На экраны выходит фильм «Без меня», который уже успел снискать скандальную репутацию. На недавно завершившемся фестивале дебютов «Движение» в конкурсе участвовали семь картин. Шесть из них получили призы. Без наград осталась единственная лента — «Без меня». Режиссер Кирилл Плетнев по этому поводу в соцсетях обвинил фестиваль в тусовочности, а членов жюри, которые, дескать, не оценили по достоинству его кино, в ангажированности. Но, посмотрев «Без меня» на пресс-показе в Москве, вынужден заочно солидаризироваться отнюдь не с Плетневым, а с членами жюри.
Могу понять обиду известного актера (на его счету уже 80 ролей) и начинающего режиссера. Его предыдущая картина «Жги!», рассказывающая о голосистой тюремной надзирательнице, ставшей звездой песенного телешоу, попала в конкурс «Кинотавра», встретила там теплый прием зрителей, а актрису Ингу Оболдину увенчали призом за лучшую женскую роль.
Потом были другие фестивали и призы. Все сулило надежду, что в наше кино пришел режиссер, умеющий работать на стыке авторского и жанрового, зрительского кино. В своей новой картине Плетнев сделал резкий крен в сторону «чистого зрелища». В ней уже нет социальной тематики, намеков на коррупцию, беззаконие и прочие «свинцовые мерзости жизни». В центре сюжета — исключительно любовный треугольник: он, шикарная крашеная блондинка и прекрасная натуральная брюнетка.
Знойный красавчик Дима (Риналь Мухаметов) сначала страстно любил яркую, сумасбродную Киру (Полина Максимова). Потом нежно полюбил милую, пушистую Ксюшу (Любовь Аксенова). Потом в расцвете молодых лет внезапно заболел раком мозга и скоротечно скончался. Ни его страданий, ни похорон героини фильма, равно как и зрители, не увидят. Зато после смерти Димы обездоленным юным девам, тяжело переживающим утрату, от него регулярно станут приходить эсэмэски. Причем с такими деталями и подробностями, о которых могли знать только двое влюбленных.
Кто автор странных, как бы приходящих с того света сообщений? Или Дима, паче чаяния, в присущей ему дурашливой манере всех разыграл и остался жив, а теперь потешается над соломенными вдовами? Обуреваемые надеждой, Кира и Ксюша, до того яростно ненавидевшие друг дружку, на шикарном автомобиле верного Диминого товарища (его играет сам Кирилл Плетнев) отправляются в путешествие к морю, куда настойчивыми эсэмэсками велит им держать путь главный мужчина их жизни...
Замечу сразу: завязка фильма (сценарий Дарьи Грацевич) не блещет новизной. Еще полвека назад (тогда Кирилла Плетнева и на свете не было) вышел классический ныне советский фильм «Нежность», в котором была использована одноименная новелла Анри Барбюса. В ней женщина, которая была намного старше своего избранника, на пике их отношений сознательно и тихо ушла из жизни, чтобы не портить молодому человеку будущность. Благодаря ее друзьям, сумевшим сохранить тайну, молодому герою, который, разумеется, со временем заново влюбился, женился, на протяжении 20 лет приходили от былой возлюбленной письма, полные нежности и заботы.
С тех давних пор подобный сюжетный мотив стал, увы, общим местом, он неоднократно тиражировался в кино. В том числе в очередной раз был реанимирован в недавнем голливудском фильме «P.S. Я люб-лю тебя» с Хилари Суэнк и Джерардом Батлером. Там смертельно больной муж тоже оставлял жене послания, которые она начала получать после его смерти. Потому мне показался странным энтузиазм Кирилла Плетнева, который, прочитав сценарий Дарьи Грацевич (первоначально он назывался «Неидеальные»), отложил все в сторону и с головой ушел в далеко не идеальный, изрядно истоптанный чужими подошвами сюжет.
Но старые мехи можно наполнить молодым вином, возразит мне поклонник фильма. Увы, с вливанием молодого игристого в тронутую плесенью бочку получилось не очень. Совместная поездка героинь на море, их постепенное узнавание друг друга и себя, преодоление вражды и фобий — все, что могло оправдать банальность сюжетного зачина, обернулось по ходу картины сюжетными натяжками, неправдоподобными происшествиями, якобы случайными совпадениями. А в итоге — житейской, психологической, художественной неправдой.
А разгадка таинственных эсэмэсок оказалась столь вопиюще надуманной (не имею права рассекречивать главную интригу), что в финале, который утопает в разливанном море музыки и гламура, остается только сокрушенно развести руками. Место искусственным мелодраматическим страстям и банальным прописям (типа «несмотря на боль утраты, надо жить дальше») — в утреннем телеэфире для домохозяек. А отнюдь не на фестивальном экране, где все-таки принято показывать кино, имеющее отношение к живой жизни и к искусству, а не к изрядно взбитой сериальной пене.
Что касается прокатных перспектив фильма, то он выходит на экраны внушительным тиражом под 800 копий. Захочет ли молодая публика смотреть ленту с вторичным сюжетом, невразумительным актерскими работами и вялым, незапоминающимся названием «Без меня»? Вопрос. Название «Неидеальные» для столь неидеального фильма было бы и то лучшим выбором.
Голос
Кирилл Плетнев, режиссер
— Я прекрасно оцениваю свою работу. Мне кажется, получилось замечательное кино, очень зрительское. Таких фильмов в нашей стране еще не было. Те, кто любит какие-то западные картины, наверняка видели такие фильмы, как «Дневник памяти», «Виноваты звезды». То есть мелодрамы с горько-сладким после-вкусием. Наша картина, скажем так, с этой полки.