Открывшийся сегодня в Красноярске VII форум впору называть не экономическим, а экономным. Значительная часть оформления осталась еще с прошлогоднего форума, мест для фуршета стало заметно меньше.
На фоне сногсшибательного формата Красноярского экономического форума в 2009 году, в ходе которого был проведен огромный мозговой штурм по выработке антикризисных мер, нынешний слет экономистов и бизнесменов выглядит бледно. Как по проблемному наполнению, так и по числу статусных участников. Однако в целом участников в этом году оказалось на 300 человек больше, чем в прошлый раз – около 1200.
Главной скрипкой форума на этот раз стал первый вице-премьер Игорь Шувалов, который от участия в прошлогоднем мероприятии отказался буквально за несколько часов до его начала. В этот раз ему этого сделать не удалось, ведь главная тема форума — «Вызовы и ценности модернизации». А Шувалов как раз отвечает за модернизацию экономики в правительстве России.
Не в ударе
Содержание приветственного выступления Шувалова повторяло уже не единожды сказанные слова о необходимости и важности модернизации, подкрепленные цитатами президента Дмитрия Медведева. Красноречие и образность Шувалова на этот раз изменили ему. Казалось, ему чего-то не хватает для яркого выступления. Чуть позже выяснилось, чего именно.
Впрочем, коллеги из информационных агентств все же попытались написать новости по итогам его выступления. Одни обратили внимание на признание вице-премьера в том, что государство сейчас не в состоянии выполнить обещания по финансированию инфраструктурных проектов из-за скудости бюджета. Другим понравились намерения Шувалова изменить инвестиционный имидж страны к концу 2010 года.
А есть ли модернизация?
После Шувалова слово стали брать другие участники форума. Модератор дискуссии экономист Сергей Алексашенко отметил: «Были случаи, когда страны шли по приказному пути модернизации: власть говорила - все строились и выполняли. Да, создавались новые заводы, но страна не двигалась вперед. Только у государства или только у бизнеса или общества не получится в одиночку сдвинуть страну с места».
Гендиректор Сибирской угольной энергетической компании (СУЭК) Владимир Рашевский своей короткой репликой в ходе дискуссии чуть было не свел все разговоры о модернизации на нет. «Вот мы все говорим о модернизации, а между тем крупный бизнес уже занимается этим, инвестирует в развитие, и этот процесс не останавливается», - заявил он. Зал, казалось, замер в немом вопросе, не понимая, о чем же вообще дальше говорить, если модернизация давно идет и не останавливалась?
Но ректор Российской экономической школы Сергей Гуриев вернул всех с небес на землю практически провокационным вопросом: «У нас есть стратегия развития страны до 2020, однако, до этого существовала программа развития с 2000 по 2010 годы. Так вот, она была выполнена лишь на 40%, 60% остались на бумаге. Какие у нас основания полагать, что новую программу мы выполним полностью?». Казалось, что теперь весь зал стал молча недоумевать, почему же модернизация никак не начинается, а если и начинается, то с грехом пополам. Отвечать пришлось управляющему директору группы компаний «Тройка Диалог» Андрею Шаронову, который в обозначенные Гуриевым сроки как раз работал в министерстве экономического развития и торговли.
«Я 11 лет проработал в минэкономики, - согласился Шаронов. - И вы знаете: там происходила чехарда программ при смене руководителей правительства, при этом анализа предыдущих программ не было, я это чувствовал и понимал, что это неправильно». Но, похоже, даже самому Шаронову не понравился его собственный ответ и он застенчиво положил микрофон на стол.
Бизнес уходит в подполье
Острота вопроса Гуриева, видимо, вдохновила других оппозиционеров от бизнеса. И от темы модернизации они плавно перешли к теме свободы ведения бизнеса в России.
Предпринимательница из Москвы неожиданно призналась всему залу, что сознательно не регистрирует свою компанию, зная, что ее сразу загрызут налогами и поборами. Бизнесмен из Сибири поделился сожалением: многие его друзья ушли из бизнеса и живут для семьи, а те, кто остался, сталкиваются с неимоверным количеством проблем. Другой его коллега привел почти анекдотическую историю о том, как его затаскали по судам «за то, что он взялся модернизировать экономику». И тут модератор Алексашенко объявил интерактивное голосование по вопросу: «Как вы считаете, услышали ли бюрократы призыв президента о модернизации?». Участники проголосовали кнопками прямо с мест: 92% зала оказались не на стороне бюрократов. Лицо сидевшего в первом ряду Шувалова потемнело, и он решил ответить на обвинения в адрес модернизации.
Туше
«Знаете, я со многим согласен из сказанного, - заявил он, выйдя на сцену. - Но много чего было откровенно сомнительного». Говоря о проблемах модернизации, вице-премьер напомнил опыт царя Ивана Грозного. «Он пытался модернизировать страну, но делал это с огромными потерями для народа, вот линии его модернизации и заканчивались провалом. Поэтому нам нужна модернизация с потерями нормального порядка, вообще без потерь нельзя - так устроена жизнь. А иначе ничего не выйдет, и напишут потом в учебниках, что вот, мол, был такой период модернизации, но не сложилось — низы не хотели, а верхи не могли», - воскликнул Шувалов. Было заметно, что именно критики, которая способна его задеть, не хватало чиновнику для пламенной речи (потом даже вице-премьер и полпред Александр Хлопонин в кулуарах форума похвалил образное выступление своего коллеги). Шувалов меж тем продолжал. По его словам, критиковать правительство легко, но организовывать дискуссию было бы неправильно, так как драгоценное время уйдет. «Вообще нельзя относиться к программному документу как к предписанию, которое должно быть досконально выполнено. Да, программа, реализованная на 40% - это с одной стороны плохая административная работа, но с другой - жизнь меняется и не стоит на месте, она меняет программу».
Закончил выступление Шувалов философской и из уст чиновника даже страшной мыслью о том, что в России сложилась «система, при которой плохо практически всем». На этой пессимистической ноте зал снова открыл рот в немом вопросе, но ответ на него уже никто не дал: Шувалов выступал на заседании последним.