в Венеции «Золотого льва» за вклад в развитие мирового кинематографа, но оставил режиссуру лишь шесть лет спустя, завершив свой последний фильм «Любовные приключения Астреи и Селадона», — тогда ему было 87 лет.
Выбор
Три лучших картины Эрика Ромера
«Колено Клер» (1970)
Дипломат Жером придает своему чувству к девушке Клер необычную форму: теперь искушение для него — прикоснуться к ее колену.
«Зеленый луч» (1986)
Милая и скромная Дельфина боится разочарований в любви и стремится найти свой идеал, но не знает, возможно ли это вообще.
«Весенняя сказка» (1990)
Жанна, преподаватель философии, знакомится на вечеринке с Наташей. Та мечтает, чтобы Жанна стала любовницей ее отца.