Как известно, устав Нобелевского фонда строго регламентирует мельчайшие детали отбора лауреатов и каждую минуту торжественной процедуры награждения, которая происходит ежегодно 10 декабря в столицах Швеции и Норвегии. Премии в области физики, химии, физиологии и медицины, экономики и литературы при любых обстоятельствах должны быть вручены в Стокгольме лично королем Швеции, а лауреаты Нобелевской премии мира неизменно получают награду из рук председателя Норвежского нобелевского комитета в присутствии короля Норвегии и членов королевской семьи. Измениться могут только персоналии да размер премии (кстати, в этом году он меньше прошлогоднего на целых 20% — «всего» по 1,1 млн долларов в каждой номинации).
В этом смысле год уходящий не стал исключением, несмотря на обещанный конец света. Все в Скандинавии прошло строго по плану. Вот некоторые из тех, кто получил Нобелевскую премию 2012 года.
По физике — Серж Арош из College de France (Франция) и Дэвид Уайнленд из Национального института стандартов (США), за создание революционных экспериментальных методов, открывающих возможности измерений и манипуляций с индивидуальными квантовыми системами (на самом деле эти двое передали всем нам привет от персонажа, широко известного в узком кругу специалистов — кота Шредингера).
По химии — американцы Роберт Лефковиц и Брайан Кобилка, которые разобрались в работе клеточных рецепторов человеческого организма (и теперь даже экстремалы обязаны понимать, как у них при возникновении чувства страха происходит прилив адреналина — что бы там они ни говорили нам, будто им вовсе и не страшно).
По физиологии и медицине — ученые из Великобритании и Японии Джон Гердон и Синье Яманака за работы в области биологии развития и получения индуцированных стволовых клеток (первый из них еще 50 лет назад заложил основы клонирования живых организмов, второму же рукоплещут все косметологи мира, он сумел получить стволовые клетки из обычных клеток кожи).
По экономике — снова американцы, Элвин Рот из Гарварда и Ллойд Шепли из Университета Калифорнии (это благодаря им рынок простер свои руки в такие сферы нашей жизни, где непосредственный обмен товара на деньги неприемлем — типа распределения донорских органов по больным, нуждающимся в пересадке).
По литературе — китайский писатель Мо Янь, который, по слухам, обошел самого Харуки Мураками, причем с такой яркой формулировкой («за галлюцинаторный реализм, с которым он смешивает сказку, историю и современность»), за которую в будущем на премию в этой номинации явно сможет претендовать и сам Нобелевский комитет.
Впрочем, на этот счет есть и другое мнение: а почему бы не замахнуться ему и на премию мира? Ведь, в отличие от Евросоюза, который получил награду на этот раз, ни один из членов Нобелевского комитета уж по крайней мере не был замечен ни в одном из военных конфликтов!