Главная Культура 14:40 12 Октября 2020 2313
«Родина – штука побольше, чем гимн-герб-флаг»

Московский международный кинофестиваль рассказал о России неунывающей

Сергей Бирюков
Ответы на свои итальянские вопросы режиссер Виничио Маркиони приехал искать у Чехова. Изображения предоставлены пресс-службой ММКФ

Так вышло, что на прошедшем в эти дни Московском международном кинофестивале в поле моего внимания попали в основном документальные фильмы. Три из них особенно запали в душу. Все они по сути об одном – уникальном русском характере и русской культуре как явлении всемирном.

Если кто-то по этому зачину заподозрит меня в излишнем пафосе, попробую оправдаться: уникальность и всемирность вовсе не считаю знаком превосходства. Порой даже наоборот, вижу здесь повод стыдиться того, как мало мы собственное достояние бережем.

Доказательство – да хоть в ленте американца Дж. Митчелла Джонсона «Спасти русский Север» (в оригинале – Save North, внеконкурсная программа «Русский след»). Ее герой британский фотограф Ричард Дэвис приехал поснимать церкви Архангельской области – и так был поражен, с одной стороны, открывшейся ему красотой, а с другой – небрежением к ней тех, кто в нашей стране наделен властью и деньгами, что через несколько лет не только издал книгу о впечатлившем его крае, но и организовал фонд по спасению северных храмов, средства которого помогли возродить как минимум одну такую драгоценность – 265-летнюю церковь Дмитрия Солунского в селе Чурчасово Каргопольского района.

В фильме пересекаются несколько сюжетных линий. С одной стороны – дружба Ричарда с движением реставраторов северных церквей «Общее дело» и его главой протоиереем Алексием (Яковлевым). С другой – легшая на эту «спицу» общего «колеса» история нашего архитектора-реставратора из Кириллова Александра Попова и американца Кита Олворда, совместными усилиями отстроивших мельницу для знаменитого музея русской колонизации в Калифорнии «Форт Росс». Ну и с третьей – «роман» с Россией самого автора фильма, в 2003 году встретившего здесь свою любовь по имени Светлана, поселившегося в Ростове-на-Дону и с тех пор глядящего на мир, как он сам мне сказал, «на 70 процентов с русской стороны».

Кульминация фильма – сцена отливки колоколов для храма Дмитрия Солунского. По традиции, в раскаленную форму при этом кладут записки с молитвой за близких, которая, считается, особо действенна. Записки кидали сообща русские и англичане. Трогательное единение – но как при этом забыть, что главную денежную сумму на проект внес все-таки не наш согражданин, а британец…

Иные иностранцы заботятся о спасении наших храмов больше, чем мы сами

Герой другой фестивальной ленты, «Землетрясение дяди Вани» (программа «Мир искусств») – Антон Павлович Чехов. Нет, есть в ней и действующие в прямом смысле слова лица – итальянская театральная труппа и ее режиссер Виничио Маркиони, он же актер, решивший поставить «Дядю Ваню» и сыграть титульного персонажа… Но в качестве писателя, наиболее чутко проникшего в их проблемы, жители Апеннин выбрали нашего классика: именно он, сочли они, ярче других показал противоречие между живой энергией конкретного человека и пассивностью общества. В чеховской пьесе квинтэссенцией этого разрыва становится тема неурожая, в ее итальянской адаптации, на которую осмелилась сценарист Летиция Руссо – мотив землетрясения. Оказывается, и в Италии, как у нас, государство не спешит помочь попавшим в беду – имеется в виду знаменитое землетрясение в Л’Акуиле. Мы видим кадры города, и сейчас, через десяток лет после трагедии, еще толком не восстановленного, слышим бесхитростные рассказы местных жителей посильнее иных писательских изысков – например, о том, что пока бежишь по ходящему ходуном полу от кухонного стола к двери на улицу, вспоминаешь всю жизнь в родном доме и понимаешь, что видишь его в последний раз.

Наконец, третий фильм, снятый знаменитым Андреем Кончаловским – «Человек неунывающий» (конкурс документального кино). Здесь особенно много героев: дородная красавица Мария – детский врач из иркутской глубинки; современный Кулибин – авиационный инженер Григорий Анохин из Новосибирска, сетующий, что оригинальные русские идеи приходится воплощать в импортных материалах, потому что отечественных нет; очаровательный в своем скептицизме педагог-аспирант Николай Пантюшев, уехавший из Петербурга в глушь на практику и произносящий гениальную, на мой взгляд, фразу: гимн-герб-флаг – это еще не родина, отечество – штука куда большая…

Появляется на несколько секунд и лицо почтальона Алексея Тряпицына, известного нам по одной из прошлых художественно-документальных работ Кончаловского. Когда этот человек с задубелым на северных ветрах лицом и в форменных петлицах, похожих на прокурорские, говорит: «Стране не хватает демократии», испытываешь совершенно непередаваемую смесь чувств – улыбаешься, кусаешь губы...

