Главная Культура Афиша 00:09 12 Октября 2018 6961
Музыка, гламур и банальности: смешать и долго взбалтывать

В прокат выходит картина Кирилла Плетнева «Без меня»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Кадр из к/ф «Без меня». Фото: www.kinopoisk.ru

На экраны выходит фильм «Без меня», который уже успел снискать скандальную репутацию. На недавно завершившемся фестивале дебютов «Движение» в конкурсе участвовали семь картин. Шесть из них получили призы. Без наград осталась единственная лента — «Без меня». Режиссер Кирилл Плетнев по этому поводу в соцсетях обвинил фестиваль в тусовочности, а членов жюри, которые, дескать, не оценили по достоинству его кино, в ангажированности. Но, посмотрев «Без меня» на пресс-показе в Москве, вынужден заочно солидаризироваться отнюдь не с Плетневым, а с членами жюри.

Могу понять обиду известного актера (на его счету уже 80 ролей) и начинающего режиссера. Его предыдущая картина «Жги!», рассказывающая о голосистой тюремной надзирательнице, ставшей звездой песенного телешоу, попала в конкурс «Кинотавра», встретила там теплый прием зрителей, а актрису Ингу Оболдину увенчали призом за лучшую женскую роль.

Потом были другие фестивали и призы. Все сулило надежду, что в наше кино пришел режиссер, умеющий работать на стыке авторского и жанрового, зрительского кино. В своей новой картине Плетнев сделал резкий крен в сторону «чистого зрелища». В ней уже нет социальной тематики, намеков на коррупцию, беззаконие и прочие «свинцовые мерзости жизни». В центре сюжета — исключительно любовный треугольник: он, шикарная крашеная блондинка и прекрасная натуральная брюнетка.

Знойный красавчик Дима (Риналь Мухаметов) сначала страстно любил яркую, сумасбродную Киру (Полина Максимова). Потом нежно полюбил милую, пушистую Ксюшу (Любовь Аксенова). Потом в расцвете молодых лет внезапно заболел раком мозга и скоротечно скончался. Ни его страданий, ни похорон героини фильма, равно как и зрители, не увидят. Зато после смерти Димы обездоленным юным девам, тяжело переживающим утрату, от него регулярно станут приходить эсэмэски. Причем с такими деталями и подробностями, о которых могли знать только двое влюбленных.

Кто автор странных, как бы приходящих с того света сообщений? Или Дима, паче чаяния, в присущей ему дурашливой манере всех разыграл и остался жив, а теперь потешается над соломенными вдовами? Обуреваемые надеждой, Кира и Ксюша, до того яростно ненавидевшие друг дружку, на шикарном автомобиле верного Диминого товарища (его играет сам Кирилл Плетнев) отправляются в путешествие к морю, куда настойчивыми эсэмэсками велит им держать путь главный мужчина их жизни...

Замечу сразу: завязка фильма (сценарий Дарьи Грацевич) не блещет новизной. Еще полвека назад (тогда Кирилла Плетнева и на свете не было) вышел классический ныне советский фильм «Нежность», в котором была использована одноименная новелла Анри Барбюса. В ней женщина, которая была намного старше своего избранника, на пике их отношений сознательно и тихо ушла из жизни, чтобы не портить молодому человеку будущность. Благодаря ее друзьям, сумевшим сохранить тайну, молодому герою, который, разумеется, со временем заново влюбился, женился, на протяжении 20 лет приходили от былой возлюбленной письма, полные нежности и заботы.

С тех давних пор подобный сюжетный мотив стал, увы, общим местом, он неоднократно тиражировался в кино. В том числе в очередной раз был реанимирован в недавнем голливудском фильме «P.S. Я люб-лю тебя» с Хилари Суэнк и Джерардом Батлером. Там смертельно больной муж тоже оставлял жене послания, которые она начала получать после его смерти. Потому мне показался странным энтузиазм Кирилла Плетнева, который, прочитав сценарий Дарьи Грацевич (первоначально он назывался «Неидеальные»), отложил все в сторону и с головой ушел в далеко не идеальный, изрядно истоптанный чужими подошвами сюжет.

Но старые мехи можно наполнить молодым вином, возразит мне поклонник фильма. Увы, с вливанием молодого игристого в тронутую плесенью бочку получилось не очень. Совместная поездка героинь на море, их постепенное узнавание друг друга и себя, преодоление вражды и фобий — все, что могло оправдать банальность сюжетного зачина, обернулось по ходу картины сюжетными натяжками, неправдоподобными происшествиями, якобы случайными совпадениями. А в итоге — житейской, психологической, художественной неправдой.

