Решение учредить службу финансовой разведки было принято не без давления Запада. Напомним, что полтора года назад рабочая группа по финансовым операциям комиссии FATF включила нас в "черный список" стран, не борющихся как следует с отмыванием денег.
В рядах FATF состоит 29 государств - участников Организации экономического развития и сотрудничества (ОЭСР). На свои заседания ее члены собираются два раза в год. В феврале 2000 года группа определила 25 признаков, по которым деньги следует считать отмытыми от криминала. У нас западные эксперты заподозрили сразу 10 таких признаков, и соответственно Россия попала в число стран, составивших "черный список". Кроме нас, туда входят острова Кука, Доминика, Египет, Гренада, Венгрия, Индонезия, Израиль, Ливан, Маршалловы острова, Мьянма, Ниуэ, Науру, Филиппины, Сент-Китс и Невис, Сент-Винсент и Гренадины, Нигерия и Украина.
Спустя год список был пересмотрен, но Россию оставили в числе его фигурантов. Нас предупредили, что если не примем специального закона о борьбе с "грязными" деньгами, то попадем под действие санкций, предусматривающих запрет на открытие счетов в развитые странах, а возможно, и под визовые запреты для российских граждан. В августе 2001 года президент РФ подписал "противоотмывочный" закон. На очередной встрече участники FATF Россию не наказали, но указали при этом, что все теперь будет зависеть от результатов мониторинга ситуации на российском финансовом поле. А пока комиссия не стала спешить с пересмотром списка, отложив это дело на июньское пленарное заседание.
На последней встрече членов FATF в Гонконге были еще более ужесточены рекомендации, к исполнению которых претенденты на исключение из "черных" рядов должны приступить немедленно. Новые стандарты FATF предполагают введение беспрецедентно жестких барьеров на пути возможного финансирования терроризма.
Наши эксперты полагают, что теперь Россия вполне может избавиться от соседства с подозрительными оффшорами, о существовании которых наши сограждане даже не подозревали. Многих предпринимателей, однако, волнует, не станет ли финансовая разведка слишком круто заворачивать гайки и пугать законопослушных граждан, имеющих банковские счета.
Итак, из чего будет состоять работа нового органа? По соглашению между Комитетом по финансовому мониторингу и ЦБ, схема контроля построена следующим образом. В каждом банке появится ответственный сотрудник, подчиненный напрямую его руководителю, который и будет отлавливать информацию о подозрительных счетах. Помогать ему в этом должна служба внутреннего контроля. Она отследит сделки, превышающие в сумме 600 тысяч рублей, и доложит о них "уполномоченному" от финансовой разведки. Кроме банковских операций, в поле зрения контроля попадают финансовые проводки страховых, инвестиционных и лизинговых компаний. Не забыты также ломбарды, почты и движение средств по кредитным картам физических лиц, если речь идет о суммах выше названной.
Если контролер сочтет, что тест на криминальное происхождение положительный, то сигнал об этом в электронном виде должен поступить в ЦБ до 16 часов следующего дня, а оттуда - в Комитет по финансовому мониторингу. Штат его сотрудников, числом около 200, будет решать вопрос передачи сведений в органы правопорядка.
По словам главы комитета Виктора Зубкова, таким способом "в ближайшее время каналы легализации незаконных средств будут перекрыты". Помимо сугубо разведывательных действий, КФМ может обращаться "с аргументированной информацией" в соответствующий лицензионный орган для прекращения работы компании, нарушающей законы страны. Такие широкие полномочия финансовой разведки вполне укладываются в ранг силовой структуры, хотя Зубков и сделал акцент на том, что комитет в число право-охранительных органов не входит и правом оперативно-розыскной деятельности не обладает.
Зато финансовая разведка получит доступ даже к конфиденциальной информации. Строго говоря, закон определяет четыре вида банковских операций, которые можно отнести в категории подозрительных. Зато дополняющая его инструкция ЦБ расширяет их число уже до 15. С учетом наших традиций можно не сомневаться, что никак не меньше "подозрительных операций" будет и в банковской практике. Все эти строгости, если они будут исполнены аккуратно, наверняка сделают Россию последовательным борцом с отмыванием денег.
А вот станет ли комитет заслоном на пути бегства капитала из страны - пока не ясно. Вполне может случиться, что, наоборот, ужесточение банковских порядков в стране подтолкнет предпринимателей к решению держать свои деньги подальше от российских границ. Как именно уводить за кордон капитал, отечественные бизнесмены всегда знали лучше чиновников.