Но главных героев в этой портретной галерее, на мой взгляд, два. Один коллективный – семья Соболевых, организовавшая в краснодарской станице Тбилисской ни много ни мало «краевую телекомпанию Метроном-3», и надо видеть эту деревенскую матрону лет 45 с мощной укладкой на голове, чинно усаживающуюся в бывшем сарае за видавший виды стол и рассказывающую односельчанам местные новости.

Другой герой сперва выглядит этаким пожилым деревенским фриком, хлопочущим над ржавым до невозможности комбайном, а рядом стоят такой же ржавый «Запорожец», который «еще побегает», и еще что-то столь же древнее… Но поля-то у этого фермера в порядке, значит, какие-то машины ему удалось отчистить и завести. А главное – в порядке неунывающая душа, готовая, по словам ее обладателя, «следовать завету Горького – в человеке все должно быть прекрасно». И какая нам в конце концов разница, что деревенский мудрец перепутал Алексея Максимыча с Антоном Палычем, ведь оба – хорошие люди, у обоих есть чему поучиться.

Так тебя невзначай подводят к мысли: жизнь зиждется на человеке неунывающем. Особенно в России, где поводов для уныния выше крыши.

Наверное, именно в этом главная привлекательность русского характера для тех людей в мире, кто способен это оценить.

Андрея Кончаловского поразило, что почти половина российских семей едва сводят концы с концами, но 81 процент россиян на вопрос «счастливы ли вы» отвечает «да»

В конце каждого фильма есть момент катарсиса, в который по крайней мере мне было трудно избежать спазма в горле. Это когда прекрасный храм, поначалу выглядевший смертельно раненным воином, брошенным на поле боя умирать, вдруг воскресает и обретает колокольный голос… Когда артисты сквозь огромное волнение играют свой спектакль жителям того самого Л’Акуиле, и на глазах Сони при словах «мы отдохнем» сверкают слезы, и слезными искрами отблескивает зрительный зал… Когда титры картины Кончаловского сообщают нам, что забавный фермер Борис Савинов, смеявшийся даже над собственной болезнью – рак печени четвертой степени («да какой рак, я отлично себя чувствую»), умер через год после съемок, в апреле 2019-го.

Как умер, вот же ходят его комбайны по полю. И даже звучит над этим полем чудесная старая песня «Ой ты рожь», будто про это поле написанная.

Но сегодня песен о хлебе, к сожалению, не пишут. И долго ли тем ветхим комбайнам еще ходить? Смогут ли преемники Савинова поддержать его дело? Только если сами окажутся людьми неунывающими.

Фестивальные хиты «Опасная близость» и «Актерище» появились в онлайн-кинотеатрах

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадры с сайта kinopoisk.ru

В Москве прошел фестиваль стриминговых платформ Original+, в котором приняли участие 11 ярких новинок. Гран-при завоевала комедия «Актерище» с Дмитрием Нагиевым в главной роли. А приз «За оригинальное...

Сыгравший главную роль в фильме «Почтарь» актер, можно сказать, его спас

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
За Петровым интересно наблюдать каждую минуту его экранного существования, о его герое интересно размышлять. Кадр с сайта

С фестивального экрана - и сразу в широкий прокат. Такой стремительный путь проделал фильм Андрея Разенкова «Почтарь», который участвовал в программе только что завершившегося Московского международного кинофестиваля. Нынче этот...

Пройдемся по городу на Неве со сборником стихов Николая Заболоцкого

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
В 1929 г. Николай Заболоцкий снял комнату в Ленинграде на Большой Пушкарской улице, 36, в квартире № 9. Фото: Russian Archives, globallookpress.com

Классика русской поэзии Николая Заболоцкого (1903-1958), выдающегося переводчика не видно и не слышно в сегодняшнем Петербурге. Ни в топонимике, ни в городской скульптуре, ни в каких других популярных...

Более 250 фильмов из 50 стран покажут на Московском международном кинофестивале, который стартует на днях

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма «Семейное счастье» с сайта kinopoisk.ru

ММКФ — один из старейших кинофорумов в мире. На протяжении десятилетий фестиваль был для наших зрителей настоящим «окном в мир». Здесь представляли свои ленты Федерико Феллини, Марсель Карне, Анджей...

Вахтанговский театр показал на фестивале «Черешневый лес» коллективное сочинение «Солнце Ландау»

Любовь Лебедина
Труд
Байопик в стилистике клипов читается в виде последних известий из жизни гениального физика. Фото: tvoyplanetary/globallookpress.com

В нынешнем году мир отмечает 100-летие квантовой механики. У истоков которой стоял в том числе и Лев Ландау, выдающийся советский физик. Ну и при чем тут сцена? Не скажите! Вахтанговский театр решил показать...

