Экономистов снова одолевают вопросами: в какой валюте держать сбережения: в долларах? евро? рублях? Ответы звучат стандартно: "Не кладите все яйца в одну корзину!" Но яйца, как известно, товар скоропортящийся - того и гляди протухнут.
У нас в стране любые деньги "тухнут" со скоростью не ниже 11 - 12 процентов в год. В 2004 году власти обещали инфляцию в 10 процентов, а получилось под 12. Это в среднем. А банки платят вкладчикам не более 8 - 10 процентов годовых в рублях. Спрашивается: зачем же копить? Для того чтобы терять?
В этом году, правда, правительство снова обещает укротить инфляцию - до 8,5 процента. Но многие независимые эксперты в этом сильно сомневаются.
- Цены производителей в промышленности за первые 10 месяцев прошлого года выросли на 27,5 процента по сравнению с 11,3 проц. за аналогичный период позапрошлого года, это большой инфляционный потенциал, который, скорее всего, в следующем году перехлестнется на потребительский сектор, - считает авторитетный экономист Михаил Делягин.
А вот мнение генерального директора аналитической лаборатории "Веди" Алексея Ведева:
- 8 - 10 процентов, которые прогнозируют Минэкономразвития и Центральный банк, - это излишне оптимистичный сценарий. Я думаю, что инфляция будет на уровне 2004 года: 10 - 12 процентов.
Предположим, однако, что власть на сей раз сдержит обещание и снизит инфляцию. Однако и банки тут же снизят процент по депозитам. То есть похудение банковских сбережений населения продолжится практически теми же темпами.
Кстати, в США, где инфляция гораздо ниже российской, подавляющее большинство населения вообще не хранит деньги в банках. Наоборот, в банках берут кредиты - ипотечные, потребительские и так далее. Платят за них проценты, хотя, конечно, не такие высокие, как в России. И просто пользуются банковским сервисом (платежи, переводы, расчеты), который и у нас улучшается достаточно быстро.
А "лишние деньги" у американцев работают: их вкладывают в пенсионные, паевые и прочие фонды, на них покупают акции перспективных компаний - с расчетом на грядущий рост курсовой стоимости.
У нас этот сектор финансовых услуг - увы! - практически не развит. В том числе из-за вполне понятного страха населения влипнуть в очередную финансовую пирамиду и потерять все. Но есть и объективные причины. Подавляющее большинство аналитиков утверждают, что российский фондовый рынок, где должны "крутиться" деньги, принося доход своим владельцам, "является достаточно узким и достаточно спекулятивным". "Когда 5 - 7 компаний делают 90 процентов оборота фондового рынка российских акций, это приводит к тому, что сам рынок оказывается в крайне высокой зависимости, например, от политических факторов", - говорит тот же Алексей Ведев.
Минувший год в этом отношении оказался особенно неудачным: индекс РТС - Российской торговой системы в декабре упал ниже уровня на начало года. То есть за год капитализация (стоимость) всей российской экономики в целом снизилась.
Причем еще недавно наша страна находилась в авангарде развивающихся рынков, курсовая стоимость акций российских компаний целых три года росла более высокими темпами, чем в среднем по мировой экономике. Но там рост продолжается и поныне, а у нас... В минувшем ноябре развивающиеся рынки в среднем выросли на 9 - 10 процентов, а российский - упал на 6 процентов.
То есть еще пару лет назад средний россиянин мог вложить деньги в акции широкого ряда перспективных российских компаний - и "прирастить" свой капитал на 20 - 35 процентов (а если повезет - то и заметно больше). Сегодня эти возможности серьезно сузились. Хотя...
Вот что говорит, например, о предварительных итогах года ведущий аналитик инвестиционной компании "ОЛМА" Ольга Беленькая: "При драматическом (в 14 раз!) падении акций ЮКОСа нельзя не отметить впечатляющего роста котировок Газпрома (практически в 2 раза), Мосэнерго (+122 процента), Сбербанка (+69 процентов). Акции Норникеля подешевели (более чем на 25 процентов), умеренно (14 - 15 процентов) выросли "ЛУКОЙЛ" и Сургутнефтегаз. Таким образом рынок четко изменяет приоритеты инвестиционной привлекательности: от частных ("олигархических") компаний - в пользу компаний, где стратегическим инвестором является государство.
Для самой экономики это не слишком хорошо. Но, решая, куда вложить капитал, приходится учитывать этот фактор.
Конечно, лучше всего было бы не "забивать голову" этими сложностями, а отдать деньги в управление умным людям, которые знают, как ими распорядиться. И такая возможность в России имеется: работающие уже несколько лет на отечественном рынке ПИФы (паевые инвестиционные фонды) в прошлые годы приносили своим пайщикам до 40 и даже более процентов годового дохода. Однако, по мнению многих аналитиков, до половины фондов покажут "отрицательную доходность". Вмешались те самые "политические риски", о которых уже говорилось, - и обрушили паевой рынок. Некоторые ПИФы, однако, вовремя сориентировались и по итогам года принесут своим пайщикам около 30 процентов прибыли, а то и больше. По мнению Алексея Моисеева, руководителя инвестиционного управления УК "Мономах", в наступившем году фонды акций могут показать доходность 30 - 40 процентов, фонды облигаций - 12 - 15 процентов и фонды смешанных инвестиций - 20 - 30 процентов.
Но пайщику не грех помнить, что чем выше ожидаемая доходность, тем больше риск "прогореть". И наоборот.
Впрочем, есть еще пенсионные фонды, которые по определению не принесут высоких доходов, но обещают обеспечить безбедную старость. Есть различные программы у многих страховых компаний. Правда, страховой рынок сегодня избалован шальными деньгами, хлынувшими на него после введения обязательной "автогражданки"...
Наша общая беда в том, что новая российская экономика пока крайне неустойчива. Компании, претендующие на управление вашими деньгами, зачастую не имеют ни опыта, ни устойчивого доброго имени, ни проверенной временем репутации. Поэтому степень риска остается высокой.