
8 сентября в Москве произойдет событие поистине эпохальное: откроется построенный по всем требованиям современности концертный зал для филармонической музыки. В предыдущий раз нечто подобное имело место в 1901 году, когда вступил в строй Большой зал консерватории. Но между понятием «современное» тогда и сегодня — космическая дистанция. Каков он, новый дворец музыки, появившийся в самом сердце столицы, на знаковой территории парка «Зарядье»? Корреспонденту «Труда» помогла это выяснить генеральный директор площадки Ольга ЖУКОВА.
Прежде всего уточним: залов для академической музыки в Москве, конечно, побольше двух. Но те, другие, либо не предназначались специально для музыкальной классики, как, например, Зал имени Чайковского, первоначально Театр Мейерхольда, либо, как Дом музыки, потребовали огромной акустической доводки и по факту служат далеко не только классическим жанрам. И ни в одном из них, включая консерваторский — при всех его исключительных акустических, архитектурных и исторических достоинствах, — нет того множества опций, обязательных для современного филармонического комплекса. Подобных тем, что имеются в Парижской или Эльбской (в Гамбурге) филармонии.
Постройка такого комплекса, можно сказать, стала делом чести для Москвы. Притом что, в отличие от названных европейских городов, в нашей столице проектировщикам и строителям (АО «Мосинжпроект») пришлось решать задачи особой сложности. Ведь объект расположен не на окраине и не на изолированном острове, а на компактной территории парка в нескольких сотнях метров от Красной площади. Тут нет возможности возвести 110-метровый небоскреб, как в Гамбурге, или вольно раскинуть целый городок музыки, как в Париже. Единственное, куда можно было распространяться, — это вглубь. Поэтому при четырех надземных этажах, перекрытых живописной стеклянной кровлей-корой, здесь два подземных, куда, собственно, и заглублены два зала, Большой (1600 мест) и Малый (400).
— Архитектура просто виртуозная, — убеждена генеральный директор концертного комплекса «Зарядье» Ольга Жукова. — Проектировщикам приходилось приспосабливаться к рельефу, здесь есть помещения почти без прямых линий. Зато все естественно, живописно и, как ни удивительно, просторно.
Действительно, полное воздуха фойе первого наземного этажа кажется еще больше оттого, что сплошные стеклянные стены визуально не отделяют его от окружающего парка и «врезанного» в холм естественного амфитеатра — по сути, третьего концертного зала под открытым небом.
Но главное — это, конечно, два внутренних зала и их акустика. Ее делала авторитетнейшая фирма Nagata Acoustics America Inc., возглавляемая легендарным Ясухисой Тойотой. Среди его работ — та самая филармония в Гамбурге, концертный зал Мариинского театра в Санкт-Петербурге и другие храмы музыки. Использованы пять ценных пород дерева, построена целая сеть «потайных» коридоров — и все это для резонанса, наподобие того, какой дает корпус гитары или скрипки. Как рассказывает Ольга, архитекторам и инженерам пришлось искать с акустиками нелегкий компромисс. Зато в итоге Большой зал предстал трансформером с десятками различных конфигураций, что дает возможность устраивать здесь как концерты, так и полноценные театральные спектакли.
А теперь о том, кого увидит и что услышит публика в первом сезоне. И сколько будут стоить билеты. Пока на сайте «Зарядья» — только первая половина сезона, до нового года. Но уровень программ уже радует. Среди стартовых — фестиваль, посвященный 145-летию Рахманинова. Это будут удивительные вечера: «Начало» (юношеская опера «Алеко» силами театра «Геликон»), «Небо» (Всенощная), «Земля» (романсы), «Последний концерт» (воспроизведение программы, сыгранной Сергеем Васильевичем за месяц до смерти, силами Российского национального оркестра, знаменитого болгаро-швейцарского дирижера Миши Дамева и не менее знаменитого пианиста Константина Лифшица). Здесь уже виден и уровень исполнителей, с которыми имеет дело зал. А то ли еще будет! Дирижер Теодор Курентзис, пианист Даниил Трифонов, оперная певица Джойс ДиДонато, джазмен Бобби Макферрин...
Ноу-хау Ольги Жуковой и ее коллег — группировка событий и система продажи билетов, которую они озаглавили так: «Зарядись музыкой». Все концерты распределены по нескольким тематическим группам. Вам предлагают «зарядиться» классикой, либо оперой, либо барокко, либо джазом. Если выбираешь не меньше четырех концертов из разных групп, получаешь скидку 10%. Если все «четыре плюс» находятся внутри одной категории, то скидка уже 20%.
Жукова считает такую систему более мобильной, чем традиционная абонементная:
— Абонементы разлетаются в первые два месяца продаж, с февраля по март, и вот весь следующий сезон, считайте, уже раскуплен. Притом что внутри абонемента не все концерты могут интересовать человека в равной степени, но ему от них не отделаться. А у нас вы можете формировать свой «абонемент» по личному вкусу.
Цены тоже обещаны демократичные. «По крайней мере на первых порах», — дипломатично уточняет Ольга Эдуардовна. «Пять-шесть тысяч?» — спрашиваю. — «Ну на Курентзиса, может, и чуть побольше».
На самом деле Теодор — чемпион: цены здесь только стартуют от 9 тысяч рублей, достигая потолка в 15. Что ж, он у нас один такой — гений не только игры, но и рынка. На культового Люку Дебарга можно попасть «всего» за 4 тысячи, на патриарха отечественной дирижерской школы Владимира Федосеева — за какие-нибудь 3. А на события Малого зала — вовсе за 100 рублей. Ничего подобного безобразию с февральским концертом Анны Нетребко и Юсифа Эйвазова (напомним: тогда люди попадали в Зал Чайковского и за 150 тысяч) не будет, заверяет меня Ольга Жукова.
Ну что же, посмотрим. Отчасти, может быть, снимет остроту вопроса собственная студия звукозаписи, которая в том числе будет и фиксировать самые знаковые концертные исполнения.
Еще один магнит «Зарядья» — орган французской фирмы Muhleisen. В нем будет 85 регистров — это больше, чем где-либо еще в России, если не считать возрожденного органа Кафедрального собора Калининграда. Впрочем, этот тончайший и сложнейший инструмент обретет голос чуть позже, к концу 2019 года.
P.S. Афишу возглавляет концерт открытия 8 сентября. Программа пока не расшифровывается. Известно, что примет участие Валерий Гергиев (кстати, председатель наблюдательного совета зала «Зарядье», состав которого утвержден учредителем — департаментом культуры города Москвы) и его Мариинский оркестр. Будут и звезды мировой оперы. Кто именно? Осмелимся предположить. Пласидо Доминго, певший в Большом театре на недавнем концерте в честь закрытия чемпионата мира по футболу, наведался тогда и в достраиваемое «Зарядье», спел здесь несколько фраз из своей любимой «Пиковой дамы» Чайковского. Говорят, остался очень доволен звуком...