Телеканал «Россия» завершил показ сериала «Адмирал Кузнецов»

Сергей Беднов
Труд
Кадр с сайта kinopoisk.ru

На подходе еще дюжина проектов о Великой Отечественной. Хотя и так ежегодно появляется немалое количество фильмов о войне. Только чем их больше, тем чаще гложет сомнение: а все ли продюсеры, начиная работу,...

Какие современные фильмы о войне западают в душу

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма «Брестская крепость» с сайта

В советское время были созданы сотни картин о подвиге народа в годы Великой Отечественной войны. Среди них такие шедевры, как «Баллада о солдате», «Летят журавли», «А зори здесь тихие»,...

В отличие от персонажа Веры Алентовой из фильма «Москва слезам не верит» у теперешних героинь есть один надежный путь «наверх»

Сергей Беднов
Труд
Катерине Тихомировой приходилось очень несладко

На носу Первомай. Раньше он назывался День международной солидарности трудящихся. В конце 80-х она приказала долго жить, а определение «трудящийся» стало ассоциироваться с нехорошим словом «нищеброд»....

Актер раскрыл «Труду» секрет своей отличной физической формы, а также кое в чем признался насчет работы

Элиза Светлова
Труд
Дмитрий уверяет: он пожилой человек, на ладан дышит. Что-то незаметно. Фото: Анатолий Ломохов, globallookpress.com

Сериал «Санкционер» снимают для телеканала СТС. Кино об олигархе, который попал под санкции, обеднел и вернулся в родной провинциальный городок. В главной роли — Дмитрий Нагиев. Запланировано 17 серий...

Культура 00:06 / 18 Апреля 2025 5646
В десятку!

Топ-10 фильмов, которые нельзя пропустить на ММКФ

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Кадр из к/ф «Семейное счастье». Фото: kinopoisk.ru

Военной драмой «В списках не значился» по роману писателя-фронтовика Бориса Васильева 17 апреля открылся Московский международный кинофестиваль. Он продлится до 24 апреля. В программе киносмотра...

Вряд ли данные строки знакомы Бену Аффлеку, признавшемуся, что он ненавидел костюм Бэтмена

Труд
Фото: DC Entertainment/Zumapress.com, globallookpress.com

Любому зрителю, рожденному в СССР, конечно, памятны эти слова песни из новогодней комедии «Чародеи». Если кто забыл, продолжаются они так: «непринужденно, легко и вальяжно». Вряд ли данные строки знакомы...

Культура 20:01 / 26 Апреля 2025 5278
Не прекрасные няни

Анна Хилькевич уверена: далеко не все няни так прекрасны, как в известном сериале

Труд
По словам Анны, она уже прогнала с полсотни кандидаток. Фото: Наталья Шатохина/news.ru, globallookpress.com

Наверное, в каждой второй мелодраме, идущей на «России» или «Домашнем», милая девушка из провинции устраивается няней к детям богатого холостяка. И, конечно, оказывается сущим ангелом. Но далеко...

Об этом читателям «Труда» рассказала оперная дива Василиса Бержанская

Ульяна Калашникова, Санкт-Петербург
Труд
Василиса Бержанская в опере «Анна Болейн», Немецкая опера (Берлин). Фото: Imago/Martin Müller, globallookpress.com

Творческий график оперной певицы Василисы Бержанской расписан на годы вперед, а ее рабочая неделя может проходить сразу в нескольких странах. Сегодня выступление в Венской опере, завтра — в Ла Скала,...

Московский музей Рахманинова на грани ликвидации

Елена Широян, искусствовед
Труд
Дому 6/2 на Большой Ордынке московские власти нашли другое применение. А Рахманинова попросили на выход с вещами… Фото из открытых источников

«Подыщем классику новый дом, попроще. И вообще, не слишком ли много в Москве музеев? А тут еще частные плодятся. И занимают здания в центре столицы!» Не так ли рассуждают в столичной...

Режиссер хотел избежать сентиментальности, слащавости, и это ему удалось

Анна Чепурнова
Труд
В премьерном спектакле Сирано постоянно ведет бой. Фото с сайта театра «Сатирикон»

В «Сатириконе» Константин Райкин выпустил «Сирано де Бержерака» Ростана. Еще осенью он рассказывал «Труду» про то, что думал об этой постановке давно и что это единственный случай, когда на сцене его театра...

Как маэстро Канторов несет классику в массы

Людмила Безрукова, Санкт-Петербург
Труд
Фото: Heiner Heine/imagebroker.com, globallookpress.com

Концерты классической музыки в многотысячных залах и в дачных садоводствах, выступления в студенческих клубах и Домах творчества, международные фестивали, собирающие аншлаги в России и за рубежом... И все...