А разгадка таинственных эсэмэсок оказалась столь вопиюще надуманной (не имею права рассекречивать главную интригу), что в финале, который утопает в разливанном море музыки и гламура, остается только сокрушенно развести руками. Место искусственным мелодраматическим страстям и банальным прописям (типа «несмотря на боль утраты, надо жить дальше») — в утреннем телеэфире для домохозяек. А отнюдь не на фестивальном экране, где все-таки принято показывать кино, имеющее отношение к живой жизни и к искусству, а не к изрядно взбитой сериальной пене.

Что касается прокатных перспектив фильма, то он выходит на экраны внушительным тиражом под 800 копий. Захочет ли молодая публика смотреть ленту с вторичным сюжетом, невразумительным актерскими работами и вялым, незапоминающимся названием «Без меня»? Вопрос. Название «Неидеальные» для столь неидеального фильма было бы и то лучшим выбором.

Голос

Кирилл Плетнев, режиссер

— Я прекрасно оцениваю свою работу. Мне кажется, получилось замечательное кино, очень зрительское. Таких фильмов в нашей стране еще не было. Те, кто любит какие-то западные картины, наверняка видели такие фильмы, как «Дневник памяти», «Виноваты звезды». То есть мелодрамы с горько-сладким после-вкусием. Наша картина, скажем так, с этой полки.

Ко Дню метростроителя открылась выставка картин, созданных метростроителями в 1930-1950-е годы

Ольга Щербакова
Труд
Картины Ариадны Лозинской. Фото из открытых источников

Художественная выставка «Под крылом Метростроя» открылась ко Дню метростроителя, который отмечается 2 октября. К ней были отреставрированы полсотни картин, созданных метростроителями в 1930-1950-е годы. Чудо,...

Полемические заметки об одном спорном фильме – и не только о нем

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В российском прокате — громкая новинка: англо-американский боди-хоррор «Субстанция» в постановке француженки Корали Фаржа. Фильм был удостоен приза за лучший сценарий на Каннском кинофестивале. Его...

На российский экран выходит «Анора» - фильм-победитель Каннского фестиваля

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Фото: kinopoisk.ru

Не исключено, что помимо «Золотой пальмовой ветви» фильм получит еще и с полдюжины номинаций на «Оскар». Это сугубо американский проект, но нашей публике он интересен во многом потому,...

В Москве показали сокровища Свода памятников архитектуры и монументального искусства России

Елена Широян, искусствовед
Труд

Если вы хотите быстро, без штудирования истории, понять, что такое Россия, вам сюда, в Аптекарский приказ. Музей архитектуры открыл в своем старейшем корпусе выставку с названием, загадочным для постороннего: «Собирая...

На экран вышел восьмисерийный фильм «Комбинация»

Сергей Беднов
Труд
Фото: kinopoisk.ru

Снова на экране рубеж 1980-1990-х. На сей раз — в восьмисерийном фильме «Комбинация», показ которого продолжает онлайн-кинотеатр Wink. И опять среди отзывов множество таких, где оцениваются не столько...

Вновь открытая РАМТом пьеса начала ХХ века звучит очень современно

Анна Чепурнова
Труд
Любви все возрасты покорны (Анна Тараторкина и Евгений Редько). Фото Сергея Петрова предоставлено РАМТом

Публика знает: Российский академический молодежный театр — это место, где воздух напитан интеллигентностью и свободой, а спектакли худрука Алексея Владимировича Бородина категорически не рекомендуется пропускать. В прошлом...

Афиша 00:05 / 18 Октября 2024 3912
Не только сын Бухарина

В Третьяковской галерее открылась выставка Юрия Ларина – художника уникальной зоркости и судьбы

Елена Широян, искусствовед
Труд
Юрий Ларин с матерью, сестрой и братом. 1956 год. Изображения предоставлены Третьяковской галереей

Верная заветам своего основателя, приверженца современного ему отечественного искусства, Третьяковка знакомит нас с художниками нашей эпохи. Героем нового проекта стал признанный в кругу профессионалов, но не слишком известный...

Афиша 19:01 / 05 Октября 2024 3470
Живее всех живых!

Сергей Снежкин приступил к съемкам биографического проекта о Жириновском

Труд
Фото: © Anatoly Lomokhov, Ekaterina Tsvetkova, globallookpress.com

Жириновского то и дело вспоминают в политических ток-шоу. Он-де предсказал и ту войну, и эту, и тот катаклизм, и другой. Хорошо, конечно, что появился пророк в своем отечестве. Раньше все время ссылались...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?