Гибель кинотеатров, о которой без устали говорили скептики на протяжении последних лет, похоже, отменяется. О том свидетельствуют сборы российских кинотеатров за первую половину 2024 года. Они не просто превзошли показатели аналогичного периода прошлого года, но и вплотную приблизились к результатам допандемийного, рекордного для нашего кинопроката 2019 года.
За первые шесть месяцев 2024 года кинотеатры выпустили на экраны 306 фильмов (из них 76 — отечественного производства). Эти картины заработали в прокате чуть более 26 млрд рублей. Совокупные кассовые сборы оказались почти на 10% больше, чем за первую половину 2023 года, когда на экранах вовсю резвился ушастый «Чебурашка». Тогда из 24 млрд рублей общих валовых сборов на его долю пришлось более 7 млрд. Первая половина нынешнего года таких феноменальных результатов ни одной отечественной ленте не принесла. Но зато более миллиарда собрали сразу шесть разных по жанрам и темам картин, что позволило привлечь в залы довольно большую зрительскую аудиторию.
Самым кассовым фильмом первой половины 2024 года стала вторая часть молодежной комедии «Холоп», заработавшая 3,8 млрд рублей — и это в дополнение к 3 млрд за первый фильм. На втором месте оказалась семейная музыкальная сказка «Бременские музыканты» (более 3 млрд). Третье место заняла неканоническая, вызвавшая жаркие дискуссии экранизация знаменитого булгаковского романа «Мастер и Маргарита», собравшая 2,3 млрд рублей.
В первой пятерке также спортивная мелодрама «Лед-3» (1,855 млрд) и фантастическая сага «Сто лет тому вперед» по одноименной повести Кира Булычева, в эти дни перешагнувшая рубеж в 1,5 млрд. Шестым блокбастером, преодолевшим миллиардный рубеж, оказался музыкальный фильм «Летучий корабль» по мотивам одноименного мультфильма. Слегка недотянула до миллиарда (800 млн рублей) экранизация пушкинского «Евгения Онегина» в режиссуре вездесущего Сарика Андреасяна, который ,благодаря этой постановке приобрел себе вполне респектабельный статус.
Что характерно: в топ-10 лидеров кинопроката — исключительно российские ленты. А в двадцатку самых кассовых картин полугодия затесался только один зарубежный фильм — криминальный боевик популярного у нас британского режиссера Гая Ричи «Министерство неджентльменских дел». Его сборы составили 424 млн рублей, в общем рейтинге фильм занял скромное 11-е место, пропустив вперед себя не только наш боевик «Майор Гром: Игра» (524 млн), но и суровую военную драму «Воздух» в постановке Алексея Германа — младшего (502 млн).
Чтобы удачно завершить год, нашим кинотеатрам надо собрать во втором полугодии не меньше, чем в первом, что вполне реально. И тогда общие сборы окажутся на уровне 52-53 млрд рублей. Несколько цифр для сравнения: по итогам 2023 года кассовые сборы кинотеатров составили 40 млрд рублей, а в непревзойденном 2019 году — 55 млрд рублей. Но пять лет назад на нашем кинорынке властвовали голливудские блокбастеры: «Король Лев», «Мстители: Финал», «Аладдин», «Капитан Марвел», очередной «Человек-паук» и незнамо какой по счету «Форсаж». Эти и другие американские хиты собирали в наших кинотеатрах основную кассу. На долю российского кино приходилось тогда меньше четверти, 23% от общих кассовых сборов. И такое положение дел считалось нормальным. Нынче пирамида перевернулась: львиная доля кассовых сборов, от 75% до 85%, приходится на отечественные картины.
Конечно, не все проблемы решены. Что-то надо делать с пиратским контентом, который под разными личинами проникает на наши экраны, развращая и прокатчиков, и зрителей. Год за годом не хватает ярких, интересных фильмов, чтобы насытить летнюю афишу, — кинозалы в это время года обычно пустуют. По-прежнему не создана система для продвижения серьезного авторского кино. Среди двух сотен снимаемых ежегодно картин хватает лент серых, невразумительных, которые и кассу не делают, и фестивальной славы не приносят. Но в целом российская киноиндустрия начала справляться с теми вызовами, которые встали перед ней после ухода с наших экранов «большого Голливуда».