Беззаботные доселе водители мопедов будут обязаны получить права. И если раньше для них планировалось расширить категорию, А (мотоциклы), то теперь речь идет о присвоении отдельной буквы — «М». Также в ГИБДД есть замысел обязать водителей маршруток получать отдельное удостоверение.
Главный госинспектор безопасности дорожного движения России Виктор Кирьянов рассказал на «правительственном часе» в Госдуме о том, что все необходимые согласования для введения новой категории уже фактически завершены. В следующем году наряду с другими она будет обозначена в водительском удостоверении. Поводом для нововведения стала статистика: за последние годы более чем на 50% выросло число ДТП с участием мопедов.
Глава московского отделения Федерации автовладельцев России Сергей Канаев отметил, что права на управление мопедом нужны не столько для того, чтобы показать навыки владения транспортом, сколько для того, чтобы подтвердить знание ПДД.
Водители мопедов и скутеров — полноценные участники дорожного движения, так как движутся не по отдельной полосе, как велосипедисты, а по общей дороге. «Если они не знают, как взаимодействовать с другими участниками, неизбежны аварии», — заявил Канаев.
Эксперт добавил, что мопед может развивать скорость до 50 км/ч, и если собьет переходящего дорогу человека, то нанесет ему серьезные травмы. «Учитывая риски, следует ввести допуск к управлению и этим видом транспорта, чтобы за рулем не оказался человек, который имеет психические противопоказания», — подытожил Сергей Канаев.
Не стоит забывать и про фактор страха, который напрочь отсутствует у подростков, отметил эксперт Всероссийского общества автомобилистов Алексей Ивановский. «Несовершеннолетние на дороге — повышенная группа риска, и даже с правами они будут попадать в аварии», — полагает он.
Пока ГИБДД не озвучила главного: с какого возраста разрешат управлять мопедом. Эксперты считают оптимальным ограничением 14 лет. В этом возрасте подросткам выдают паспорт: с 14 лет можно привлекать к ответственности. Если же планку повысить, за бортом останется часть молодежи, которая в основном и увлечена мопедами.
Главный госинспектор признал также, что необходимо ужесточать критерии отбора водителей маршруток. Напомним, что этот вопрос обсуждался и ранее. Осенью прошлого года даже предлагали ввести отдельную категорию прав для маршрутчиков —
Вспомнят былое
Также в планах ГИБДД — возвращение к балльной системе подсчета нарушений ПДД, которая работала в СССР. Тогда наряду с водительским удостоверением выдавали «Талон № 1», который означал, что у водителя не было ни одного штрафа. Если он нарушал правила поведения на дороге, то вместо «Талона № 1» выдавали «Талон № 2».
За четыре нарушения лишали прав, даже если нарушения были незначительными. В
По мнению экспертов, в современных условиях такая система работать не будет. «Важно будет избежать прокола даже за мелкое нарушение, в итоге мы будем иметь колоссальный рост коррупции», — говорит Алексей Ивановский.
Кто может получить права
Категория, А — не моложе 16 лет, наличие медсправки, навыки вождения данного транспорта; ранее в эту категорию прав планировали включить мопеды
Категория В — не моложе 18 лет, наличие медсправки, навыки вождения данного транспорта; нередко права этой категории получают водители маршрутных такси
Категория С — не моложе 18 лет, наличие медсправки, навыки вождения данного транспорта, обязательна предварительная подготовка в автошколе
Категория D — не моложе 20 лет, наличие медсправки, опыт вождения, предварительная подготовка в автошколе; на эту категорию должны сдать водители пассажирского транспорта
Категория Е — не моложе 20 лет, наличие медсправки, стаж управления транспортным средством не менее 12 месяцев категории B, С или D
Категория М* — отсутствие противопоказаний по здоровью, навыки вождения, знание ПДД
*точные параметры пока не определены