В начале года, как и предполагалось, пройдет второй раунд политических консультаций о передислокации воинских контингентов США, расквартированных за рубежом, в Польшу, Болгарию и Румынию. Администрация Буша намерена оговорить все детали до окончательного решения, которое будет принято в июне на саммите НАТО в Стамбуле. По крайней мере, с Варшавой особых проблем не ожидается: как только что сообщила правительственная радиостанция "Голос Америки", поляки вновь подтвердили готовность стать радушными хозяевами для бойцов из ведущей страны союза (на этот раз не Советского, а Североатлантического).
Еще одним различием с недавним прошлым служит расчетливо рыночный подход к вопросу о натовской солидарности. Ежи Шмайдзиньский, министр обороны Польши, счел нужным подчеркнуть, что в вопросе о размещении иностранных ограниченных контингентов на территории Речи Посполитой важнейшим является "финансовый аспект". Ясно, что подпитка польского бюджета долларами, пусть и подешевевшими, будет нелишней. Впрочем, все дело в порядке цифр - в Пентагоне не скрывают, что с большой охотой будут экономить на менее дорогих, нежели Германия, странах Восточной Европы. Споров о "цене вопроса", похоже, не предвидится.
Одновременно пришло известие, что к 2006 году Соединенные Штаты завершат демонтаж ряда своих военных баз в Германии и выведут оттуда от 30 до 40 тысяч своих военнослужащих, в том числе личный состав 1-й танковой и 1-й мотопехотной дивизий. Американцев в военной форме на немецкой земле станет почти в два раза меньше. Зато они появятся в соседней Польше в соответствии с видоизмененной концепцией военного присутствия США за рубежом, предполагающей размещение небольших контингентов в опорных пунктах для поддержания в рабочем состоянии инфраструктуры, цитирую, "на случай потенциального развертывания более крупных соединений".
Поскольку "Германия перестала быть передним краем обороны в блоковом противостоянии НАТО и стран Варшавского договора", как выразился обозреватель "Немецкой волны", возникает вопрос: где вообще нынче проходит, по американским выкладкам, водораздел между "своими" и "чужими"? Оптимистический ответ, укладывающийся в концепцию "Партнерства ради мира", звучит успокаивающе: у НАТО и России есть общая линия фронта в борьбе с глобальным терроризмом. Менее приемлемый ответ опять принимает форму вопроса: в каких случаях американские базы в Польше будут использованы "для развертывания более крупных соединений"? И каким образом эти "соединения" будут задействованы в заявленной борьбе с террористами?