- Леонид Николаевич, 5 лет назад вы выступили с предложением о необходимости страхования гражданами собственного жилья. Что в этом вопросе изменилось с тех пор?
- Проблема только обострилась. Чрезвычайные ситуации возникают все чаще. Их последствия все масштабнее, разрушительнее. Так, в результате наводнения 2001 года в Республике Саха (Якутия) пострадало жилье 38 тысяч человек, и на его восстановление ушло около 7 миллиардов рублей. В прошлом году в Южном федеральном округе стихия вывела из строя 45 тысяч жилых домов. Ремонт и новое строительство обошлись федеральному бюджету уже в 15 миллиардов. Ясно, что квартира, отданная погорельцу или жертве стихии, уже не достанется другому нуждающемуся. Государственные средства, потраченные на ее восстановление, не пойдут на запланированные работы по эксплуатации и ремонту других зданий, которые еще сильнее обветшают. Пора приступать к всеобщему страхованию жилья. Для этого Госстрой разработал проект Федерального закона "Об обязательном страховании жилых помещений в Российской Федерации".
- Почему оно должно быть обязательным, а не добровольным, как во всех развитых странах?
- Лучше бы, конечно, по-европейски решать этот вопрос добровольно (каждый гражданин в Западной Европе тратит на различные страховки примерно 3-3,5 тысячи долларов в год). Но у нас нет культуры страхования собственного жилища. Сегодня в стране застраховано едва ли два процента жилищного фонда. В прошлом году на юге из 17 тысяч разрушенных домов застрахованными оказались лишь 90. Предлагаем начать с обязательного и постепенно перейдем к добровольному. Мы уже разработали концепцию обязательного страхования жилья в Российской Федерации.
- По разным оценкам, в стране около 40 процентов граждан живут за чертой бедности. Как их в таком случае заставить платить последние гроши страховщику?
- Средний размер страховки, в зависимости от качества жилья, составит примерно 20-50 рублей в месяц. Для работающих россиян это доступная сумма. 11 миллионов бедных граждан уже получают субсидии на оплату коммунальных услуг, в которые будет включена стоимость страховки. Тем, кто их еще не оформил, стоит поторопиться. Ну а у богатых со страхованием проблем нет.
- В стране немало жилья построено в зонах особого риска: в поймах рек, на пути лавин и селевых потоков, в местах частых землетрясений. Ни один страховщик не пожелает страховать его, так как это грозит ему полным разорением. А страхование - обязательное. Какой тут предполагается выход?
- Повышение размера страхового платежа. В обычной ситуации он будет равен 0,1-0,2 процента от стоимости жилья (желательно рыночной, а не государственной). В экстремальных условиях - 0,6-0,7.
- Около 200 миллионов квадратных метров жилья в таких местах было построено в довоенную пору, в годы первых советских пятилеток. В нем живут в основном пожилые люди. Откуда им взять деньги на дорогую страховку?
- Не надо драматизировать ситуацию. Если рынок страхования жилья заработает по-настоящему, то на нем будут "работать" от 20 до 30 миллиардов рублей ежегодно. Их можно будет вкладывать и в ипотеку, и в ремонт зданий, и в решение переселенческих вопросов. Сегодня мы такую же сумму из федерального бюджета просто дарим одним гражданам за счет других.
- А как гражданам, простите за каламбур, застраховаться от недобросовестных страховщиков жилья, которые будут стремиться занизить либо неоправданно завысить его стоимость или даже признать ветхим, чтобы гражданин получил право на незаслуженные государственные льготы?
- Для этого мы разработали проект постановления "Об утверждении положения о порядке признания жилых домов и жилых помещений непригодными для проживания". Все вопросы будут решаться специальной межведомственной комиссией, которую ни обмануть, ни подкупить не удастся.