Экс-директор музея и общественного центра им. А. Д. Сахарова Юрий Самодуров и бывший заведующий отделом новейших течений Третьяковской галереи Андрей Ерофеев приговорены к штрафам в 200 тысяч и 150 тысяч рублей соответственно.

Организаторы выставки выразили несогласие с приговором суда. «Мы будем обжаловать приговор», — сказал журналистам Ерофеев. Самодуров также заявил о намерении подать кассационную жалобу на решение суда.

Уполномоченный по правам человека в РФ Владимир Лукин считает неправильным сам факт судебного разбирательства по поводу организации выставки «Запретное искусство — 2006».

«Я считаю, что в данном случае вопрос стоит о сочетании дурного вкуса и хорошего вкуса»,- заявил в понедельник Лукин «Интерфаксу». По его словам, у него есть «личное мнение о выставке «Звапретное искусство». «Но вопросы о вкусах решаются в цивилизованном обществе где угодно, но только не в суде, и я считаю, что так же должно быть и у нас», — подчеркнул омбудсмен.

Интересно, что выставка «Запретное искусство — 2006» оскорбила чувства всех верующих независимо от того, видели они экспозицию или нет, установил Таганский суд столицы. Как говорится в приговоре, верующие граждане «подверглись психотравматическому воздействию, перенесли нравственные страдания, их человеческое достоинство было унижено».

В приговоре указано также, что подсудимые «допустили публичное оскорбление христианства». Судья Светлана Александрова, касаясь одной из картин экспозиции, отметила, что «совмещение образов Христа и Микки-Мауса представляет собой циничные издевательства и оскорбления православных верующих». Схожую оценку она дала и другим экспонатам выставки, которые, по ее мнению, демонстрируют «наплевательское отношение к религиозным чувствам».

Напомним, что в 2006 году в экспозиции «Запретное искусство» были собраны работы, снятые с выставок по цензурным соображениям, напоминает радио «Свобода». Эти произведения можно было увидеть только через специальные отверстия в стене, отделявшие их от зрителей, — так организаторы давали понять, что смотреть экспозицию могут только те, кому этого очень хочется.

Стоит отметить, что вынесение приговора по делу «Запретного искусства» сопровождалось небывалым ажиотажем. Многие журналисты не смогли попасть в переполненное здание Таганского суда. Представителей российских информагентств пустили внутрь только после вмешательства руководителя пресс-службы Мосгорсуда Анны Усачевой. Желающих попасть на процесс было так много, что всех не пустили даже во двор суда. Когда сотрудники суда сочли, что место в зале закончилось, то двери в здание закрыли. Журналистам пришлось брать суд штурмом. Тех, кто прорывался, приставы жестко выталкивали.

Между тем арт-группа «Война» в знак поддержки организаторов выставки «Запретное искусство» раскидала тараканов в зале суда. Об этом рассказал художник Артем Лоскутов, находящийся на месте событий.

По словам Лоскутова, активисты «Войны» пронесли в здание суда, где оглашается приговор организаторам выставки, более 3,5 тысячи крупных тараканов и раскидали их в коридоре.

«Тараканы разбежались по всему зданию. Тараканов пронесли, чтобы выразить протест против «тараканьего суда», — поведал журнаистам пожелавший остаться неизвестным судебный пристав.

В результате после акции был задержан участник арт-группы «Война» Петр Верзилов, а также активистка движения «Солидарность» Анастасия Рыбаченко. Сейчас они доставлены в Таганское ОВД.

Отметим, что художники-провокаторы из арт-группа «Война» уже не первый месяц находятся в центре вниман устроил забег по машине с «мигалкой» у стен Кремля. Снятая на видео акция произвела фурор в Рунете.

В июне активисты «Войны» шокировали жителей Петербурга, нарисовав огромный фаллос на разводном мосту в центре города. Когда мост развели, фаллос высотой 65 метров оказался прямо напротив здания Управления ФСБ Петербурга, расположенного на Литейном проспекте.

Однако, не только художники провакатроры усложняли оглашение приговора, стоит заметить, что во дворе здания было организовано пение псалмов. Его было слышно в зале на третьем этаже, где проходит заседание. Акция, по словам организаторов, была направлена «на защиту православной веры», сообщает «Интерфакс».

