Заместитель генерального директора Третьяковской галереи Татьяна Городкова рассказала «Труду» об уникальном опыте конструктивного сотрудничества с церковью.
— Тема деликатная. Когда в прессе начинают комментировать такие сложные вопросы истории, существования и хранения предметов древнерусского искусства, бывших предметами культа, а затем на протяжении ХХ века оказавшихся в музеях, здесь должна быть очень большая степень осторожности в высказываниях. Всегда очень болезненно видеть, как некоторые публикации становятся спусковым моментом для создания двух непримиримых лагерей.
Вот кто-то говорит так, а кто-то — наоборот. Такая ситуация возникла, в частности, с недавним экспонированием иконы «Богоматерь Торопецкая Одигитрия» из Русского музея в храме подмосковного поселка Княжье Озеро. В некоторых публикациях прямо утверждалось, будто икона передана музеем храму.
На самом деле в документах, которые являются юридическим основанием этой выдачи, говорится лишь о предоставлении памятника для временного экспонирования на выставке одной иконы. Определен срок этого экспонирования, по окончании которого икона, безусловно, должна вернуться в хранилище музея. Более того, оговариваются самые строжайшие условия хранения этой иконы. И я могу вам подтвердить, что эти условия выполняются.
Потому что в храме этом я была, он оснащен всеми необходимыми средствами сохранности, начиная от комплекса охранной и пожарной сигнализации, куда входит круглосуточная вооруженная охрана, и кончая музейными условиями экспонирования. То есть речь о поддержании определенных параметров температуры и влажности как в самом помещении придела, где экспонируется икона, так и в той климатической витрине, где она находится. Она там лежит как в саркофаге. Ни о какой бесповоротной передаче чего-либо из коллекции музея в собственность церкви речи нет.
У многих, когда речь заходит о Третьяковской галерее, возникает вопрос: можно ли представить себе ситуацию, когда «Троица» Андрея Рублева будет передана в церковную собственность? Я думаю, что нет, нельзя. Вообще же хочу сказать, что все вопросы надо решать конструктивно, а не в конфронтации, понимая высокую степень ответственности и музейщиков, и представителей церкви за судьбу этих памятников, являющихся нашим общим национальным достоянием.
И тут Третьяковская галерея имеет очень хороший опыт. Всем известно, что при галерее есть церковь Святителя Николая в Толмачах, которая одновременно является и неотъемлемой частью музея, и действующим храмом Патриархии. «Троица» экспонируется у нас в музейном зале, а икона Владимирской Божией Матери постоянно экспонируется в храме, который открыт с 12 до 16 часов как музей, а утром и вечером — для служб.
И