С Николаем Семеновичем мы знакомы много лет. Еще в советские времена он удивлял многих сметливостью, купеческой (хоть это определение тогда не было в ходу) хваткой. За что не единожды получал шишки от партийного начальства. От расправы спасало только то, что хозяйство крепко стояло на земле, а казна никогда не была пустой.
Помню, как распекали его за розы, что в совхозе начал выращивать. Страна ждет хлеба, молока и мяса, а он цветочками занимается! Николай Семенович молча сносил упреки, терпел. А мне говорил: "Розы, конечно, без шипов не бывают, зато знаешь, сколько мы на них денег заработали?"
... Скошенное поле распласталось меж двух лесных полос. Жесткая сухая стерня звенит и ломается под ногами.
- Погода побаловала нас, - говорил Николай Семенович. - В июне дожди пролили, а потом - тепло. Собрали на круг больше 30 центнеров зерна. Пять тысяч тонн засыпали на склады. Продавать не спешим - подождем, когда цена будет настоящая.
Чисто убранные поля сегодня повсюду на Рязанщине. Жатва в области к началу осени была практически завершена. Осталось скосить гречиху да просо на небольших площадях.
Начальник управления сельского хозяйства, он же первый зам. губернатора Сергей Сальников не без гордости заметил, что в закрома уже засыпано более 800 тысяч тонн рязанского хлеба. Могли бы и больше, да сдерживает недостаток техники. Нагрузка на комбайн достигает 300 гектаров, это вдвое выше нормы , то же с тракторами, машинами. По этой же причине земледельцы вынуждены сокращать посевы. Почти треть сельхозугодий по бумагам числятся парами. На самом деле это брошенные поля, зарастающие сорняками.
Что делать? Впервые область приобрела 60 немецких комбайнов за счет региональной казны. В будущем году планируют купить еще сотню таких машин.
После этой поездки я встретился с президентом Зернового союза Александром Юкишем. Чтобы узнать, будет ли Россия сыта своим хлебом, чего вообще ждать крестьянам на рынке зерна?
- Ситуация благоприятная. Кстати, и прошлой осенью мы получили неплохой урожай. Второй год реальный платежеспособный спрос на внутреннем рынке полностью удовлетворен. Об этом можно судить хотя бы по тому, что зимой впервые на зерновом рынке не было сезонного взлета цен. Всего, по нашим расчетам, Россия получит около 73 миллионов тонн зерна.
- Александр Ефремович, в Рязани советуют хлеборобам попридержать зерно, не спешить продавать заезжим коммерсантам. А само областное начальство для закупки продовольственной пшеницы на местные нужды установило твердый тариф - 100 долларов за тонну. Вырастут ли закупочные цены через 2-3 месяца?
- Я не считаю практику "придерживания" дальновидной. Тот, кто хранит у себя хлеб, неизбежно понесет определенные потери. На элеваторах у нас сегодня 15 процентов зерна. Остальное на токах, в плохо приспособленных помещениях, где не всегда даже есть надежная крыша.
Что до 100 долларов за тонну - это приличная цена. И хороший способ стимулирования производителей. Кстати, правительство 3 августа приняло постановление "О проведении закупочных и товарных интервенций на рынке зерна". Под это дело выделен миллиард рублей, с помощью которого правительство будет устанавливать коридор цен. Если они на рынке пойдут вниз, то государство может закупать зерно и тем самым поднимает спрос и цену. Если зерно вдруг подорожает, тут же на рынок вбрасывается крупная партия из государственных закромов. Таким же способом ЦБ регулирует валютный курс рубля.
- Но есть руководители хозяйств, которые сегодня по низким ценам продают зерно - мол, нет оборотных средств, поджимают сроки платежей и так далее. Хотя, случается, такие сделки отнюдь не бескорыстны - за демпинг, как говорится, положен откат.
- Нечистые на руку люди есть. Хотя прикрыть эту лазейку не так уж сложно. Рынок надо сделать прозрачным, продажу зерна проводить публично по объявленной цене, а не с глазу на глаз в укромном кабинете. Нужны аукционы, биржи. Вот, к примеру, Московская зерновая биржа 30 августа начала торги. Заранее были объявлены цены. Торговые агенты столичного правительства смогли своевременно проверить, соответствует ли качество товара сертификатам. При такой прозрачности нет места криминалу. Поэтому и торги проходят без эксцессов.
- Вы называли прогноз на урожай. А учитываются ли потери из-за погодных условий, дефицита техники?
- Оставшееся на полях - это не самая большая беда. Гораздо больше теряют земледельцы из-за неправильного хранения зерна, неумения готовить товар к продаже. У нас, как правило, во время уборки все ссыпают в одну кучу. А ведь та же пшеница имеет 5 классов, и разница в цене достигает 40-50 долларов за тонну.
Или еще незадача. Многие норовят хранить зерно в своих амбарах, а это мертвый капитал, он не работает. Хотя можно сдать зерно элеватору на хранение, получить складское свидетельство и под него взять в кредит. Зерно лежит, а деньги обращаются, приносят доход. Однако этот механизм у нас почти не используют.
-Россия впервые за многие годы получила шанс выхода со своим зерном на мировой рынок. Какова ситуация на нем?
- Рынок зерна в мире останется стабильным. Валовой урожай ожидается примерно такой же, как в прошлом году. Разница составит не больше 2-3 миллионов тонн. Европа получит зерна меньше, чем в прошлом году. Такая же ситуация в Китае. Прибавку дадут Канада и США. Так что шанс продать несколько миллионов тонн зерна у нас есть. Важно его использовать.