Регулярно Еврокомиссия распределяет гранты. Один из них - для "создания межрегиональной электоральной сети поддержки в целях развития и повышения эффективности наблюдения на выборах в регионах России". Получить эти средства непросто, в конкурсе участвуют разные структуры. Вот, например, такой грант сумел выиграть Европейский университет в Санкт-Петербурге. Но кто же будет выполнять на деле благие намерения, на которые по такому гранту выделяются существенные средства? Грантополучатель ищет "на местах" желающих в упорном труде освоить средства Еврокомиссии, точнее - ту часть, на какую этот регион может рассчитывать.
Руководитель проекта из Европейского университета в Санкт-Петербурге Г.Голосов с помощью телефона, факса и личных встреч старался заинтересовать ученых (в первую очередь, в вузах областных центров) таким грантом. Кто-то в университетах и институтах раздумывал, кто-то сразу был готов начинать создание той самой электоральной сети поддержки, но многие отказывались. Зачастую причины отказа понятны: своих академических программ хватает, загрузка ученых в провинциальных вузах обычно высокая, на сторонние масштабные и ответственные проекты ни сил, ни времени нет.
Когда в начале этого года предложение о гранте от Европейского университета в Санкт-Петербурге по телефону получила Уральская академия государственной службы, то ректор УрАГС профессор В.А. Лоскутов, после кратких раздумий и знакомства с присланным проектом договора ответил отрицательно. Главная причина отказа - объем работ огромный: те, кто мог бы дополнительно вести их и чья научная квалификация соответствует задачам, и так заняты под завязку. Да и средства скромные - около 7% от суммы гранта, в пределах 300 тысяч рублей. Что ж, вежливый отказ, вопрос исчерпан. Но руководитель проекта из города на Неве снова и снова искал желающих, обзванивал другие вузы Уральского региона...
В Челябинске (дело происходило в июне) был установлен контакт с филиалом УрАГС в этом южноуральском городе. Директор филиала С. Зырянов, посчитав силы, поначалу склонялся к тому, что столь трудоемкий договор может состояться. На распечатке договора он даже поставил подпись, но, еще раз взвесив за и против, вскоре передумал и известил об этом руководителя проекта, отозвав 2 июля еще не подписанный второй стороной и соответственно не вступивший в силу договор.
Между тем оказалось, что информация о предварительной возможности освоить часть гранта одним из десяти филиалов УрАГС вмиг стала известна и напугала тех, кто в благие цели подобных проектов не верит. При передаче слухов договор уже "имелся", а сумма гранта Европейского университета возросла аж до более чем двух десятков миллионов рублей, а Уральская академия государственной службы (солидный, авторитетный вуз, готовящий госслужащих - как же такое возможно!) в пересказах стала именоваться "партнером" и основным получателем всех этих деньжищ. Благие цели Еврокомиссии и Евросоюза тут же посчитали вмешательством в избирательный процесс и попыткой дестабилизировать ситуацию, подобно тому, как это было в Украине.
Впрочем, в верхах некоторые самые недоверчивые депутаты Госдумы, в частности, не столько удивлялись "щедрости" гранта и настойчивости проектантов по его реализации и внедрению в регионы, сколько усиленно изыскивали подвохи, может, даже "план диверсии", не веря всяким там "независимым мониторингам" и "сторонним наблюдателям". То, что договора с УрАГС на самом деле нет и не предвидится, - это их уже не интересовало. Странно, что клубок невероятных слухов никому не захотелось распутать, дойти до фактов, а не основываться на домыслах, создавая почву для скандала. А ведь все просто - надежно хотя бы раз проверь информацию у тех, о ком ведется речь, и только тогда выводы будут объективными. Очевидно, что сработал и эффект нагнетания страхов, частью ложных, частью реальных, связанный с деятельностью некоммерческих организаций, получающих финансы из-за рубежа.