Стоит добавить, что прокуратура попросила для фигурантов дела реальных сроков заключения. Каждому подсудимому, по мнению гособвинителя, нужно назначить по три года лишения свободы в колонии-поселении. Андрей Ерофеев и Юрий Самодуров своей вины в инкриминируемых деяниях не признали, защита фигурантов просила их оправдать.

Напомним, в связи с организацией и проведением в марте 2007 года в Общественном центре имени А. Сахарова выставки «Запретное искусство — 2006» было возбуждено уголовное дело по статье 282 УК РФ — «Возбуждение ненависти либо вражды».

В ходе расследования обвинения предъявили Юрию Самодурову, который на тот момент был директором центра, и куратору выставки, занимавшему тогда должность завотделом новейших течений Третьяковской галереи, Андрею Ерофееву.

Согласно обвинительному заключению, Юрий Самодуров и Андрей Ерофеев организовали выставку «Запретное искусство — 2006», проходившую с 7 по 31 марта 2007 года в общественном центре им. Сахарова, «где демонстрировались произведения, содержащие унизительные и оскорбительные изображения в отношении христианской религии и верующих».

В пресс-службе прокуратуры Москвы также сообщили, что Юрий Самодуров уже привлекался к уголовной ответственности за совершение такого же преступления и был приговорен Таганским районным судом Москвы в 2005 году по п. «б» ч. 2 ст. 282 УК РФ к штрафу в размере 100 тысяч рублей. Сейчас эта судимость погашена.

Негативное отношение к уголовному преследованию Юрия Самодурова и Андрея Ерофеева высказали ранее российские и международные правозащитники.

Однако, в поддержку организаторов выставки «Запретное искусство» выступило музейное сообщество России.

«Я считаю, что ни художники, ни кураторы, ни вообще искусство не должны подпадать под уголовное наказание. Люди в картинах зачастую видят то, чего художник, может, вообще не имел в виду. Время тоже вносит свои коррективы, и следующему поколению вообще будет непонятно то, из-за чего мы спорим сейчас», — заявила агентству «Интерфакс» Ирина Лебедева — гендиректор Третьяковской галереи, в которой ранее работал Андрей Ерофеев.

«Мое твердое убеждение: то, что возможно в частных галереях, на экспериментальных площадках, того не должно быть в государственных музеях. У всех институций, которые работают в современном искусстве, есть свои задачи и свой формат, но эксперимент есть всегда», — подчеркнула Ирина Лебедева.

Она уверена, что творческий процесс не поддается жесткой регламентации и нельзя однозначно говорить о том, что разрешено, а что запрещено в искусстве.

«То, что запрещалось в 70-е годы, стало классикой современного искусства и продается на аукционах. Я не говорю, что в публичном пространстве позволено все, конечно, нет. Вседозволенность — это не свобода, в любом обществе есть свои ограничения, но все-таки не уголовные, не применительно к искусству», — считает она.

По ее словам, современное искусство концептуально, и зачастую главным является не само изображение, а то, что за ним стоит, подразумевается.

«Главное, чтобы нам потом всем не пожалеть о содеянном, а такое возможно. И потом, в нашем обществе такое количество проблем, действительно уголовно наказуемых деяний, что непонятно, почему именно художники и кураторы стали объектом уголовного дела», — заметила гендиректор Третьяковки.

Поддержал выставку и генеральный директор Государственного центра современного искусства Михаил Миндлин считает, что кураторы выставки ни в чем не виноваты и не должны быть наказаны.

«Самодуров и Ерофеев показывали то, что не может быть прокомментировано как оскорбление религиозных чувств, так как эти произведения были показаны в специализированном экспозиционном пространстве профессионального выставочного зала. Поэтому они не могут быть осуждены», — сказал Миндлин «Интерфаксу».

«Если человек придет в Колонный зал Дома союзов в нижнем белье, это воспримут как оскорбление, а если он в том же виде находится в больнице, то есть в специализированном месте, это не вызывает никаких претензий.

Самодуров и Ерофеев не выходили за пределы специализированного пространства», — подчеркнул он.

Михаил Миндлин отметил, что выставка была воспринята как оскорбление религиозных чувств людьми ортодоксальных, консервативных взглядов, «но ведь это не все общество, а лишь его часть».

