Пока российский газ поступал в Европу, ее позиция сводилась к формуле: "Мы, конечно, озабочены, но вмешиваться не хотим". Однако как только столбики европейских термометров стремительно поползли вниз, а газа все еще не было (причем ситуация на Балканах стала критической), молчать стало невозможно. В Брюсселе провели переговоры, к которым подключили "Газпром" и "Нафтогаз", а премьер ныне председательствующей в ЕС Чехии Мирек Тополанек отправился по маршруту Киев - Москва - Киев.
Даже украинские политологи признают: Киев газовую информационную войну проиграл, российская позиция выглядит куда более логично. Аргументы Киева так и остались не до конца ясными. Европейцам, видимо, тоже.
Иначе чем объяснить, что в споре, в отличие от конфликта трехлетней давности, они встали не на сторону "демократических украинских властей", а выбрали острожную формулу, обвинив обе страны. Тот же Тополанек заявил: "Украина теряет репутацию надежного транзитного маршрута, а Россия - надежного экспортера".
Цель сегодняшнего заседания в Брюсселе - выработать единую энергетическую политику. Например, Польша, Чехия, Словакия и Венгрия предлагают возобновить программу использования АЭС. Кроме того, европейцы хотят ускорить реализацию проекта "Набукко", который предусматривает поставки газа из Азербайджана и Средней Азии в обход России. Наконец, Европа в будущем увеличит поставки из Северной Африки.