Человеку свойственно мыслить шаблонами. Хотя ничего криминального в этом нет — без обобщающих стереотипов процесс мышления для большинства из нас стал бы чересчур сложным. Вот и писатели в читательских головах сами располагаются по полочкам, в тех застывших образах и позах, которые у нас сформированы еще в школьном классе. Однако не все из них согласны сжиться со стереотипами. Есть и такие, кто норовит вырваться из предназначенных им рамок — к нашему читательскому удовольствию.
Джордж Оруэлл «Дочь священника»
Чтобы там мне ни говорили про Достоевского, но именно Оруэлл — самый популярный автор в московском метро. Да, нынче в подземке нечасто встретишь человека с книгой, но если такой попадется, то с романами «1984» или «Скотный двор». В массовом читательском сознании этот британский писатель — творец мрачных антиутопий, давно разошедшихся на цитаты, а нынче восходящих на очередной пик популярности.
Но мы сейчас не о них. Перед нами второй роман британского классика. И, если бы не имя на обложке, вы бы никогда не поверили, что эту историю про несчастную девушку написал создатель саги про всевидящего Большого Брата. Вы бы скорее на сестер Бронте подумали. Роман рассказывает о девушке настолько правильной, что она даже колет себя иголкой за плохие мысли. Как это водится у правильных девушек, влюбляется она в негодяя, теряя при этом не только разум, но и память (в 1935 году это еще был свежий сюжетный ход). Связывается с бродягами, становится мелкой преступницей... В принципе это иллюстрация известного марксистского тезиса «бытие определяет сознание» в духе викторианской прозы. Можно прочесть для общего развития. В компании, где цитируют другого Оруэлла, блеснете редкими познаниями.
Валентин Катаев «Записки о войне»
Этот советский классик больше известен сегодня старшему поколению. Автор прекрасных детских повестей «Белеет парус одинокий», «Сын полка», книги мемуаров «Алмазный мой венец» растворился в дымке ушедшей эпохи.
«Записки о войне» не похожи ни на что из вышеперечисленного. Это очерки о людях, которые оказались на самом острие исторического процесса, в ситуациях, когда просто выжить — уже чудо. Сам Катаев побывал на трех войнах — на Первой мировой, куда отправился добровольцем в 18 лет, где был ранен и отравлен газами. Помотало его и в Гражданскую. А годы Великой Отечественной он провел фронтовым корреспондентом. Очерки о трех войнах объединены одним ощущением: ужасом и азартом боя, хрупкости человеческого бытия. Оказывается, ничего из этих чувств не устарело.
Артуро Перес-Реверте «Революция»
Перед нами новая книга ныне здравствующего классика испанской литературы. Подавляющая масса знакома с творчеством сеньора Артуро по снятому по его книге блокбастеру «Девятые врата» с голливудским небожителем Джонни Деппом. А так Перес-Реверте — признанный мастер историко-приключенческого романа плаща и шпаги, продолжатель Александра Дюма. Роман «Революция» тоже вроде бы относится к приключенческому жанру. Есть весь набор: страсти, сокровища, записные злодеи, умопомрачительные красавицы. Весь этот карнавал происходит в Мексике на фоне революции 1911 года, которую описывали еще Джон Рид и Джек Лондон. Очень увлекательная книга, радость для ценителя и для широкого читателя. Однако и отсылок к сегодняшнему дню хватает. Ну никак не получается у большого мастера совсем отрешиться от действительности!