«Современное искусство по определению провокативно. Оно рождает новые идеи, течения, опровергая канонические, традиционные представления об искусстве. Преследуя людей, которые занимаются развитием искусства, мы ставим крест на эстетическом развитии общества», — уверен гендиректор ГЦСИ.

По его словам, он знаком с людьми из религиозной, православной среды, которые не нашли в этой выставке ничего оскорбительного, а увидели в ней совершенно иные смыслы. Он также заметил, что люди, которые были привлечены к процессу для проведения экспертизы произведений, представленных на выставке, не являются специалистами в области современного искусства и не могут судить об этих экспонатах с профессиональной точки зрения.

«Ведь, если человек сломает ногу, его никто не поведет к психиатру. Так же и здесь. Один из этих экспертов сказал, что лишь однажды побывал на выставке современного искусства и ему запомнилось то, что там штукатурка падала с потолка. С тех пор он не ходит на выставки современного искусства», — рассказал гендиректор ГЦСИ.

Миндлин напомнил, что многие люди искусства были не поняты современниками и даже подвергались гонениям, однако сегодня являются общепризнанными гениями.

«Общество когда-то не воспринимало Рембрандта, импрессионистов считали салоном отверженных, авангардистов преследовали и предавали анафеме, а сейчас ими восхищается весь мир», — заключил он.

Стоит сказать, что аналитический Центр Юрия Левады «Левада-Центр» провел опрос в 130 населенных пунктах 45 регионов страны об отношении россиян к судебному процессу над организаторами скандальной выставки «Запретное искусство».

Как выяснилось, большинство россиян (58%) считают, что люди имеют право «публично критиковать религию», несмотря на то, что такая критика «может подорвать репутацию церкви». При этом лишь 2% респондентов хорошо знакомы с происходящем на суде над организаторами выставки «Запретное искусство», еще 19% «что-то слышали об этом.

Основная масса опрошенных — 76% — ничего не знает о происходящем, что не удивительно в условиях, когда информация о событии не появлялась на государственных телеканалах. „Такая ситуация лишает сторону обвинения оснований выступать от имени большинства населения. В условиях недостатка информации нет определенного мнения о том, можно ли организовывать художественные выставки, „вызывающие протесты общественности“, и тем более „преследовать в судебном порядке“ организаторов таких мероприятий. От четверти до трети населения затрудняются с ответом на этот вопрос“, — отмечает „Левада-Центр“.

Между тем, по словам одного из фигурантов по делу, экс-руководителя отдела новейших течений Третьяковской галереи Андрея Ерофеева, уголовное дело о выставке „Запретное искусство“ сфабриковали. Ерофеева отметил, что заказчика он не знает, но исполнитель очевиден.

ДОбавим, что столь громкое дело не мог не прокомментировать протоиерей Владимир Вигилянский, руководитель пресс-службы Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Не случайно в уголовном кодексе оскорбление религиозных чувств идет через запятую с оскорблением национальным. Это действительно два самых болезненных момента, связанных с переживаниями людей. Тем не менее, я считаю, что тюремное заключение является чрезмерным. Люди церкви всегда призывают к снисхождению, милосердию, даже в отношение более ужасных преступлений. Как человека, связанного с религиозным сознанием, меня коробят любые попытки святотатства, кощунства. Я считаю, что это неприемлемо для нашего общества и вообще неприлично. В приличном обществе оскорблять национальные или религиозные чувства других не стоит. Все же считаю, что осуждение организаторов выставки не должно быть связано с ограничением свободы. Прошу, чтобы им оказали милосердие и снисхождение.

А протоиерей Дмитрий Смирнов, глава синодального Отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями добавил, что требования прокуратуры вполне оправданы. То, что эти люди разжигают рознь, — совершенно очевидно. Могу засвидетельствовать: Самодуров, который устроил такую выставку, лично во мне разжег рознь. Я человек мирный, далеко уже не юный и сам художник. Но какие чувства он во мне возбудил? Как раз такие, за которые его и судят. При всем моем сочувствии к нему, как к личности, такого рода деятельность надо пресечь, а вместо этого устраивались всякого рода телевизионные шоу, обсуждения, попытка назвать это искусством. Ну, есть искусство, которое возбуждает добрые чувства, а есть искусство, возбуждающее религиозную, национальную и всякую другую рознь, искусство, унижающее национальное достоинство».


Суд признал виновными организаторов выставки "Запретное искусство"