По данным ГИБДД, аварийность с таксомоторами растет. В 2016-м произошла 541 авария, в 2017-м — 607, а в 2018-м — уже 764. За минувший год в ДТП с участием такси погибли 23 человека (годом ранее — 20 погибших). Все больше раненых: в 2016-м их было 672, в 2017-м — 765, а в 2018-м — 900. Все чаще мы слышим о судебных тяжбах пострадавших в ДТП пассажиров. Хотя по определению такси должно быть самым безопасным и комфортным средством передвижения.
Как сообщил заместитель мэра в правительстве Москвы Максим Ликсутов, 51% таксистов имеют высшее образование. Но по данным ГИБДД, на улицах столицы более половины водителей такси — выходцы из азиатских республик. Получается, пассажиров возят таджики, узбеки и киргизы с высшим образованием, хотя большинство из них плохо владеют русским, плохо водят, плохо знают столицу.
Вероятно, Ликсутов пользуется официальной статистикой, а на дорогах немало нелегалов. Получить таксомоторную лицензию в обход правил в столице не проблема. Московские чиновники видят корень бед в усталости таксистов, они-де слишком много работают. Лично я услугами такси перестал пользоваться после того, как шофер, которого я вызвал через приложение Uber, на ломаном русском обложил меня бранью и потребовал валить из машины...
Как водитель с 40-летним стажем я вижу, что именно таксисты представляют главную угрозу безопасности на московских и подмосковных трассах. В большинстве своем они не обладают достаточными навыками вождения и элементарными основами общения. Слабое знание города привязывает их к навигаторам. А агрегаторы отвлекают от дороги и принуждают к непредсказуемым маневрам. Таксисты игнорируют правила парковки и остановки.
В результате сотни тысяч таксомоторов, появившихся на улицах столицы, еще больше затрудняют движение, приводят к пробкам. А идея-то была в обратном. Жаль, власти не просчитали такие последствия, когда давали зеленый свет развитию такси таким вульгарным образом.
В целом по России ситуация не лучше. По данным координатора проекта «Народный контроль» депутата Госдумы Анны Кувычко, на рынке таксомоторов в стране заняты 2-2,5 млн человек. До двух третей — нелегальный извоз. Порядка 60% ДТП с участием такси приходится на нелегалов.
Между тем законопроект о такси уже много лет пылится в коридорах и никак не может преодолеть лоббистские преграды. По последней информации, депутаты склоняются к радикальным мерам — запрету на вождение такси для иностранцев. В Госдуме пришли к выводу, что наличия российского водительского удостоверения для таксиста недостаточно. Управлять такси должны только граждане РФ. Но и для них законопроект несет ужесточения. Так, водительский стаж таксиста должен составлять не менее трех лет. Он будет обязан получать разрешение работать таксистом на конкретном автомобиле сроком на пять лет.
Еще больше ограничений законодатель предусматривает в отношении таксопарков и агрегаторов. ИП и организации, владеющие автомобилями такси, планируется обязать регулярно заниматься техобслуживанием, ремонтом и предрейсовым осмотром этих транспортных средств. Агрегаторы такси (такие как «Яндекс») должны будут зарегистрироваться в региональных реестрах служб вызова такси, а если компания иностранная, ей необходимо будет открыть дочернюю компанию в России. Агрегатор не сможет передавать заказы перевозчику, у которого нет разрешения на таксомоторные перевозки. И главное: ответственность за ДТП в таких случаях ляжет на агрегатора.
Предложения хотя и не исчерпывающие, но здравые. Только вот когда этот закон преодолеет лоббистские преграды? Из Госдумы звучат обнадеживающие сигналы: уже в этом году. Посмотрим.
А пока не совсем понятно, какие выводы сделали по результатам рейда столичные власти. Но прямо в период его проведения водитель такси сбил на дороге инспектора ГИБДД, нанеся ему тяжелые повреждения. Так сколько еще смертей и ранений понадобится, чтобы меры наконец-то были приняты? И мы хотя бы отдаленно вспомнили тот образ таксиста, который был создан замечательным Олегом Ефремовым в известном всем фильме «Три тополя на Плющихе»...